Бухгалтерский учет и отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассказать о важности бухгалтерской (финансовой) отчетности, что она является источником информации.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1) дано определение бухгалтерского учета, рассказано о методе и принципах ведения бухгалтерского учета;
2) рассказано о составе бухгалтерской отчетности, подробно рассмотрены ее составные части;
3) дана классификация бухгалтерской отчетности, приведены пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же представлены пути развития отчетности во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Бухгалтерский учет 6
1.1. Определение бухгалтерского учета 6
1.2. Метод бухгалтерского учета 7
1.3. Принципы составления бухгалтерского учета 8
2. Бухгалтерская отчетность 12
2.1. Определение бухгалтерской отчетности и ее состав 12
2.2. Бухгалтерский баланс 13
2.3. Отчет о прибылях и убытках 16
2.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 17
2.5. Отчет о движении денежных средств 18
2.6. Отчет об изменении капитала 22
3. Классификация и пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, пути развития 27
3.1. Классификация бухгалтерской отчетности………………………………..27
3.2. Пользователи бухгалтерской отчетности 29
3.3. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 30
Заключение 34
Список литературы: 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская (финансовая) отчетность и принципы ее составления.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерская отчетность

2.1. Определение бухгалтерской отчетности  и ее состав

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия (организации) и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Отчетность должна давать достоверное и полное представление  о хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Финансовая отчетность составляется на основе документально  подтвержденных, выверенных записей  на счетах бухгалтерского учета, поэтому  до составления отчетности необходимо уточнить оценку активов и пассивов, для чего проводится инвентаризация. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего отчетного периода.1

Все организации обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и  убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза  сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской  отчетности бюджетных организаций  определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Формы бухгалтерской  отчетности организаций, а также  инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции  формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций  и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.1

 

2.2. Бухгалтерский баланс

Хозяйственная деятельность предприятия протекает непрерывно. Ежедневно на предприятии совершаются  сотни хозяйственных операций. При  этом хозяйственные средства и их источники постоянно находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный снимок» этого движения, который бы показал, как обстоят дела предприятия на определенную дату, каковы результаты его деятельности и его финансовое положение. Роль такого снимка играет бухгалтерский баланс.

Основная информация о хозяйственной деятельности организации  содержится в бухгалтерском балансе, который характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

По своей форме бухгалтерский баланс представляет таблицу, в которой, с левой стороны (в активе),  отражаются средства предприятия, а с правой (в пассиве) – источники их образования. 

Пассив, от латинского passivus, означает бездеятельный. Бездеятельный в данном случае означает, что в денежной форме финансовые ресурсы и капитал не могут принести предприятию требуемых доходов. Актив, от латинского aktivus, означает деятельный. Актив баланса включает два, а пассив – соответственно три раздела (см. Приложение 1)

Активы и пассивы  всегда находятся в равновесии, выражаемом основным балансовым уравнением:

А = П

Разделы баланса содержат определенную Положениями о бухгалтерском  учете информацию.

I. «Внеоборотные активы»  В этом разделе отражаются основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, кроме тех основных средств, которые не амортизируются, и нематериальных активов, по которым не начисляется износ. Здесь же отражается стоимость земельных участков, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.

II. «Оборотные активы».  В этом разделе отражаются  запасы и затраты, все виды  дебиторской задолженности, краткосрочные  финансовые вложения и остаток  денежных средств. Средства в этом разделе отражаются в порядке возрастания их ликвидности.

В пассиве баланса  используемый капитал подразделяется по степени принадлежности на собственный (разд. IV) и заемный (разд. V и VI).

Собственный капитал  является основой самостоятельности  и независимости предприятий. Однако финансирование деятельности предприятий только за счет собственных средств не всегда выгодно, особенно если производство носит сезонный характер. Тогда в некоторые периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

Между активом и пассивом баланса существует взаимосвязь. Каждая статья актива имеет свои источники  финансирования. Источником финансирования долгосрочного капитала обычно являются собственные и долгосрочные заемные средства. Текущие активы образуются чаще всего за счет собственного капитала и краткосрочных кредитов.

Итог баланса носит  название валюты баланса и показывает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия. Оценка изменения валюты баланса на начало и конец отчетного периода дает возможность определить рост или снижение в абсолютном выражении. Увеличение валюты баланса обычно свидетельствует о росте производственных возможностей предприятия. Снижение валюты баланса – отрицательное явление, так как сокращается производственная деятельность предприятия (падает спрос на продукцию, нет сырья, материалов...).1

 

 

2.3. Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и  убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. В отчете содержатся показатели, отражающие все виды доходов, расходов и прибыли предприятия.

Отчет состоит из четырех  глав. В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по своей сути не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как:

    • валовая прибыль;
    • прибыль (убыток) от продаж;
    • прибыль (убыток) до налогообложения;
    • прибыль (убыток) от обычной деятельности;
    • чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)

Содержание отчета рассматривается по отдельным показателям последовательно.

По показателю «Выручка (нетто) от продажи товаров и т.п.» отражают выручку от продажи готовой продукции, учитываемую на счете 90 «Продажи» для выявления финансовых результатов от продажи в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

По показателю «Себестоимость»  отражают фактические затраты, связанные  с производством продукции, работ, услуг без учета коммерческих и управленческих расходов.

Показатель «Валовая прибыль» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров.

Прибыль (убытки) от продаж отражает разницу между выручкой от продажи товаров, работ, услуг и суммой их себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» характеризует  прибыль (убыток) о продажи плюс/минус  операционные и плюс/минус внереализационные  доходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности организации определяют как разницу между прибылью (убытком) до налогообложения и налогом на прибыль и аналогичные обязательства.

Чистая прибыль (убыток) отчетного года – прибыль или  убыток от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы минус чрезвычайные расходы в случае их возникновения.1

 

2.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении. 

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.2

Одним из условий финансового  благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а так же с упущенной возможностью их выгодного использования.

Назначение отчета о движении денежных средств – обеспечение пользователей финансовой  отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период времени. Он позволит оценить платежеспособность организации, ее возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи. Отчет о движении денежных средств показывает потребность предприятия в дополнительном финансировании, связывает показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатой денежных средств, и дает информацию, откуда поступили деньги и куда они были направлены.1

Пояснительная записка  к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и  предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние  и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности организация объявляет  изменения в своей учетной  политике на следующий отчетный год.2

 

2.5. Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств - документ, являющийся составной частью бухгалтерской отчетности, в котором отражается и раскрывается информация о структуре, движении и остатках собственного капитала на дату составления отчетности.1

Основной целью отчета является предоставление инвесторам и  кредиторам компании информации о движении денежных средств. Совет по бухгалтерским стандартам FASB утвердил форму отчета.

Форма отчета о движении денежных средств  приведена в приложении.

Движение денежных средств от текущей деятельности

  • Перечень всех видов поступлений денежных средств
  • Перечень всех видов выбытий денежных средств
  • Состояние денежных средств от текущей деятельности

Движение денежных средств от инвестиционной деятельности

  • Перечень всех видов поступлений денежных средств
  • Перечень всех видов выбытий денежных средств
  • Состояние денежных средств от инвестиционной деятельности

Движение денежных средств от финансовой деятельности

  • Перечень всех видов поступлений денежных средств
  • Перечень всех видов выбытий денежных средств
  • Состояние денежных средств от финансовой деятельности

Изменение в состоянии денежных средств

  • Денежные средства на начало отчетного периода
  • Денежные средства на конец отчетного периода

Перечень неденежных операций, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью

  • Список всех операций

Как видно, составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Текущая деятельность включает воздействие на денежные средства хозяйственных операций, оказывающих влияние на размер прибыли организации. К этой категории относятся такие операции как реализация товаров (работ, услуг), приобретение товаров (работ, услуг), необходимых в производственной деятельности организации, выплата процентов за кредит, выплаты по заработной плате, перечисления налогов.

Информация о работе Бухгалтерский учет и отчетность