Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции, а также применение этих знаний для практического использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и формами по продукции (работам, услугам), ее оценки, приведение типовых проводок;
Провести учет готовой продукции, товаров, работ и услуг;
Проанализировать методы учета продаж продукции;
Привести синтетический и аналитический учет продаж продукции (работ, услуг);
Рассмотреть, как влияет договорная политика на процесс продаж;
На систему бухгалтерских проводок влияет выбор метода отражения выручки от продажи продукции, работ и услуг по моменту отгрузки продукции, работ и услуг и по моменту их оплаты.
В ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря» используется метод, когда при заключении договора поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию, т.е. право собственности на переданную покупателю продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты. При этом методе учет операций по отгрузке продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные», по дебету которого отражается стоимость отправленной покупателям продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция», а по кредиту происходит ее списание после получения средств в корреспонденции со счетом 90 «Продажи».
В российском бухгалтерском учете одним из условий признания выручки является право на ее получение, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом, а необходимым условием признания момента продажи — выполнение договора, которым была оформлена сделка. ГК РФ определяет, что договор является соглашением двух или нескольких лиц об установленном изменении или прекращении гражданских прав.
Договор является основанием возникновения прав и обязанностей сторон.
Наиболее распространенная форма договора, которую используют организации для оформления продаж продукции, работ, услуг договор купли-продажи и его разновидность — договор поставки.
В силу статьи 454 ГК РФ договор купли-продажи определен как договор, по которому одна сторона — продавец — обязуется передать продукцию, работы, услуги в собственность другой стороне — покупателю, а покупатель обязуется принять эту продукцию, работы, услуги и уплатить за них определенную денежную сумму — цену.
На организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияют:
момент реализации для целей налогообложения;
схема расчетов за продукцию, работы, услуги;
момент перехода права собственности в договоре.
Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.
При формировании бухгалтерской модели по учету процесса продаж особое место занимают формы договорных отношений. Грамотное бухгалтерское оформление договоров, учитывая преимущества и недостатки тех или иных видов договоров, может существенно сказываться на финансовом результате.
3.3 Учет расходов на продажу
Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета.
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, расходы на продажу могут включать следующие затраты:
на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобиль и другие транспортные средства;
комиссионные сборы и отчисления, уплаченные сбытовым и другим посредническим организациям, в соответствие с договорами;
по содержанию помещений для хранения продукции и местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
на рекламу, включающие расходы на объявление в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты; прочие расходы по сбыту (по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
на представительские расходы;
Рассмотрим состав и учет этих расходов по каждой статье. Расходы на тару и упаковку изделий на складах, готовой продукции состоит из расходов на собственно тару или тарные материалы, заработную плату рабочих, занятых упаковкой на складах, с отчислениями на социальное страхование и соответствующей части расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов; оплаты услуг сторонним организациям по затариванию и упаковке изделий; стоимости услуг своих вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковкой.
В тех случаях, когда затаривание продукции в соответствии с технологией ее изготовления осуществляется в основных цехах, до сдачи ее на склад, стоимость тары и расходы на операции упаковки включаются в производственную себестоимость продукции по соответствующим статьям калькуляции. Такой порядок принят, например, в обувной промышленности, где стоимость картонных коробок и укладка обуви в них относятся к затратам, включаемым в производственную себестоимость.
В зависимости от принятой в организации учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией. Базой распределения является вес продукции, или ее объем или ее производственная себестоимость.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены издержки обращения, такие как на перевозку, на рекламу, представительские расходы и т.д.
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: операционные, общезаготовительные, на содержание приемных пунктов содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
После списания расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
Таблица 6 Итоговые учетные записи по счету 44 «Расходы на продажу» в
ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря»,2009 г.
