Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. определение понятия бухгалтерского баланса;
2. рассмотрение места баланса в системе бухгалтерской отчетности;
3. классификация бухгалтерского баланса;
4. характеристика структуры и содержания бухгалтерского баланса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕСКОГО БАЛАНСА
1.1. Понятие бухгалтерского баланса ……………………………………
1.2. Место баланса в системе бухгалтерской отчетности ……………...
1.3. Классификация бухгалтерского баланса …………………………...
2. БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса …………………
2.2. Формирование показателей баланса и порядок его составления …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая БФО 2.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» – ПБУ 4/99 оставляет организациям возможность, при недостаточности данных для формирования полного представления о финансовом состоянии организации, включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Однако организация должна придерживаться принятого ею содержания и формы от одного отчетного периода к другому.

Из таблицы видно, что в актив бухгалтерского баланса включаются статьи, отражающие хозяйственные средства в зависимости от стадии их кругооборота (внеоборотные, оборотные) и степени подвижности (ликвидности).

Пассив баланса отражает величину средств, вложенную в хозяйственную деятельность организации (капитал). Он показывает, кто и в какой форме участвовал в создании имущества организации. По отношению к активу баланса, статьи пассива формируются как обязательства, группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств.

Итоги по активу и пассиву баланса отражают бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов объему финансовых ресурсов, представленных собственниками и кредиторами. Поэтому они равны между собой.

Следует иметь ввиду, что баланс не просто форма отчетности, а, прежде всего, состояние финансов организации на конкретный момент, которое можно определить, зная взаимосвязи между явлениями, устанавливаемые правильной корреспонденцией счетов, то есть сбалансированностью (12; с.113).

Традиционно в отечественном бухгалтерском учете понятие бухгалтерский баланс отождествляется с балансом, входящим в состав бухгалтерской отчетности – форма № 1 (Приложение 1), основная форма отчетности в практике жизнедеятельности организации.

Таким образом, бухгалтерский баланс является основной формой отчетности и служит, основным источником информации для широкого круга пользователей. При этом баланс выполняет не только экономическую функцию, формируя финансово-экономические показатели деятельности организации, но и экономико-правовую функцию, обеспечивая имущественную обособленность хозяйствующего субъекта. Выполнение экономико-правовой функции бухгалтерского баланса обеспечивается его структурой, которая группирует средства предприятия (имущество) по их составу и размещению в зависимости от стадий их кругооборота и по источникам их образования в зависимости от характера обязательств перед собственниками и кредиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация бухгалтерского баланса

 

В практике жизнедеятельности организации бухгалтерией составляется несколько видов баланса. Классификация бухгалтерских балансов в первую очередь подразделяет их на статические и динамические.

Статические балансы формируются на основе показателей, рассчитанных на определенную дату.

Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования в движении, в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период).

В зависимости от цели составления рассматриваются несколько видов балансов, в основу классификации которых положены следующие признаки:

♦ время составления;

♦ источник составления;

♦ объем информации;

♦ характер деятельности;

♦ объект отражения;

♦ способ очистки.

По времени составления различают балансы: вступительные (организационные), текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительные балансы составляют в момент организации предприятия (регистрации Устава организации). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета организации. Вступительный баланс составляется также для организаций, образованных на условиях правопреемственности ранее действующих хозяйствующих субъектов. В первом случае, во вступительном балансе отражается уставный капитал зарегистрированной организации, указанный в ее Уставе и стоимость реально внесенного имущества и имущественных обязательств учредителей. Для организации, созданной на базе действующего хозяйствующего субъекта, вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу организации, правопреемником которой становится создаваемый хозяйствующий субъект. При этом возможно уточнение оценки отдельных статей ликвидационного баланса.

Текущие балансы разрабатываются периодически в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. Они взаимосвязаны между собой, так как исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года.

Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом отчетного периода.

Заключительные балансы дают более объективную информацию, так как составляются не только по данным текущего (книжного) учета, но и подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса – основных средств и нематериальных активов, производственных запасов, денежных средств.

Санируемые балансы составляются в ситуации, когда организация находится на пороге банкротства. Ей необходимо принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или попытаться выйти из положения банкротства. Для этого следует убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые до окончания финансового года должны выдать заключение о реальном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий по оздоровлению финансового состояния организации.

Ликвидационные балансы содержат характеристику имущества и его источников на дату прекращения деятельности организации (11; с.93).

