Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 01:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассказать о важности бухгалтерской (финансовой) отчетности, что она является источником информации.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1) дано определение бухгалтерского учета, рассказано о методе и принципах ведения бухгалтерского учета;
2) рассказано о составе бухгалтерской отчетности, подробно рассмотрены ее составные части;
3) дана классификация бухгалтерской отчетности, приведены пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же представлены пути развития отчетности во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности.
Введение 3
1. Бухгалтерский учет 6
1.1. Определение бухгалтерского учета 6
1.2. Метод бухгалтерского учета 7
1.3. Принципы составления бухгалтерского учета 8
2. Бухгалтерская отчетность 12
2.1. Определение бухгалтерской отчетности и ее состав 12
2.2. Бухгалтерский баланс 13
2.3. Отчет о прибылях и убытках 16
2.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 17
2.5. Отчет о движении денежных средств 18
2.6. Отчет об изменении капитала 22
3. Классификация и пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, пути развития 27
3.1. Классификация бухгалтерской отчетности………………………………..27
3.2. Пользователи бухгалтерской отчетности 29
3.3. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 30
Заключение 34
Список литературы: 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43
Отчетность должна давать достоверное и полное представление о хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных, выверенных записей на счетах бухгалтерского учета, поэтому до составления отчетности необходимо уточнить оценку активов и пассивов, для чего проводится инвентаризация. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего отчетного периода.1
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.1
2.2. Бухгалтерский баланс
Хозяйственная деятельность
предприятия протекает
Основная информация
о хозяйственной деятельности организации
содержится в бухгалтерском балансе,
который характеризует
По своей форме бухгалтерский баланс представляет таблицу, в которой, с левой стороны (в активе), отражаются средства предприятия, а с правой (в пассиве) – источники их образования.
Пассив, от латинского passivus, означает бездеятельный. Бездеятельный в данном случае означает, что в денежной форме финансовые ресурсы и капитал не могут принести предприятию требуемых доходов. Актив, от латинского aktivus, означает деятельный. Актив баланса включает два, а пассив – соответственно три раздела (см. Приложение 1)
Активы и пассивы всегда находятся в равновесии, выражаемом основным балансовым уравнением:
А = П
Разделы баланса содержат определенную Положениями о бухгалтерском учете информацию.
I. «Внеоборотные активы» В этом разделе отражаются основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, кроме тех основных средств, которые не амортизируются, и нематериальных активов, по которым не начисляется износ. Здесь же отражается стоимость земельных участков, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.
II. «Оборотные активы».
В этом разделе отражаются
запасы и затраты, все виды
дебиторской задолженности,
В пассиве баланса используемый капитал подразделяется по степени принадлежности на собственный (разд. IV) и заемный (разд. V и VI).
Собственный капитал является основой самостоятельности и независимости предприятий. Однако финансирование деятельности предприятий только за счет собственных средств не всегда выгодно, особенно если производство носит сезонный характер. Тогда в некоторые периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.
Между активом и пассивом баланса существует взаимосвязь. Каждая статья актива имеет свои источники финансирования. Источником финансирования долгосрочного капитала обычно являются собственные и долгосрочные заемные средства. Текущие активы образуются чаще всего за счет собственного капитала и краткосрочных кредитов.
Итог баланса носит название валюты баланса и показывает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия. Оценка изменения валюты баланса на начало и конец отчетного периода дает возможность определить рост или снижение в абсолютном выражении. Увеличение валюты баланса обычно свидетельствует о росте производственных возможностей предприятия. Снижение валюты баланса – отрицательное явление, так как сокращается производственная деятельность предприятия (падает спрос на продукцию, нет сырья, материалов...).1
2.3. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. В отчете содержатся показатели, отражающие все виды доходов, расходов и прибыли предприятия.
Отчет состоит из четырех глав. В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по своей сути не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как:
Содержание отчета рассматривается по отдельным показателям последовательно.
По показателю «Выручка (нетто) от продажи товаров и т.п.» отражают выручку от продажи готовой продукции, учитываемую на счете 90 «Продажи» для выявления финансовых результатов от продажи в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
По показателю «Себестоимость» отражают фактические затраты, связанные с производством продукции, работ, услуг без учета коммерческих и управленческих расходов.
Показатель «Валовая прибыль» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров.
Прибыль (убытки) от продаж отражает разницу между выручкой от продажи товаров, работ, услуг и суммой их себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Показатель «Прибыль
(убыток) до налогообложения» характеризует
прибыль (убыток) о продажи плюс/минус
операционные и плюс/минус
Прибыль (убыток) от обычной деятельности организации определяют как разницу между прибылью (убытком) до налогообложения и налогом на прибыль и аналогичные обязательства.
Чистая прибыль (убыток) отчетного года – прибыль или убыток от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы минус чрезвычайные расходы в случае их возникновения.1
2.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.2
Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а так же с упущенной возможностью их выгодного использования.
Назначение отчета о движении денежных средств – обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период времени. Он позволит оценить платежеспособность организации, ее возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи. Отчет о движении денежных средств показывает потребность предприятия в дополнительном финансировании, связывает показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатой денежных средств, и дает информацию, откуда поступили деньги и куда они были направлены.1
Пояснительная записка
к годовой бухгалтерской
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к
2.5. Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств - документ, являющийся составной частью бухгалтерской отчетности, в котором отражается и раскрывается информация о структуре, движении и остатках собственного капитала на дату составления отчетности.1
Основной целью отчета является предоставление инвесторам и кредиторам компании информации о движении денежных средств. Совет по бухгалтерским стандартам FASB утвердил форму отчета.
Движение денежных средств от текущей деятельности
Движение денежных средств от инвестиционной деятельности
Движение денежных средств от финансовой деятельности
Изменение в состоянии денежных средств
Перечень неденежных операций, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью
Как видно, составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Текущая деятельность включает воздействие на денежные средства хозяйственных операций, оказывающих влияние на размер прибыли организации. К этой категории относятся такие операции как реализация товаров (работ, услуг), приобретение товаров (работ, услуг), необходимых в производственной деятельности организации, выплата процентов за кредит, выплаты по заработной плате, перечисления налогов.