Дебет | Кредит | ||||
Счет | Содержание | Сумма,тыс.руб. | Содержание | Сумма,тыс.руб. | Счет |
23 | Списаны расходы на вспомогательное производство | 19887094,08 | Списаны расходы на продажу | 134193938,41 | 90.2 |
60 | Отражена стоимость работ и услуг, связанных с процессом продажи | 114306844,33 |
|
|
|
Х | Оборт | 134193938,41 | Оборот | 134193938,41 | Х |
В 2009 году по счету 44 «Расходы на продажу» в ОАО «Карьероуправление «Венцы-Заря» были отражены следующие бухгалтерские записи:
списаны расходы на вспомогательные производства:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 19887094,08 тыс.руб.
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» - 19887094,08 тыс.руб.
списаны средства поставщикам и подрядчикам:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» -
Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 114306844,33 тыс.руб.
начислена прибыль(убыток) от продаж:
Дебет счета 90 «Продажи» -
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» -
3.4 Пути совершенствования учета продаж продукции
Рассмотрев политику учета продаж продукции, необходимо выделить пути совершенствования учета. Перед бухгалтерским учетом, как в целом, так и учетом материально-производственных запасов (товаров) в частности, стоит ряд задач, реализация которых обеспечивает создание информационной базы, полезной для принятия решений заинтересованными пользователями отчетности. Товары являются необходимым элементом готовой продукции. С развитием рыночных отношений и укреплением института частной собственности возрастает значение задач формирования фактической себестоимости запасов (товаров) и контроля за их сохранностью в местах хранения и на всех этапах движения.
В специальной литературе наиболее обсуждаемыми являются вопросы, связанные именно с формированием фактической себестоимости: правомерность включения в нее расходов на страхование, обслуживание кредитов; выбор метода оценки запасов (товаров) при их использовании; обоснование оценки запасов по справедливой стоимости.
Иногда трудно решить, какие виды стоимости должны рассматриваться как часть стоимости готовых изделий, особенно применительно к производственным товарам. Готовая продукция оценивается на основе полного поглощения издержек. А документ «Оценивание и предоставление материально-технических запасов, исходя из системы, основанной на первоначальной стоимости» предписывает, чтобы готовая продукция оценивалась по прежнему показателю из значений себестоимости и чистой цены фактической продажи всех ее составляющих поштучно или по группам однородных компонентов.
Необходимость изыскания новых способов реализации учетных задач подтверждается проведенным исследованием состояния учета готовой продукции и материально производственных запасов в сельскохозяйственных организациях. В процессе исследования выяснилось, что:
1. Фактическая себестоимость покупных материалов зачастую искажена из-за неточного определения транспортно-заготовительных расходов.
2. В себестоимость материалов собственного производства прошлых лет не включены расходы, произведенные в отчетном периоде и связанные с их доработкой.
3. На себестоимость готовой продукции отнесены затраты, не обусловленные производственным процессом и не улучшающие потребительских свойств продукции.
Контролю за сохранностью покупных материалов препятствует принятие материалов к учету на основании документа поставщика, вследствие чего отсутствует информация о месте их хранения и материально-ответственном лице. В первичных учетных документах, фиксирующих движение товаров собственного производства, не указаны сведения о бригаде, отправителе, получателе, что затрудняет установлению лиц, ответственных за сохранность ценностей. Задача контроля за сохранностью готовой продукции наиболее полно реализована с точки зрения определения круга материально ответственных лиц в первичных документах и учетных регистрах.
Полагаем, что многих недоразумений при формировании себестоимости материально производственных запасов можно избежать, если в отношении каждого вида ценностей четко определить центр финансовой ответственности, в котором их стоимость складывается окончательно. Установление центров финансовой ответственности за сохранность запасов позволит делегировать мероприятия, направленные на реализацию задачи контроля. В этих организациях необходимо определить роль структурных подразделений в их деятельность. Следует ввести такие центры, как центр осуществления затрат, центр формирования себестоимости, центр получения прибыли, центр ответственности за сохранность материально производственных запасов в местах хранения и движения продукции.
После определения финансовой структуры организации:
1. разработали перечень хозяйственных операций, характерных для предприятий, с указанием их типов;
2. составили производственную программу с планом производства продукции и другими натуральными и стоимостными показателями;
3. на основании производственной программы и перечня хозяйственных операций составили бюджеты прямых материальных затрат, закупок, затрат на оплату труда, содержание основных средств, административных и коммерческих расходов;