Бухгалтерский учет, его цели, объекты, функции и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель бухгалтерского учета в отношении информации для внешних пользователей состоит в формировании данных, полезных руководству организации для принятия управленческих решений. Речь идет о сведениях, представляемых внешним пользователям и дополнительных, необходимых для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.
Объекты бухгалтерского учета — активы, капитал, обязательства, доходы, расходы и хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности.

Оглавление

Бухгалтерский учет, его цели, объекты, функции и задачи 3
Предмет и объекты бухгалтерского учета 3
Функции, задачи и методы бухгалтерского учета 10
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 14
2 Бухгалтерский баланс его содержание и строение 18
Сущность балансового обобщения и строение бухгалтерского баланса 18
Типы балансовых изменений 21
Виды бухгалтерских балансов 26
3 Счета и двойная запись 28
Счета бухгалтерского учета и их строение 28
Двойная запись. Сущность и значение 31
Счета синтетического и аналитического учета 37
Обобщение данных бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом 40
План счетов бухгалтерского учета 50
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать)
 

     Операция 4. Выплачена заработная плата из кассы персоналу организации на сумму 100 000 руб. Операция затрагивает статью актива «Касса» и статью пассива «Кредиторская задолженность перед персоналом организации». В результате операции произойдет уменьшение денежных средств в кассе и одновременно кредиторской задолженности. Валюта баланса уменьшается, равенство актива и пассива сохраняется. Данная операция является отрицательной модификацией. Бухгалтерский баланс после четвертой операции приведен в табл. 2.6.

     Бухгалтерский баланс (после четвертой операции) 

АКТИВ Сумма,

руб.

ПАССИВ Сумма,

руб.

Основные  средства 300 000 Уставный  капитал 400 000
Запасы 250 000 Резервный капитал 40 000
Дебиторская задолженность 40 000 Нераспределенная  прибыль 20 000
Касса 10 000 Кредиторская  задолженность:  
Расчетный счет 50 000 перед поставщиками 150 000
    Доходы будущих периодов 40 000
БАЛАНС 650 000 БАЛАНС 650 000
 

     Представленные  четыре операции охватывают все возможные  типы влияния хозяйственных операций на баланс (типы балансовых изменений).

     Первый  тип — операции, вызывающие изменения  в активе баланса без изменения пассива.

     Второй  тип — операции, вызывающие изменения  в пассиве баланса без изменения  актива.

     Третий  тип — операции, вызывающие изменения  в активе и пассиве бухгалтерского баланса, а также увеличение его  валюты.

     Четвертый тип — операции вызывающие изменения в активе и пассиве бухгалтерского баланса, а также уменьшение его валюты.

     Любая хозяйственная операция вызывает в  бухгалтерском балансе изменения  какого-нибудь из указанных типов  и затрагивает не менее двух статей баланса. Однако какие бы ни совершались  хозяйственные операции и какие бы они ни вызывали изменения в бухгалтерском балансе, равенство между активом и пассивом всегда сохраняется. Такая особенность баланса обусловлена принятым способом отражения хозяйственных операций. Именно из-за двойственности изменений, происходящих под влиянием осуществления хозяйственных операций, необходимо взаимосвязанное отражение хозяйственных операций по методу двойной записи.

     Применение  способа балансового обобщения  позволяет контролировать состояние  и использование активов и  обязательств организации, регистрировать изменения, которые с ними происходят. 

     2.3 Виды бухгалтерских балансов 

     Бухгалтерские балансы, используемые в практической деятельности организации, классифицируются по различным признакам: по времени составления; способу «очистки»; источникам составления; объему информации; формату представления.

     По  времени составления балансы  подразделяются на вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

     Вступительный баланс составляется при создании организации  на дату ее государственной регистрации.

     Текущие балансы составляются периодически и включают начальные, промежуточные  и заключительные балансы. Начальный баланс составляется на начало, заключительный — на конец отчетного года. В течение года на основе сведений текущего учета формируются промежуточные балансы. 

     При ликвидации организации составляются ликвидационные балансы. При разделении организации формируется разделительный баланс, при слиянии

     нескольких  организаций — объединительный  баланс.

     По  способу «очистки»' балансы подразделяются на балансы-брутто и балансы-нетто.

     Баланс-брутто включает регулирующие статьи, такие  как амортизационные отчисления, оценочные резервы и др.

     Баланс-нетто  не содержит регулирующих статей.

     По  источникам составления балансы  подразделяются на инвентарные, книжные  и генеральные.

