Бухгалтерская отчетность промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим средством информационного обеспечения пользователей. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран.
Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные отчеты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Оглавление

Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность предприятия 5
1.1. Состав и назначение бухгалтерской отчетности 5
1.2. Порядок проведения инвентаризации 8
1.3. Структура и содержание типовых форм бухгалтерской отчетности 10
2. Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия 15
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 15
2.2. Бухгалтерская отчетность ООО “Артели старателей “Амазар” 21
2.3. Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности ООО “Артель старателей “Амазар” 28
3. Перспективы развития показателей бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами 30
3.1. Взаимосвязь показателей российской бухгалтерской отчетности и международных стандартов 30
3.2. Основные направления развития показателей бухгалтерской отчетности 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская_отчетность_промышленного_предприятия.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Однако в  связи с тем, что артель ряд  лет работает без прибыли, эти  фонды не сформированы.

В пассиве баланса  отражен только уставный фонд и добавочный капитал. Уставный фонд артели составляет 209000 тыс. руб. и разделен на доли.

Дополнительный капитал составляет 1442 тыс. руб., источник его образования - произведенные переоценки имущества.

Несмотря на наличие картотеки к расчетному счету, убыток по результатам деятельности, на протяжении 2009 артель старателей сумела погасить задолженность банку за полученный кредит23.

Кредиторской  задолженность артели на протяжении 2009 года значительно снизилась по всем статьям, кроме задолженности перед бюджетом. Остатки задолженности подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Заметно, что на протяжении 2009 года артель почти полностью рассчиталась с ними по своим обязательствам, так же, как и со своими сотрудниками: в балансе нет сумм невыплаченной заработной платы. Однако задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, в фонд занятости продолжает оставаться значительной (494 тыс. руб.) и перед бюджетом тоже (2404 тыс. руб.).

По статье “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) показана выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Выручка артели по сравнению с соответствующим показателем 2008 года увеличилась, однако увеличились и себестоимость реализации товаров, и прочие внереализационные расходы. Хотя в абсолютном выражении убыток за 2009 год в несколько раз меньше убытка за 2008 год, все же артель не смогла пока добиться необходимой доходности своих хозяйственных операций.

Окончательный финансовый результат - убыток в сумме 210 тыс. руб. - соответствует данным бухгалтерского баланса за 2009 год.

 

2.3. Рекомендации  по составлению бухгалтерской  отчетности ООО “Артель старателей  “Амазар”

 

Информация, которая  формируется в бухгалтерском  учете и отчетности ООО “Амазар”, в целом отвечает требованиям  достоверности и надежности, оперативности, полноты, доступности и полезности внешним и внутренним пользователям; понятности и уместности. Она содержит в установленных формах систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности, включает в свой состав имущество всех производств, хозяйств, иных структурных подразделений. Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности охватывают все хозяйственные операции артели в сгруппированном виде. Они соответствуют требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности в части полноты сведений об имущественном и финансовом состоянии организации, о его изменении и о финансовых результатах деятельности24.

Вместе с  тем, следует отметить, что администрация  артели недостаточное внимание уделяет  разработке внутренней отчетности отдельных  структурных подразделений. На наш  взгляд, наличие внутреннего учета  в натуральных измерителях, а  также группировка расходов по статьям калькуляции, а не по статьям затрат, в разрезе каждого структурного подразделения, позволили бы руководству артели наиболее точно установить вклад каждого звена в общий результат хозяйственной деятельности предприятия.

В целях усиления контроля за сохранностью дорогостоящих товарно - материальных ценностей артели следует порекомендовать проведение частичной инвентаризации отдельных групп хозяйственных средств, например, материалов на одном складе, а также внедрить внеплановые инвентаризации.

Серьезным недостатком  в организации работы бухгалтерской  службы артели является отсутствие компьютерной техники, составление отчетности вручную. Необходимо в целях удобства и  быстроты составления отчетов, получения  информации за любой отчетный период срочно внедрить автоматизированный учет хозяйственных операций, закупить программные продукты, обеспечить обучение бухгалтерских работников правилам ведения учета и составления отчетности при помощи компьютера.

Недостатком в  работе бухгалтерской службы является и единоличное выполнение главным бухгалтером всех работ по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Следует перераспределить обязанности рядовых бухгалтеров с тем, чтобы привлечь их к составлению отчета; обеспечить подмену главному бухгалтеру на случай его болезни или временного отсутствия25.

