Федеральное
государственное автономное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
управления бизнесом и прикладной экономики
__________________________________________________
институт
ЭМБГМК
___________________________________________________________________
кафедра
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Бухгалтерский
учет налогов в горной промышленности
Пояснительная
записка
Студент,
ПЭ08-03
__________
Агаркова Ю.В.
подпись, дата
Преподаватель
__________
Ведерникова О.Я.
подпись, дата
Красноярск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и функции налогов………………………………………………………5
2 Классификация
налогов…………………………………………………………...9
3 Учет
налога на добавленную стоимость………………………………………..12
4 Учет
налога на прибыль………………………………………………………….19
5 Учет
прочих налогов……………………………………………………..............35
Заключение………………………………………………………………………….42
Список
использованных источников……………………………………………...44
ВВЕДЕНИЕ
Налоговые
доходы являются основой бюджета. В
соответствии с бюджетной классификацией
доходы бюджета образуются из пяти
групп. Первую группу представляют налоговые
доходы, вторую группу – неналоговые
доходы, третью – безвозмездные
перечисления от бюджетов других уровней,
четвертую – доходы целевых бюджетных
фондов и пятую – доходы от предпринимательской
и другой приносящей доходы деятельности.
Бухгалтерия любого предприятия, особенно
чувствительна к изменениям в
налогах. От четкости или не четкости
налоговой системы непосредственно
зависит планирование и прогнозирование
в организации, взаиморасчеты с
бюджетом.
Основы ныне действующей налоговой
системы Российской Федерации
заложены в 1992 г., когда был
принят большой пакет законов
РФ об отдельных видах налогов.
За тринадцать прошедших лет
было сделано много, видимо
даже слишком много, отдельных
частных изменений, но основные
принципы учета расчетов с
бюджетом сохраняются.
Актуальность
темы заключается в том, что в
настоящее время применение налогов
является одним из экономических
методов управления и обеспечения
тесной связи общегосударственных
интересов с коммерческими интересами
предпринимателей, предприятий независимо
от их ведомственной подчиненности,
видов собственности и организационно-правовой
формы. С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех видов собственности
с государственными бюджетами, с
банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов
регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включающая привлечение
иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль
предприятий.
В
деятельности предприятий расчеты
с бюджетом по налогам и сборам
являются важным объектом бухгалтерского
учета и аудита.
При
написании данной курсовой работы были
изучены законодательные и нормативные
документы, публикации по рассмотренной
теме.
Целью
данной курсовой работы является раскрытие
сущности налогов и описание методов
отражения в бухгалтерском учете
предприятия расчетов с бюджетом.
1
Понятие и функции налогов
Любому
государству для осуществления
его деятельности необходимы определенные
финансовые средства, свой бюджет. При
формировании бюджета государство
использует различные источники
доходов, однако на сегодняшний день
человеческий опыт не знает более
эффективного способа собирания
денежных средств, чем налоги. В любом
государстве налоги составляют по сравнению
с другими источниками доходов
большую часть бюджета. В Российской
Федерации, как правило, их доля составляет
75%.
Налог
— это обязательный, индивидуально-безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им денежных средств,
установленный законодательным
органом власти в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований, обеспечиваемый
государственным принуждением и
не носящий характер наказания.
Социальное
значение налогов определяется выполняемыми
ими в обществе функциями:
- Фискальная
функция является основной функцией. Исторически
наиболее древняя и одновременно основная:
налоги являются преимущественной составляющей
доходов государственного бюджета. Реализация
функции осуществляется за счёт налогового
контроля и налоговых санкций, которые
обеспечивают максимальную собираемость
установленных налогов и создают препятствия
к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря,
это сбор налогов в пользу государства.
Благодаря данной функции реализуется
главное предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов государства.
Деньги нужны государству на содержание
государственного аппарата, армии, развитие
науки и техники, поддержку детей, пожилых
и больных людей. Из собранных в виде налогов
средств государство покрывает расходы
на образование, строит школы, высшие учебные
заведения, детские дома, платит зарплату
преподавателям и стипендии студентам.
Часть средств идет на здравоохранение:
защиту здоровья матери и ребенка, содержание
поликлиник, больниц и т. п. Из этого же
источника идут деньги на строительство
государственных предприятий, сооружений,
дорог, защиту окружающей среды.
- Распределительная
(социальная) функция — состоит в перераспределении
общественных доходов (происходит передача
средств в пользу более слабых и незащищенных
категорий граждан за счёт возложения
налогового бремени на более сильные категории
населения). Примерами реализации
социальной функции являются прогрессивная
шкала налогообложения личных доходов,
льготы по подоходному налогу социально
уязвимым слоям населения, акцизы на предметы
роскоши и т. п.
