Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции, а также применение этих знаний для практического использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и формами по продукции (работам, услугам), ее оценки, приведение типовых проводок;
Провести учет готовой продукции, товаров, работ и услуг;
Проанализировать методы учета продаж продукции;
Привести синтетический и аналитический учет продаж продукции (работ, услуг);
Рассмотреть, как влияет договорная политика на процесс продаж;
коммерческих расходов. Но в отчетном году увеличилась выручка от продажи товаров, продукции, услуг на 38526 тыс. руб., за счет снижения себестоимости проданных товаров .
К негативным факторам следует отнести опережающие темпы прироста управленческих расходов (139,2%) по сравнению с темпом прироста выручки от продажи продукции. Это привело к снижению суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом. Следовательно, резервом дальнейшего роста прибыли является снижение управленческих расходов.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов пред-приятия приходится на один рубль текущих обязательств.
Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.
Таблица 4 – Показатели , характеризующие финансовую устойчивость
ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря» (на конец года).
Показатели | 2007 г | 2008 г | 2009 г | Отклонение (+;-) 2009 год от | |
2007 г | 2008 г | ||||
Оборотные активы,тыс. руб. | 50842,5 | 60464,5 | 67980 | 1,34 | 1,12 |
Краткосрочные долговые обязательства,тыс. руб. | 3647 | 4901 | 5162 | 1,41 | 1,05 |
Денежные средства, тыс. руб. | 18414,5 | 17798 | 14398 | 0,78 | 0,81 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 5,05 | 3,63 | 2,79 | 0,55 | 0,77 |
Коэффициент текущей ликвидности | 13,94 | 12,34 | 13,17 | 0,94 | 1,07 |
Коэффициент финансовой зависимости | 1,1 | 1,11 | 1,09 | 1,73 | 1,71 |
Рассматривая таблицу 4 мы видим, что текущие активы по величине превышают текущие обязательства. Это означает, что предприятие является успешно функционирующим.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, при-водимая в западной литературе, — 0,2. В ОАО «Карьероуправление «Венцы-заря» коэффициент абсолютной ликвидности находится на высоком уравне, это значит, что предриятие способно погасить чать раткосрочных обязательств немедленно, но наблюдается тенденция к снижению.
Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.
Однако, и слишком большая доля собственных средств также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит. Поэтому каждому предприятию, в зависимости от сферы деятельности и поставленных на данный момент задач необходимо установить для себя нормативное значение коэффициента.
В ОАО «Карьероуправление «Венцы-заря» нормативное значение коэффициента – 2. Анализируя полученные расчеты, можно сказать, что полученный коэффициент близок к норме.
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
3.1 Документальное оформление продажи продукции, работ, услуг
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными. В качестве типовой формы накладной используется форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».
Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими рекомендациями по учету материально-производственных запасов применяется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.
Накладные формы М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр передается кладовщику (или другому материально-ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель расписывается в получении продукции.
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатывают справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.
Данные платежных документов по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг), форма №16 или №16а. В ведомости указывают дату и номер платежного документа, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость формы №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а – при определении выручки по оплате.
Отгрузка продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через розничную торговлю.
При отгрузке товаров заполняется товарная накладная формы № ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй – передается покупателю.
3.2 Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг)
Продажа готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг является завершающим этапом кругооборота продукта по фазам общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление.
Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по продаже готовой продукции, товаров, работ, услуг зависит от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.
Информация о заключительной стадии кругооборота продукции аккумулируется на счете 90 «Продажи».
Согласно Инструкции счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частное выручка и себестоимость:
по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
строительным, монтажным, проектно-изыскательским, разведочным, научно-исследовательским работам;
товарам;
услугам по перевозке грузов и пассажиров;
В дебете счета 90 «Продажи» отражается фактическая себестоимость в двух вариантах в зависимости от принятой учетной политики: либо по полной себестоимости, либо по усеченной с выделением управленческих расходов. В кредите этого счета отражается выручка, т.е. дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, включая НДС и акцизы.
По окончании отчетного периода на счете 90 «Продажи» подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат.
Если итог по кредиту больше итога по дебету, это означает, что организация получила прибыль; превышение дебетового итога над кредитовым показывает сумму убытка. Затем отражается финансовый результат. После отражения финансового результата подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, которые должны быть равны между собой. Остатка на этом счете быть не должно.
В ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря» счету 90 «Продажи» открыты следующие субсчета:
90/2 «Себестоимость продаж» - для отражения затрат, связанных с производством, приобретением и продажей товаров и услуг;
90/3 «НДС» - для учета НДС, причитающегося к получению от покупателей;
90/9 «Прибыли / убытки от продаж» - для определения финансового результата реализации за месяц.
Таблица 5 Итоговые учетные записи по счету 90 «Продажи» в
ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря»,2009 г.
Дебет | Кредит | ||||
Счет | Содержание | Сумма, тыс.руб. | Содержание | Сумма, Тыс.руб. | Счет |
26 | Списаны общехозяйственные расходы | 26707868,89 |
|
|
|
43 | Списана себестоимость реализованной готовой продукции | 71318505,28 |
|
|
|
44 | Списаны расходы на продажу | 134193938,41 |
|
|
|
68 | Начислен НДС | 45623530,20 |
|
|
|
Х | Оборот на 26.02.09г. |
| Оборот на 26.02.09г. |
| Х |
90 | Начислена выручка от продаж | 277858778,74 | Начислена выручка от продаж | 576952940,02 | 90 |
99 | Начислена прибыль и убытки | 45784869,15 | Отражена прибыль и убытки | 24534550,38 | 99 |
Оборот |
| 601487490,67 | Оборот | 601487490,4 |
|
В 2009 году по счету 90 «Продажы» в ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря» были отражены следующие бухгалтерские записи:
списаны общехозяйственные расходы:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 26707868,89 тыс.руб.
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» - 26707868,89 тыс.руб.
списана в реализацию готовая продукция:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 43 «Готовая продукция»- 71318505,28 тыс.руб.
списаны расходы на продажу:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 44 «Расходы на продажу» - 134193938,41 тыс.руб.
начислен НДС:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»- 45623530,20 тыс.руб.
начислена выручка от продаж:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» -
начислена прибыль(убыток) от продаж:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» - 45784869,15 тыс.руб.
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» -
начислена выручка от продаж:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» -
отражена прибыль и убытки:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» - 24534550,38 тыс.руб.
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» -
Таким образом, определение термина «продажи» инструкций по применению Плана счетов заключается в установлении перечня операций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Обобщая приведенные положения Инструкции, можно сказать, что под продажами для целей бухгалтерского учета понимают направленные на получение доходов факты предпринимательской деятельности. Комплекс операций, определяемый в бухгалтерском учете как продажи, в налоговом законодательстве обозначается термином «реализация».