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития показателей бухгалтерской  отчетности в соответствии с  международными стандартами

 

3.1. Взаимосвязь  показателей российской бухгалтерской  отчетности и международных стандартов

 

Процесс разработки и применения бухгалтерских стандартов достаточно сложен. В 1973 году для решения  проблемы стандартизации бухгалтерского учета был создан специальный  Комитет по международным стандартам финансовой отчетности на основе договора между профессиональными бухгалтерскими организациями различных стран. В настоящее время опубликовано 33 международных стандарта бухгалтерской отчетности, в которых регламентированы: учетная политика, учет запасов, лизинга, основных средств, износ основных средств, учет инфляции, содержание отчета о движении денежных средств, финансовая отчетность при гиперинфляции, чистая прибыль или убыток за период, учет затрат на научные исследования и разработки, на пенсионное обеспечение, непредвиденные события после отчетной даты, строительные контракты, налоги на прибыль, представление текущих оборотных активов и обязательств, учет доходов, инвестиций, раскрытие информации о правительственной помощи, финансовые инструменты раскрытия и представления информации и ряд других. Около 400 компаний (в основном, транснациональных) публикуют свою финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами26.

С 1 января 1977 года введен в действие международный  учетный стандарт IAS №5, регламентирующий состав и структуру годового отчета, перечень статей и показателей, рекомендованных к включению в отчетность. Согласно этому стандарту, основными компонентами годового отчета являются: подготовленная отчетность, аналитические расшифровки и примечания к ней, прочая аналитическая информация, полезная для получения наиболее полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении предприятия. Детальная структура годового отчета за рубежом не регламентирована, однако при его подготовке учитываются требования и других учетных стандартов, которые оказывают косвенное влияние на состав и последовательность включаемых в него материалов.

Международные и национальные бухгалтерские институты  уделяют большое внимание проблеме структурирования годового бухгалтерского отчета. Например, в Бельгии аналитическая записка, рекомендованная национальными учетными стандартами, содержит расшифровки и примечания к отчетности в количестве девятнадцати разделов; рекомендуемые стандартные формы отчетности содержат около 100 показателей на отчетную дату и около 70 статей в отчете о прибылях и убытках27.

В западной учетно-аналитической  практике накоплен значительный опыт в подготовке годового отчета, его  структурировании и оформлении. Типовая  структура отчета может содержать  следующие разделы: краткая характеристика деятельности предприятия; отчет администрации; бухгалтерская отчетность; пояснения к бухгалтерской отчетности; аудиторское заключение; прочая информация.

С изданием в  Российской Федерации Закона о бухгалтерском  учете, принятием Положения о  бухгалтерской отчетности, введением нового Плана счетов, выходом в свет ряда ПБУ российская стандартизация бухгалтерского учета и отчетности существенно приблизилась к международной. Нормативными российскими документами в учетную практику введены новые объекты учета, которые обусловлены рыночной экономикой: нематериальные активы, лизинговые операции, финансовые вложения. Организациям теперь разрешено выбирать варианты учета многих его объектов. Предложено ввести в учетную практику ряд международных учетных принципов: принципа начисления, принципа осторожности и проч. Однако, несмотря на то, что отечественная бухгалтерская отчетность по основным параметрам соответствует требованиям международных учетных стандартов, все же сохраняются определенные различия между отчетностью отечественных и зарубежных предприятий. Основными из них являются следующие:

1. Отчетность  западной компании может исходить  из разных методологических посылок.  В частности, европейскими директивами  по бухгалтерскому учету рекомендуется  четыре формата отчета о прибылях и убытках и два формата бухгалтерского баланса. Один формат определяется балансовым уравнением А=CL+ Е, второй - А - CL =Е, где А - активы, CL - текущая кредиторская задолженность, Е - прочие источники средств. Формат российской отчетности един и строго регламентирован нормативными документами28.

2. Состав статей  в западной отчетности не детализируется, в стандартах указывается лишь  наименование наиболее крупных  разделов, обязательных к включению  в отчетность. Компании имеют  право самостоятельно выбрать структуру разделов, а также объем проводимых в приложении к отчетности аналитических расшифровок и комментариев к балансовым статьям. Этим объясняется тот факт, что у зарубежных предприятий практически невозможно встретить два одинаковых баланса. Российские стандарты предусматривают унифицированный состав статей и разделов отчетности.

