Бухгалтерский учет и отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассказать о важности бухгалтерской (финансовой) отчетности, что она является источником информации.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1) дано определение бухгалтерского учета, рассказано о методе и принципах ведения бухгалтерского учета;
2) рассказано о составе бухгалтерской отчетности, подробно рассмотрены ее составные части;
3) дана классификация бухгалтерской отчетности, приведены пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же представлены пути развития отчетности во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Бухгалтерский учет 6
1.1. Определение бухгалтерского учета 6
1.2. Метод бухгалтерского учета 7
1.3. Принципы составления бухгалтерского учета 8
2. Бухгалтерская отчетность 12
2.1. Определение бухгалтерской отчетности и ее состав 12
2.2. Бухгалтерский баланс 13
2.3. Отчет о прибылях и убытках 16
2.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 17
2.5. Отчет о движении денежных средств 18
2.6. Отчет об изменении капитала 22
3. Классификация и пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, пути развития 27
3.1. Классификация бухгалтерской отчетности………………………………..27
3.2. Пользователи бухгалтерской отчетности 29
3.3. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 30
Заключение 34
Список литературы: 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская (финансовая) отчетность и принципы ее составления.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

Под инвестиционной деятельностью понимают приобретение и реализацию основных средств, ценных бумаг, выдачу кредитов и т.д.

Финансовая деятельность включает получение от собственников и возврат собственникам средств для деятельности компании, операции по выкупленным акциям и др.

Таким образом, составление  отчета о движении денежных средств  предполагает:

  • Определение денежных средств в результате текущей деятельности организации;
  • Определение денежных средств в результате инвестиционной деятельности организации;
  • Определение денежных средств в результате финансовой деятельности организации.

Для составления отчета о движении денежных средств используются данные баланса и отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках показывает насколько прибыльной была для организации деятельность в анализируемом периоде, но он не может показать поступление и выбытие денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности компании.

Отчет о прибылях и убытках составляется по методу начисления, когда доходы/расходы признаются в периоде их возникновения, а не в периоде поступления/выбытия денежных средств.

Для того чтобы выявить  движение денежных средств необходимо трансформировать отчет о прибылях и убытках. При этом используются корректировки, в соответствии с которыми доходы признаются только в размере фактически полученных денежных средств, а расходы в объеме фактических выплат.

Существуют два метода трансформации отчета о прибылях и убытках: прямой и косвенный.

При прямом методе Cash Flow трансформируется каждая статья отчета о прибылях и убытках, в процессе чего определяется фактическое поступление  денежных средств и фактический  расход. В этом случае начинают с  денежных поступлений от реализации товаров (работ, услуг). Из этих поступлений вычитают только денежные выплаты по приобретению товаров, текущим расходам, процентам за кредит и выплатам в бюджет. В итоге выводят сумму состояния денежных средств от текущей деятельности.

Поступление денежных средств в результате текущей деятельности

  • Реализация
  • Поступление по процентам и кредитам

Выбытие денежных средств в результате текущей деятельности

  • Приобретение товаров
  • Текущие расходы
  • Проценты за кредиты
  • Налоги

Состояние денежных средств от текущей деятельности

При косвенном методе не предполагается трансформация каждой статьи отчета о прибылях и убытках. Согласно этому методу отправной  точкой расчета является величина годовой  прибыли (убытка) за анализируемый отчетный период, которую корректируют, прибавляя все расходы, не связанные с движением денежных средств (например, амортизационные отчисления), и вычитая все доходы, не связанные с денежными потоками.

Использование этих методов  приводит к одинаковым результатам. 1

 

2.6. Отчет об изменении капитала

Информацию о наличии  и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих капитала организации в бухгалтерской отчетности обязаны раскрывать в виде отдельной формы только хозяйственные товарищества и общества (п.30 ПБУ 4/99). В первую очередь речь идет об АО и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Таким образом, все остальные организации, например кооперативы, некоммерческие организации (НКО), бюджетные и унитарные предприятия, учреждения, Отчет об изменениях капитала не обязаны представлять.

Форму № 3 (впрочем, как  и формы № 4, 5) имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности малые предприятия. Но только те, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ. Малые ООО и АО, обязанные проводить аудиторскую проверку, могут не представлять указанные формы только при полном отсутствии соответствующих данных для заполнения этих форм.

Все данные  приводятся за два года - отчетный и предыдущий, что обусловлено общим требованием ПБУ 4/99 к бухгалтерской отчетности (данные должны приводиться в сравнении минимум за два года);

Ранее в качестве одной из составляющих собственного капитала рассматривалось целевое финансирование, а теперь этот показатель отчетности относится исключительно к деятельности НКО. В связи с этим движение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (ПБУ 13/2000) коммерческие организации отражают справочно;

Составляющие капитала были расположены по графам, а направления  увеличения или уменьшения капитала - по строкам;

В новой форме появились  новые показатели, отражающие изменение составляющих капитала в межотчетный период ретроспективным способом, т.е. по операциям, которые производятся как бы между 31 декабря и 1 января. На конец года они еще не отражаются, а на начало следующего года они отражаются как уже совершенные (например, переоценка основных средств).

Коды строк отчетности утверждены для статистических целей  совместным приказом Госкомстата и  Минфина России от 14.11.2003 г. № 475/102н. В типовой форме имеется около 35 строк, а официально предусмотрели  коды только для 12 строк, т.е. для части показателей направлений изменения собственного капитала за отчетный период и для справочных данных.

Остальные 23 строки типовой  формы организация должна закодировать самостоятельно.

Раздел I "Изменение  капитала" представлен в приложении 5.