В рыночной экономике принимаются множество экономических решений инвестиционного, кредитного характера, по реорганизации хозяйствующего субъекта с изменением юридического статуса и смены собственников. Возникают финансовые и правовые ситуации при проведении процедуры банкротства, сопровождаемые разнообразными ситуациями, связанными с его санацией или продажей. Все это требует подтверждения собственности юридического лица, оценки имущества. Такую информацию дает ликвидационный баланс, по данным которого определяются следующие показатели:

♦ стоимость чистых активов (разница между суммой активов организации и суммой обязательств);

♦ сумма активов в балансовой оценке, исключающая задолженность учредителей по их вкладам в уставный капитал;

♦ стоимость собственного капитала и резервов, включающая уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, социальной сферы, нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года.

♦ рыночная стоимость предприятия (рыночная оценка активов предприятия).

Ликвидационный баланс составляется при прекращении деятельности организации (банкротство, добровольная или принудительная ликвидация, другие случаи ликвидации юридического лица) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

При реорганизации крупных хозяйствующих субъектов, сопровождающейся разделением их на несколько организаций (структурных единиц) в момент разделения составляются разделительные балансы. При передаче одной или нескольких структурных единиц данной организации другой организации составляется баланс, называемый передаточным.

При слиянии нескольких организаций в одну или присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации составляются объединительные балансы.

Балансы, группируемые по признаку источника составления, разделяются на инвентарные и книжные.

Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный или организационный баланс. Инвентарные ведомости могут разрабатываться также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при реорганизации предприятия.

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

По объему информации выделяются: единичный и сводный балансы. Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия. Сводные балансы составляет группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный (консолидированный) баланс формирует информацию о группе, как о едином предприятии и показывает, каким бы был собственный баланс материнской компании, если бы она осуществляла деятельность всех дочерних организаций.

По характеру деятельности балансы подразделяются на балансы основной и не основной деятельности. К основной деятельности относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе. Все прочие виды деятельности считаются не основными (8; с.177).

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цеха, представительства).

По способу очистки выделяют балансы-брутто и балансы-нетто. Понятия баланса-брутто и баланса-нетто связывают с наличием регулирующих статей баланса (уточняющих величину оценки основных статей до их остаточного значения – остаточной стоимости). Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей – балансом-нетто.

В условиях рынка большое место отводится прогнозированию деятельности организации. В зарубежной практике это касается и бухгалтерского учета, информация которого дает возможность планировать издержки производства, предвидеть необходимые расходы и возможные доходы, путем составления смет и балансовых расчетов. В частности это касается составления расчетного (прогнозного) баланса.

Расчетный баланс – это прогноз соотношения активов (имущества) и пассивов (обязательств) организации или отдельного бизнеса внутри нее, инвестиционного проекта и др. в будущем. Его назначение – показать, как изменится стоимость имущества организации в результате деятельности ее в планируемом (прогнозируемом) периоде.

Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит их двух основных разделов – активов и пассивов, между которыми обязательно равенство итогов. Но это не отчетные (прошлые) показатели, а активы, которыми организация будет располагать на определенную – планируемую дату и пассивы – обязательства, которые будет нести организация, осуществляя свои бизнес проекты в будущей деятельности.

Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства покажет величину наращения или темпы приращения собственного капитала организации (11; с.141).

Таким образом, в жизнедеятельности организации бухгалтерией составляется несколько видов баланса. Классификация бухгалтерских балансов в первую очередь подразделяет их на статические и динамические. Статические балансы формируются на основе показателей, рассчитанных на определенную дату. Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования в движении, в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период).  В зависимости от цели составления рассматриваются несколько видов балансов, в основу классификации которых положены следующие признаки: время составления,  источник составления,  объем информации, характер деятельности, объект отражения, способ очистки.

 


Глава II. Баланс как основная форма
бухгалтерской отчетности

 

2.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса. Характеристика его разделов и статей

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных о финансовом и имущественном положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности. Она составляется по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, аудиторского заключения в том случае, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Важнейшей формой бухгалтерской отчетности выступает бухгалтерский баланс. Он является основным источником информации об имущественном положении организации, о состоянии ее средств в денежной оценке на определенную дату.

В том, чтобы показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем, состоит основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности. Бухгалтерский баланс позволяет получить представление о величине запасов, материальных ценностях, о размерах инвестиций, о состоянии расчетов, а также, дать полное и достоверное представление о финансовом положении организации.

Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности