Бухгалтерский учет движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: усвоение порядка бухгалтерского учёта и документального оформления процессов поступления, ремонта и модернизации, выбытия основных средств.
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и классификацию основных средств;
Рассмотреть порядок документального оформления операций, связа

Оглавление

Введе-ние...................................................................................................................3
Глава 1 Структура основных средств предпри-ятия.............................................5
1.1. Понятие и классификация основных средств..................................5
1.2. Оценка основных средств.................................................................8
Глава 2 Организация бухгалтерского учета по учету основных средств......11
2.1. Задачи бухгалтерского учета и нормативное регулирование опера¬ций по учету основных средств........................................................................11
2.2. Организация документооборота по учету и движению основ-ных средств....................................................................................................................13
Глава 3 Порядок отражения хозяйственных операций по учету и движению основных средств на синтетических и аналитических сче-тах..........................16
3.1. Порядок учета основных средств по поступле-нию.....................16
3.2. Порядок учета основных средств по выбы-тию.............................20
3.3. Амортизация основных средств и порядок ее отражения в бухгал¬терском уче-те.........................................................................................................22
3.4. Инвентаризация основных средств.................................................24
3.5. Ремонт, модернизация основных средств.......................................28
3.6. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств....................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников литерату-ры..............................................35

Файлы: 1 файл

Курс ОПФ.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

       Под суммовой разницей понимается  разница между рублевой оценкой,  выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

     При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

     Стоимость основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

     Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в  случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

     Оценка  объектов основных средств, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

     Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

     С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

     Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства  основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.п.). До 1 января 1999 г. переоценка фондов по восстановительной стоимости производилась по соответствующим решениям Правительства РФ.

     Глава 2  Организация бухгалтерского учета  по учету основных средств

     2.1. Задачи бухгалтерского учета   и нормативное регулирование

       операций по учету основных средств

     Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:

  1. правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;
  2. достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
  3. полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
  4. контроль над сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

     Для ведения бухгалтерского учета в  организации формируется учетная  политика, предполагающая имущественную  обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

     Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

     Принятая  организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением  руководителя организации.

     При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета основных средств;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки основных средств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации по учету и движению основных средств;
  • порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

2.2.Организация документооборота по учету и движению основных средств

     Для выполнения вышеперечисленных задач, согласно «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.1998 1  в организации должны быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.

     Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

     Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     Формы первичной документации для учета  основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а2.

     К ним, в частности, относятся:

  • акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1);
  • акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3);
  • акт на списание основных средств (форма № ОС-4);
  • акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);
  • инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);
  • акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);
  • акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
  • акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).

     Документы, форма которых не предусмотрена  в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

     В соответствии с пунктом 15 «Положения по ведению бухгалтерского учета ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29.07.1998  первичные учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции. Если такое не представляется возможным, он составляется непосредственно после ее окончания.

     Непосредственно, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для  отражения в бухгалтерском учете  организации организуется в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота (пункт 15 Положения по ведению бухгалтерского учета).

     Порядок составления графика документооборота в организации регламентируется, в том числе, и «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 года № 105 (далее по тексту - Положение о документообороте).

     Под графиком документооборота, в соответствии с Положением о документообороте, понимается принятая организацией система (способы) создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное количество подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

     По  каждому документу график документооборота содержит, как правило, следующие примерные разделы:

  • порядок создания документа: количество экземпляров; ответственный за выписку; ответственный за оформление; ответственный за исполнение; срок исполнения;
  • порядок проверки документа: ответственный за проверку; кто представляет на проверку; порядок представления; срок представления;
  • порядок обработки документа: исполнитель; срок исполнения;
  • порядок передачи документа в архив: исполнитель; срок передачи.

     В обязанности всех работников организации  включаются положения о создании и представлении первичных оправдательных документов, относящихся к сфере их деятельности, в строгом соответствии с графиком документооборота.

       Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика, в которой перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы. 

Глава 3 Порядок отражения хозяйственных  операций по учету и движению основных средств на синтетических и аналитических  счетах

3.1. Порядок  учета основных средств по  поступлению

     Поступление основных средств в организацию происходит в следующих случаях:

  1. в результате приобретения за плату;
  2. в порядке нового строительства;
  3. на условиях аренды;
  4. в качестве взноса (вклада) в уставный капитал;
  5. безвозмездного получения или дарения;
  6. выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;
  7. получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
  8. оприходования с целью осуществления совместной деятельности и доверительного управления;
  9. в порядке товарообменных операций;
  10. другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

     Когда объекты основных средств поступают  в распоряжение организации, они принимаются членами постоянно действующей комиссии по приемке и списанию основных средств, назначаемой на год приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаются специалисты, согласно предназначению основных групп объектов основных средств. В процессе приемки объектов основных средств в обязательном порядке принимают участие будущие ответственные лица организации, в ведение которых в дальнейшем будут передаваться объекты.

     Для зачисления в состав основных средств  отдельных объектов составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф № ОС-1).

     Приемочная  комиссия определяет техническое состояние  и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и др. сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководство по эксплуатации и пр.).

Информация о работе Бухгалтерский учет движения основных средств