При заполнении строки "Остаток  на 31 декабря года, предшествующего  предыдущему" будет достаточно отчетности за предыдущий год, только если на его  начало не производились вступительные  записи в межотчетный период. Если же такие записи имели место, например осуществлялась переоценка основных средств, то придется проанализировать отчетные данные за предыдущий год.

Строки "Изменения  в учетной политике" не придется заполнять всем организациям, за исключением  тех, кто уже ведет учет на основании Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Дело в том, что по ныне действующим российским нормативным актам по бухгалтерскому учету не предусматривается отражение в отчетности «влияния на нераспределенную прибыль "фундаментальных ошибок" неоправданного применения в прошлом иной учетной политики, приведшей в итоге к существенным искажениям в оценке каких-либо активов и обязательств».

Строки "Результат  от переоценки объектов основных средств" отражают результат изменения в  межотчетный период показателей добавочного капитала или нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Для отражения по строке "Чистая прибыль" берется соответствующий  показатель из формы № 2 "Отчет  о прибылях и убытках".

По строке "Отчисления в резервный фонд" отражаются в совокупности отчисления из нераспределенной прибыли как резервные фонды, образуемые в соответствии с законодательством, так и в соответствии с учредительными документами - Д-т сч.84 К-т сч.82.

При этом в графе 6 сумма  ставится в круглых скобках (использование прибыли), а в графе 5 "Резервный капитал" та же сумма ставится без скобок.

В типовой форме увеличение (уменьшение) величины капитала рассматривается  только в плане увеличения уставного  капитала за счет дополнительного выпуска  акций, увеличения номинальной стоимости акций и реорганизации юридического лица.

По строке "Остаток  на 1 января предыдущего года" в соответствующих графах приводится сальдо на начало предыдущего года счетов:

·         80 "Уставный капитал",

·         83 "Добавочный капитал",

·         82 "Резервный капитал",

·         84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

при этом данные должны совпадать  с соответствующими показателями статей на начало года из раздела "Капитал  и резервы" формы № 1 "Бухгалтерский  баланс" за предшествующий предыдущий год. Имеется в виду сальдо счетов после внесения операций по переоценке и других операций, проводимых ретроспективным способом в межотчетный период.

По строке "Остаток  на 31 декабря предыдущего года" необходимо привести сальдо счетов 80, 83, 82 и 84 на конец предыдущего года, которые формировали соответствующие показатели формы № 1 "Бухгалтерский баланс" на конец года.

Строка "Остаток на 1 января отчетного года" отражается сальдо на начало отчетного года счетов 80, 83, 82, 84 после отражения вступительных записей по переоценке и других операций, проводимых в межотчетный период.

По строке "Остаток  на 31 декабря отчетного года" необходимо привести сальдо счетов 80, 83, 82 и 84 на конец  отчетного года.

При составлении Отчета об изменениях капитала на итоговые строки предыдущего периода и отчетного года необходимо выходить путем сложения по каждой графе всех предыдущих строк за соответствующий период.

Раздел II "Резервы" имеет вертикальную структуру, что несколько привычнее для составителей и пользователей формы. Резервы группируются в зависимости от причины и источников их образования.  

В каждом подразделе требуется  отразить все создаваемые организацией резервы, относящиеся к определенной группе.

По каждому виду резерва  в одной строке приводятся данные предыдущего года, в другой - отчетного года. При этом по графе 3 "Остаток" отражается сальдо счета (аналитического счета) конкретного резерва на начало соответствующего (предыдущего или отчетного) года. По графе 4 "Поступило" отражается сумма начисленного за год резерва, а по графе 5 "Использовано" - списанного за год резерва. По графе 6 "Остаток" отражается сальдо счета (аналитического счета) резерва на конец соответствующего года.

В разделе "Справки" "Чистые активы" отражается стоимость чистых активов на начало и конец года. При этом нужно использовать новый Порядок оценки стоимости чистых активов АО, утвержденный совместным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 г. N 10н/03-6/пз. Этот порядок должны применять все хозяйственные общества, а не только акционерные.

Отчет о движении капитала содержит показатели о состоянии  и движении собственного капитала хозяйствующих  товариществ и обществ, целевых  финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей и оценочных резервов. Сведения об остатках средств определяются по данным бухгалтерского учета.1

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия (организации) и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации и включает: бухгалтерский баланса, отчета о прибылях и убытках и приложения к ним, предусмотренных нормативными актами, пояснительные записки, а так же отчета о движении денежных средств и отчета об изменении капитала.

 

 

 

 

 

 

3. Классификация и пользователи  бухгалтерской (финансовой) отчетности, пути развития

3.1. Классификация бухгалтерской отчетности

Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций, на второй – учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и в главной книге). На третьей стадии формируются отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету, на  четвертой – проводится анализ деятельности организации. Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование современной организации бухгалтерского учета. Качественные признаки отчетной информации приведены в приложении 2.

Бухгалтерская отчетность классифицируется (Приложение 3):

    • по видам;
    • по периодичности составления;
    • по степени обобщения отчетных данных;
    • по объему сведений включаемых в отчетность;               

По видам отчетность подразделяется на:

 а) бухгалтерскую  – содержит сведения об имуществе,  обязательствах и финансовых результатах деятельности организации в стоимостных показателях;

б)  статистическую – составляется на основе данных бухгалтерского учета, в ней находят отражение отдельные показатели хозяйственной деятельности предприятия как в стоимостном так и в натуральном выражении;

в)  оперативную – составляется на основе данных оперативного учета, в ней отражаются данные за короткие промежутки времени (день, декада и т.п.).

Информация о работе Бухгалтерский учет и отчетность