     Инвентарные балансы составляются на основе сведений инвентаризации при создании организации  или изменении ее организационно-правовой формы.

     Книжные балансы составляют на основе сведений бухгалтерского учета (книжных записей) без проведения инвентаризации.

     Генеральные балансы составляются на основе сведений бухгалтерского учета, подтвержденных результатами инвентаризации.

     По  объему информации балансы подразделяются на индивидуальные и консолидированные.

     Индивидуальный  баланс отражает деятельность одной  организации, консолидированный баланс представляет собой объединение  балансов организаций — юридических лиц, взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

     По  формату представления балансы  классифицируются на вертикальные и  горизонтальные.

     Если  валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления  баланса вертикальная, если валюту баланса составляют

                      

                                     3 Счета и двойная запись 

     3.1 Счета бухгалтерского учета и их строение 

     Для получения обобщенных сведений об объектах бухгалтерского учета используют счета, на которых отражаются хозяйственные операции организации, а также фиксируется наличие активов, капитала и обязательств организации, которых эти операции касаются.

     Счета бухгалтерского учета — это способ отражения, экономической группировки  и оперативного контроля активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций организации.

     Счета имеют форму двусторонней таблицы. Увеличение объектов бухгалтерского учета  на счетах показывают отдельно от их уменьшения, поэтому счета делятся на две  части: левую и правую. Левая часть счета называется дебетом, правая кредитом. Схема счета представлена в табл. 3.1 

Дебет Кредит
 

Для каждого вида активов, капитала и  обязательств открываются отдельные  счета. Итоги записей сумм операций по дебету или кредиту счета называются оборотом. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета и указанными на другой его стороне, называется остатком, или сальдо. Остатки могут быть дебетовыми или кредитовыми в зависимости от того, превышает ли дебет кредит или наоборот. На счетах, отражающих активы, остатки и увеличение отражаемого объекта записываются по дебету, уменьшение — по кредиту; на счетах, служащих для учета капитала и обязательств, остатки и увеличение отражаемого объекта — по кредиту, уменьшение — по дебету.

     В зависимости от вида учитываемых объектов счета делятся на активные и пассивные. Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы, пассивными — счета для учета капитала и обязательств.

     Строение  активного счета показано в табл. 3.2.

     Таблица 3.2

     Схема активного счета 

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) на начало месяца
Хозяйственные операции(факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта
Оборот Оборот
Остаток (сальдо) на конец месяца
 

     Остаток (сальдо) на конец месяца на активном счете рассчитывают следующим образом: к начальному остатку (сальдо) на начало месяца прибавляют оборот по дебету счета  и вычитают оборот по кредиту.

     Строение пассивного счета представлено табл. 3.3.

     Таблица 3.3

     Схема пассивного счета 

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) на начало месяца
Хозяйственные операции(факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта
Оборот Оборот
Остаток (сальдо) на конец месяца
 

     Для определения остатка (сальдо) на конец  месяца по пассивному счету к начальному остатку (сальдо) по кредиту счета  прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету.

     В бухгалтерском учете также используются счета, имеющие признаки активных и  пассивных счетов, называемые активно-пассивными. По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту — кредиторскую задолженность. Остатки (сальдо) таких счетов одновременно могут быть дебетовыми и кредитовыми, поэтому их показывают развернуто.

     Строение  активно-пассивного счета показано в табл. 3.4.

     Таблица 3.4

     Схема активно-пассивного счета 

Дебет Кредит
Остаток(сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности
Увеличение  дебиторской задолженности Увеличение  кредиторской задолженности
Уменьшение  кредиторской задолженности Уменьшение  дебиторской задолженности
Оборот Оборот
Остаток (сальдо) на конец месяца дебиторской  задолженности Остаток (сальдо) на конец меся кредиторской задолженности
 

     На  основании табл. 3.4 можно сделать  вывод, что активно-пассивный счет включает в себя два счета: активный и пассивный. В практике бухгалтерского учета активно-пассивные счета обычно разделяются. 
 
 
 
 

3.2 Двойная запись. Сущность и значение 

     В результате хозяйственных операций происходят изменения в составе  объектов бухгалтерского учета. Хозяйственные  операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, характеризующих состояние объектов учета, способом двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах. Необходимость двойной записи обосновывалась при рассмотрении типов балансовых изменений, когда отмечалось, что каждая хозяйственная операция приводит к двум экономическим явлениям и обязательно затрагивает две статьи бухгалтерского баланса.

Информация о работе Бухгалтерский учет, его цели, объекты, функции и задачи