3. В отличие  от российской учетной традиции, выделяющей баланс как основную  учетную форму, в западной практике  некоторый приоритет отдается  отчету о прибылях и убытках.  Именно эта форма приводится  первой в годовом отчете фирмы.  Прибыль является важнейшим показателем деятельности, поэтому ее стремятся продемонстрировать в первую очередь внешним пользователям.

4. Методология  предоставления отчетности в  экономически развитых странах  удачно сочетает наглядность  учетной информации и ее аналитичность.  Собственно отчетность может быть достаточно агрегированной, вместе с тем для большинства статей приводится их детальная расшифровка в приложении, включая данные в динамике.

5. В большинстве  случаев в балансе западной  компании предусмотрена иная, чем  у баланса российского предприятия, последовательность разделов и статей: актив - по убыванию ликвидности, пассив - по возрастанию срока погашения обязательств.

6. Все фонды  и резервы, создаваемые за счет  прибыли, в западном балансе,  как правило, не выделяются  и отражаются одной строкой “Нераспределенная прибыль”, которая может занимать большой удельный вес в общей сумме источников средств. Таким образом, в пассиве обычно выделяются три источника собственных средств: акционерный капитал, эмиссионный доход и нераспределенная прибыль.

7. Дебиторская  задолженность отражается за  минусом резерва по сомнительным  долгам. В основу такого подхода  заложен один из важных принципов  бухгалтерского учета на Западе - принцип консерватизма, суть  которого применительно к данной  ситуации заключается в том, что стоимостную оценку активов как источника возможных доходов лучше преуменьшить, чем преувеличить29.

 

3.2. Основные  направления развития показателей  бухгалтерской отчетности

Уровень агрегированности данных баланса определяет степень  его аналитичность, причем чем выше уровень агрегированности, тем менее он аналитичен. Поэтому степень его сложности, конкретный состав статей, введение дополнительных группировок постоянно находится в центре внимания российских и зарубежных специалистов. На этот счет существуют различные мнения, однако в экономически развитых странах принято заполнять несколько форм балансов для разных пользователей. Структура бухгалтерской отчетности при этом не регламентирована, в учетных стандартах описан лишь перечень и экономическое содержание отдельных статей, степень детализации бухгалтер зарубежного предприятия определяет самостоятельно30.

Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В  последние годы происходит обратный процесс - упрощение структуры баланса. За последние два десятилетия число статей баланса промышленного предприятия уменьшилось примерно в два раза. Кроме того, баланс унифицирован для всех отраслей хозяйства. Продолжается практика жесткого регулирования состава и структуры отчетности, хотя за последние годы она существенно реформирована применительно к условиям рыночной экономики. Дальнейшие преобразования в ближайшей перспективе должны осуществляться в следующих направлениях: разработка и принятие национальной концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета; завершение изменения порядка формирования финансового результата деятельности хозяйствующих субъектов; введение процедур корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией; ускорение обновления правил бухгалтерского учета; восстановление системы контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета; обеспечение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Работа по этим направлениям будет способствовать сближению отечественной системы  бухгалтерского учета с международное признанной практикой.

Одним из направлений  реформирования бухгалтерского учета  и отчетности является дальнейшее построение четкой и непротиворечивой системы регулирующих актов. Должна быть ускорена работа по изданию единой системы Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В качестве ее отправной точки наряду с научными разработками и действующими нормативными актами должны быть использованы Международные стандарты бухгалтерской отчетности, которые станут мерилом соответствия российских стандартов международной практике.

В ходе коренной реорганизации управления народным хозяйством был значительно ослаблен контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами правил и порядка бухгалтерского учета и отчетности. В результате снизилось качество подготовки бухгалтерской отчетности. В связи с этим одной из направлений реформирования является восстановление контролируемости хозяйствующих субъектов в вопросах бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики необходимы: методическая помощь собственникам и инвесторам в развитии навыков использования информации для оценки деятельности организаций и принятии управленческих решений, методическая помощь хозяйствующим субъектам в раскрытии учетной политики и иной полезной финансовой информации в бухгалтерской отчетности; развитие обязательного аудита и др31.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность промышленного предприятия