- Регулирующая
функция —целенаправленно воздействует
на развитие народного хозяйства в соответствии
с принимаемыми государственными программами.
При этом государство использует выбор
форм налогов, изменение ставок, способов
взимания, льготы и скидки, — для того,
чтобы выделить приоритетные направления
развития бизнеса. Эти регуляторы влияют
на структуру и пропорции общественного
воспроизводства, объемы накопления и
потребления; государство поощряет виды
деятельности и производства, которые
считает полезными для общества. Для большинства
государств — это такие сферы, как развитие
малого бизнеса, экспортноориентированные
и импортнозаменяющие производства, стимулирование
научно-технического прогресса, экспорта,
транспорта и многое другое. Суть регулирующей функции
заключается также в том, что налогами
облагаются ресурсы, направляемые на потребление,
и освобождаются от обложения ресурсы,
направляемые на развитие производства.
Для
этой функции характерно три составляющие:
- Стимулирующая
— проявляется через систему льгот для
предприятий и видов деятельности, которые
считаются приоритетными для государства
и полезными или важными для общества
(например, сельскохозяйственное производство,
или экспорт товаров за СКВ).
- Ограничивающая
(дестимулирующая) — имеет цель через
повышение ставок налогов ограничить
развитие производств, процессов, видов
деятельности, которые государство не
считает полезными для общества (например,
игорный бизнес, импорт некоторых категорий
товаров).
- Воспроизводственная
— предназначена для аккумуляции средств
на восстановление используемых ресурсов
(льготы при использовании средств на
расширение, модернизацию производств).
- Контрольная
функция — позволяет государству отслеживать
своевременность и полноту поступлений
в бюджет денежных средств и сопоставлять
их величину финансовых ресурсов.
В
конце XX века налоги в рамках механизма
государственного регулирования рыночной
экономики приобрели качественно
новую функцию — интегрирующую,
связанную с регулированием внешнеторговых
и внешнеэкономических отношений.
Ее
появление обусловлено одной
из наиболее характерных особенностей
развития мирового хозяйства — усилением
процессов взаимозависимости национальных
экономик и всесторонней интернационализацией
хозяйственной жизни. Налоги стали
одним из средств формирования единого
экономического пространства для государств,
связанных региональными, хозяйственными
и политическими интересами.
На
сегодняшний день налоги весьма разнообразны
и образуют довольно разветвленную
совокупность. Попытки
классифицировать, уменьшить
их количество видов пока не имели
успеха. Возможно, это происходит
потому, что правительствам удобно
вместо единого налога взимать множество
не столь больших, в этом случае
налоговые сборы становятся менее
заметными и менее чувствительными
для налогоплательщика. Используемые
в законодательном порядке такие налоги
мобильны, функциональны и эффективны.
2
Классификация налогов
Классификация
налогов может быть проведена
по разным основаниям.
Ниже
представлены некоторые возможные
варианты классификации налоговых
платежей с конкретными примерами
налогов.
1.
По способу взимания
различают:
- прямые
налоги, которые взимаются непосредственно
с доходов или имущества налогоплательщика.
Конечным плательщиком прямых налогов
является владелец имущества (дохода).
- косвенные
налоги, которые включаются в цену товаров,
работ, услуг. Окончательным плательщиком
косвенных налогов выступает потребитель
товара, работы, услуги.
2.
В зависимости
от органа, который устанавливает
и имеет право изменять и конкретизировать
налоги:
- федеральные
(общегосударственные)
налоги, элементы которых определяются
законодательством страны и являются
едиными на всей ее территории. Их устанавливает
и вводит в действие высший представительный
орган власти. К ним относятся следующие
налоги:
- Н Д С
- Акцизы
- НДФЛ
- ЕСН
- Налог на
прибыль организаций
- Налог на
добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- Сборы за
пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов
- Государственная
пошлина
- региональные
налоги, элементы которых устанавливаются
в соответствии с законодательством страны
законодательными органами ее субъектов
- Налог на
имущество организаций
- Налог на
игорный бизнес
- Транспортный
налог
- местные
налоги, которые вводятся в соответствии
с законодательством страны местными
органами власти. Они вступают в силу только
по принятии решения на местном уровне,
и всегда являются источником дохода местных
бюджетов
- Земельный
налог
- Налог на
имущество физических лиц
- По
целевой направленности
введения налогов:
- абстрактные
(общие) налоги, предназначенные для формирования
доходов государственного бюджета в целом
(например, налог на добавленную стоимость);
- целевые
(специальные) налоги, которые вводятся
для финансирования конкретного направления
государственных расходов (например, дорожный
налог). Для такого рода платежей часто
создается специальный внебюджетный фонд.