Бухгалтерский учет движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: усвоение порядка бухгалтерского учёта и документального оформления процессов поступления, ремонта и модернизации, выбытия основных средств.
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и классификацию основных средств;
Рассмотреть порядок документального оформления операций, связа

Оглавление

Введе-ние...................................................................................................................3
Глава 1 Структура основных средств предпри-ятия.............................................5
1.1. Понятие и классификация основных средств..................................5
1.2. Оценка основных средств.................................................................8
Глава 2 Организация бухгалтерского учета по учету основных средств......11
2.1. Задачи бухгалтерского учета и нормативное регулирование опера¬ций по учету основных средств........................................................................11
2.2. Организация документооборота по учету и движению основ-ных средств....................................................................................................................13
Глава 3 Порядок отражения хозяйственных операций по учету и движению основных средств на синтетических и аналитических сче-тах..........................16
3.1. Порядок учета основных средств по поступле-нию.....................16
3.2. Порядок учета основных средств по выбы-тию.............................20
3.3. Амортизация основных средств и порядок ее отражения в бухгал¬терском уче-те.........................................................................................................22
3.4. Инвентаризация основных средств.................................................24
3.5. Ремонт, модернизация основных средств.......................................28
3.6. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств....................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников литерату-ры..............................................35

Файлы: 1 файл

Курс ОПФ.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     3.3. Амортизация основных средств  и порядок ее отражения 

в бухгалтерском учете

     В соответствии с ПБУ 6/01 гл. 3 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

     Амортизация - это перенесение стоимости объекта на стоимость изготавливаемых товаров, производимых работ или услуг. Амортизация не начисляется:

  • по жилищному фонду
  • по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям, продуктивному скоту, буйволам, оленям, и многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а так же по приобретенным изданиям.
  • по основным средствам некоммерческих организаций
  • по объектам основных средств, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени.

     Амортизация начисляется одним из четырех  способов.

        1. Линейный способ. Сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной, исходя из срока полезного использования по формуле:

А= (S-P)/n,

     где А- сумма амортизационных отчислений;

     S - первоначальная стоимость актива;

     Р - остаточная стоимость актива;

     n- период эксплуатации актива. 

     
        1. Способ  уменьшаемого остатка. Амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации, начисленной исходя из срока, по формуле:

А = 1-

,

     где А- сумма амортизационных отчислений;

     S - первоначальная стоимость актива;

     Р - остаточная стоимость актива (Р ≠0);

     n - период эксплуатации актива.

     3. Способ списания стоимости по  сумме числа лет срока полезного  использования. Исходят из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

     4. Способ пропорционально объему  выпускаемой продукции. 

     Амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств, стоящей в числителе, и срока полезного использования, стоящего в знаменателе. Вся дробь умножается на объем готовой продукции отчетного периода.

     В течение года амортизация начисляется  ежемесячно, независимо от способа, в размере 1/12 годовой суммы. Начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, до полного погашения стоимости.

     В учете начисление амортизации отражается по синтетическим счетам:

     Дебет 20, 23, 25, 44 Кредит 02 - по производственным основным средствам;

     Дебет 91 Кредит 02 - по основным средствам непроизводственного назначения. 

    1. Инвентаризация  основных средств

     Инвентаризация  основных средств проводится в соответствии с правилами, установленными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

       Списание результатов инвентаризации  имущества, в частности основных средств, регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

     Целью инвентаризации является проверка фактического наличия объектов основных, средств в натуральном выражении по местам нахождения или эксплуатации. По действующим правилам инвентаризация основных средств должна проводиться не реже одного раза в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Инвентаризация основных средств проводится:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме объектов основных средств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при ликвидации (переформировании) организации (перед составлением ликвидационного баланса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

     Организация вправе планировать дату инвентаризации и регламентировать порядок инвентаризации основных средств - это является объектом учетной политики. Для проведения инвентаризации руководитель организации назначает комиссию, в состав которой должны входить компетентные специалисты, занятые эксплуатацией основных средств. Наличие в комиссии главного бухгалтера является обязательным.

