Бухгалтерский учет кредитов банков и займов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретическое исследование и изучение правил организации учета кредитов и займов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 5
1.Экономическая сущность кредитов и займов и
методологические аспекты их учета…………………………………. 7
1.1.Экономическая сущность, значение кредитов и займов 7
1.2.Классификация кредитов и займов………………………………… 10
1.3.Характеристика организации ……………………………………… 14
1.4.Нормативно-правовая база учета кредитов и займов……………. 16
2.Учет кредитов и займов, его совершенствование………………….. 20
2.1.Документальное оформление и учет операций по краткосрочным
кредитам………………………………………………………………… 20
2.2.Документальное оформление и учет операций по долгосрочным
кредитам…………………………………………………………………. 26
2.3.Документальное оформление и учет операций по займам……….. 27
2.4.Особенности документального оформления и учета кредитов,
полученных в иностранной валюте……………………………………. 29
2.5.Совершенствование учёта кредитов и займов…………………….. 33
Заключение………………………………………………………………. 35
Список использованных источников………………………………….. 37
Приложения……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ.docx

— 90.78 Кб (Скачать)

    сумма кредита превышает сумму, эквивалентную 1000000 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей  иностранной валюте, установленному Национальным банком на день получения;

    процентная  ставка за пользование кредитом превышает  уровень, установленный Советом  директоров Национального банка;

    исполнение  обязательств по возврату кредита осуществляется не со счета кредитополучателя;

    кредитодатель зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует  льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие  и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны). [22]

      Для получения данного разрешения  организации необходимо представить  в Национальный банк следующие  документы: письменное заявление  произвольной формы с указанием  конкретного вида валютной операции  и необходимости ее проведения, копию свидетельства о государственной  регистрации, копию кредитного  договора и дополнительных соглашений  к нему  [11].

    При получении валютного займа (кредита) возникают курсовые разницы. Порядок  их учета, так же как и процентов, зависит от цели кредита. Декретом Президента  Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 «О порядке  проведения переоценки имущества на и обязательств в иностранной  валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» определено, что возникающие при переоценке имущества и обязательств ii иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями на расходы и доходы будущих периодов. Учтенные в составе доходов и расходов будущих периодов курсовые разницы списываются:

  • по кредиторской задолженности (по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами), возникшей при приобретении сырья, материалов, товаров, оказании организации работ, услуг, — на финансовые результаты деятельности организаций ежемесячно к размере не более 10 процентов от фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь ог 13.12.2000 № I897 «Об особенностях отнесения коммерческими организациями на финансовые результаты курсовых разниц, учтенных в расходах и доходах будущих периодов» установлено, что коммерческие организации вправе ежемесячно списывать на финансовые результаты деятельности этих организаций учтенные в составе расходов и доходов будущих периодов курсовые разницы в размере 100 процентов наименьшей суммы остатка курсовых разниц, отраженных в составе расходов и доходов будущих периодов на конец отчетного месяца, а оставшуюся сумму указанных курсовых разниц— в порядке, установленном п. 1.3.1 и абзацами первым и вторым п. 1.3.2 Декрета. Конкретный порядок списания курсовых разниц в предприятии должен быть закреплен в учетной политике;
  • по кредиторской задолженности, возникшей при осуществлении капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы до ввода их в эксплуатацию, на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию - в конце отчетного квартала и (или) года на стомостъ основных средств и нематериальных активов.

    В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 № 199, которым утверждена Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражение в учете курсовых разниц по валютному займу (кредиту) будет следующим:

    Дебет (кредит) 97-1 «Расходы будущих периодов»  субсчет «Курсовые разницы -- Кредит (дебет) 66 (67) - переоценка задолженности по кредиту;

    Дебет (кредит) 92 — Кредит (дебет) 97-1 -— списание курсовой разницы по кредиту, полученному на приобретение текущих оборотных активов в размере, установленном законодательством и учетной политикой предприятия;

    Дебет (кредит) 08 — Кредит (дебет) 97-1 — списание курсовой разницы по кредиту, полученному на приобретение внеоборотных активов до ввода их в эксплуатацию;

    Дебет (кредит) 01 (04) — Кредит (дебет) 97 — списание курсовой разницы по кредиту, полученному на приобретение внеоборотных активов после ввода их в эксплуатацию в конце отчетного года. Сумма курсовых разниц, накопленных обособленно в течение отчетного года, учитывается при отражении в бухгалтерском учете результатов проведенной в установленном законодательством порядке переоценки основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования.

    Для погашения валютного кредита  предприятие может использовать оставшуюся после обязательной продажи  валютную выручку:

    Дебет 66(67) - Кредит 52.

    Но  валютной выручки может не хватить  или ее нет вовсе. Тогда необходимо приобретать валюту. Декретом установлено, что расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Национального банка на момент покупки списываются коммерческими организациями на расходы будущих периодов с последующим списанием для расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) — в пределах суммы, относящейся к сумме, эквивалентной произведенной обязательной продаже иностранной валюты в отчетном году, — на себестоимость продукции (работ, услуг), а оставшаяся сумма -- ежемесячно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для расчетов при осуществлении капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы в порядке, предусмотренном для курсовых разниц. При осуществлении расчетов, не предусмотренных ни в первом, ни во втором случае, —ежемесячно за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

    Записи  в бухгалтерском учете по операциям  приобретения валюты для погашения  кредита производятся в соответствии с постановлением № 199:

    Дебет 57 «Переводы в пути» — Кредит 51 - перечислены денежные средства для покупки валюты;

    Дебет 52 — Кредит 57 зачисление купленной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату ее зачисления на валютный счет либо на дату ее покупки (в соответствии с условиями заключенного договора на покупку иностранной валюты);

    Дебет 97-2 субсчет «Расходы, связанные с  покупкой иностранной валюты» — Кредит 57 - разница между курсом покупки и курсом Нацбанка;

    Дебет 20, 26, 44 — Кредит 97-2 — списание расходов в виде разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на себестоимость в пределах суммы, относящейся к сумме, эквивалентной произведенной обязательной продаже иностранной валюты а отчетном году, если кредит получен на приобретение текущих оборотных активов;

    Дебет 92 — Кредит 97-2 — списание оставшейся суммы.

    Списание  расходов организации, связанных с  покупкой иностранной валюты, я части  комиссионного вознаграждения банку  в зависимости от назначения купленной валюты отражается по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей, расходов на реализацию, капитальных вложений, источников собственных средств и других в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов (51 ''Расчетный счет», 57 «Переводы в пути», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

    Если  заем (кредит) получен на приобретений внеоборотных активов, то проводки по списанию расходов в виде разницы  между курсом покупки и курсом Нацбанка аналогичны проводкам по списанию курсовых разниц.

    Следует отметить, что при покупке иностранной  валюты ниже официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь, разница между курсом покупки  иностранной валюты и курсом, установленным  Национальным банком Республики Беларусь, относится в кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

    Декретом  Президента Республики Беларусь от 29.05.2009 № 7 внесены изменения в Декрет. Изменился порядок списания расходов, связанных с покупкой иностранной  валюты, в сумме разницы между  курсом покупки и курсом Национального  банка. В п. 1.4,2 сказано, что указанные  расходы, понесенные коммерческими  организациями при приобретении валюты для проведения расчетов:

  • за сырье, материалы, товары (работы, услуги), относятся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении;
  • при осуществлении капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, — на стоимость капитальных вложений, а после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов к эксплуатацию — на стоимость основных средств и нематериальных активов.

    Соответственно, в бухгалтерском учете сумму  разницы между курсом покупки  и курсом Национального банка можно сразу списать на затраты следующей проводкой:

    Дебет 20,26, 44 — Кредит 57. 

    2.5. Совершенствование  учета кредитов  и займов

    Заемные средства в виде банковского кредита  и займа являются одними из самых  распространенных источников финансирования реального сектора экономики. Однако, несмотря на это до сих пор существует ряд проблемных вопросов в области  кредитования, привлечения займов и  в области бухгалтерского учета  банковских кредитов и займов. Эти  вопросы вызваны изменениями  в национальном законодательстве, которые  зачастую приводят к несогласованности  или противоречивости толкования отдельных  законодательных норм; требованиями унификации нормативный правовых баз  Республики Беларусь, соблюдения норм международного права.

    Можно выделить следующую проблему эффективной  работы предприятия в области  учета кредитных операций: отсутствие автоматизированных систем бухгалтерского учета.

    Проблема  автоматизации бухгалтерского учета  остается одной актуальных и сложных  в современных условиях. Это связано, прежде всего, с необходимостью сбора  и переработки значительных объемов  информации и своевременной выдачи результатов для их анализа и  принятия управленческих решений.

    Как для любой автоматизированной системы, эффект от системы электронного документооборота делится на две части: прямой эффект от внедрения системы, связанный  с экономией средств на материалы, рабочее время сотрудников и  т.д., и косвенный эффект, связанный  с теми преимуществами для функционирования организации, которые дает система  электронного документооборота (прозрачность управления, контроль исполнительской  дисциплины, возможность накопления знаний и др.).

    На  исследуемом предприятии применяются  отдельные автоматизированные рабочие  места (АРМ) бухгалтеров, каждое со своей  базой данных, классификаторами, своим  журналом бухгалтерских проводок, что  отрицательно сказывается на эффективности  организации бухгалтерского учета  на предприятии.

    Решением  этой проблемы является внедрение комплексной  системы автоматизации учетного процесса, начиная со сбора первичных  данных до получения бухгалтерской  отчетности.

    Самой распространенной бухгалтерской программой на территории СНГ является «1С:Предприятие», включающее уже в типовом исполнении отличную поддержку законодательства Республики Беларусь.

        Основными преимуществами «1С:Предприятие» перед  другими программами являются:

    • комплексное решение задач автоматизации предприятия;
    • тесная интеграция с другими учетными системами;
    • единое информационное пространство для компаний – одна программа, единая бизнес логика;
    • широкая функциональность системы;
    • автоматизация каналов основных коммуникаций с клиентами;
    • возможность легкого изменения под потребности компании.

    Таким образом, существует ряд вопросов по учету расчетов по кредитам и займам, которые играют важную роль в организации  учета. Законодательное и нормативное  разрешение поставленных проблем, устранение отмеченных недостатков будет способствовать повышению качества бухгалтерского учета кредитов и займов, и как  следствие более эффективному использованию  заемных средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Кредиты и займы как экономические  категории возникли достаточно давно, однако их роль в экономике не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день они являются наиболее распространенными способами  финансирования хозяйственной деятельности организаций, решения их финансовых проблем. РУП «Пинский  ССРЗ» неоднократно предоставлялись кредиты для приобретения сырья, материалов, проведения реконструкции, что способствовало более эффективному функционированию организации и получению высоких результатов.

      Порядок и условия кредитования определены банковским законодательством.

Информация о работе Бухгалтерский учет кредитов банков и займов