     Инвентаризации предшествует ряд подготовительных мероприятий:

  • бухгалтерией проверяется наличие и состояние инвентарных карточек (инвентарных книг) и других ведущихся в организации регистров аналитического учета;
  • отделами главного механика, главного энергетика и другими эксплуатационными службами проверяется наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации, а также документации на основные средства, сданные и принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов принимаются меры к их оформлению и последующей систематизации.

     При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные характеристики.

       По инвентаризируемым зданиям,  сооружениям и другим объектам недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты. Это касается также земельных участков, водоемов и других объектов природных ресурсов, находящихся в собственности организации.

       Если инвентаризацией выявлены  объекты, которые не были приняты к бухгалтерскому учету, а также объекты, по которым имеется документация, не соответствующая действительности, комиссия должна включить в инвентаризационную опись информацию о технико-экономических показателях указанных объектов. Например, по зданиям указывается их назначение, материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др. показатели, определяющие полезный срок эксплуатации.

     Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией в числе излишков, оцениваются по рыночным ценам, а их амортизация определяется в соответствии с техническим состоянием (физической изношенностью).

     Основные  средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он фиксируется в инвентаризационной описи под другим наименованием, соответствующим его новому назначению.

     При наличии неучтенных, но фактически имеющихся полезных улучшений действующих основных средств (надстройка этажей, пристройка новых помещений, установление пожарной сигнализации и др.), комиссия по соответствующим документам определяет первоначальную стоимость указанных основных средств, скорректированную (увеличенную, уменьшенную) на стоимость указанных изменений, и в описи указывает уточненные данные.

     Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи с указанием номеров технических паспортов, выданных организацией-изготовителем, год выпуска, назначения, мощности и т. д.

     Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации находятся вне организации (морские, речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомобили, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризируются до, момента временного их выбытия.

     При выявлении объектов основных средств, не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с указанием времени принятия объектов к бухгалтерскому учету, причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полная изношенность и т. п.).

       Недостача основных средств учитывается   по аналогии с разным выбытием основных средств. Остаточная стоимость недостающего объекта относится на счет виновного должностного лица (если таковое имеется), на чрезвычайные расходы (если инвентаризация проводилась после чрезвычайного обстоятельства), на операционные расходы, если виновное лицо не найдено либо суд отказал во взыскании с виновного лица.

     Одновременно  с основными средствами, являющимися собственностью организации, проверяются основные средства, принятые на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, ответственного хранения и аренды. В описях, составленных на каждого арендодателя, указывается его наименование и срок аренды.

     По  результатам инвентаризации основных средств делаются следующие записи в регистрах бухгалтерского учета:

     Таблица 10

    Результаты  инвентаризации основных средств

Содержание  операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Выявленные  неоприходованные основные средства:     01 91
Недостачи:                                                                          94 01
Списание  суммы амортизации                                     02 01
Списание остаточной стоимости                                91 01
Перенесение недостачи на счет виновного лица          73 94
Виновник  не установлен                                                   91 94
 
    1. Ремонт, модернизация основных средств

      Согласно ПБУ 6/01 восстановление основных средств может осуществляться посредством реконструкции, модернизации и ремонта.

     Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском  учете отчетного периода, к которому они относятся.

     При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

     По  объему и характеру ремонтных  работ различают текущий ремонт и капитальный ремонт. Источниками  финансирования ремонта являются: издержки производства; специальные ремонтно-резервные фонды.

     Ремонт  производится, согласно плану, разработанному в организации. На каждый объект составляется ведомость дефектов. Ремонт может  осуществляться хозяйственным или подрядным способом. При хозяйственном способе ремонт осуществляется своими силами, и все затраты отражаются в учете данной организации на основании нарядов на проведение работ по ремонту.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения основных средств