Бюджет денежных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить бюджет денежных средств на предприятии и наметить перспективы его развития.
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть вопрос с теоретической стороны
Познакомиться с предприятием
Выявить недостатки
Наметить перспективы

Файлы: 1 файл

курсовик основной вариант.doc

— 462.50 Кб (Скачать)
r">     Таблица 1.3.3 – Графы табличной части заявки

Утв. кол-во Утв. сумма оплаты Дата  оплаты
     

     Заявки  с утвержденными сроками и  статьями оплат возвращаются руководителям  подразделения. При формировании заявок на следующий период руководители подразделений вправе вновь указать в заявке статьи, не прошедшие (не получившие подтверждение об оплате) в предыдущие периоды.  
На основе отчета по утвержденным заявкам (графика по выплатам), а также графика поступлений денежных средств формируется платежный календарь, а на основе последнего - БДС (блок 4 в прил.1).

     Важным  аспектом предлагаемой методики наряду с технологией составления является организация работ по планированию. Методика формирования БДС должна входить в состав положения о планировании на предприятии (быть закрепленной во внутренних нормативных документах) и быть обязательной к применению для всех подразделений.

     Заявки  за период группированные, и выведенные в форме отчета по подразделениям, представляются руководителю, ответственному за расход денежных средств. Отчет анализируется по приоритету заявок, по статьям расходов, по видам деятельности, и по каждой строке заявки проставляются сумма и дата оплаты по заявкам. Не утвержденные заявки должны быть предоставлены в следующий месяц наравне с новыми заявками.

     При организации планирования необходимо предусмотреть операции контроля:

  • соответствия статей БДС лимитам (определяемых БДР и инвестиционным бюджетом);
  • целесообразность производимых расходов и перерасходов (сравнение с производственной программой);
  • лимита остатков денежных средств на конец периода на случай непредвиденных расходов;
  • контроль отсутствия "кассовых" разрывов.

     Контроль  осуществляется в соответствии с  положением о планировании, основными принципами которого являются:

  • соответствие поданных заявок финансовому плану;
  • осуществление платежей на основе письменных заявок служб-инициаторов;
  • перечисление денежных средств производится в соответствии с реестром на оплату, утверждённым Финансовым директором.

     Заявки  на оплату поданные подразделениями  сверх плана оплачиваются только с разрешения Генерального директора.

     При образовании "кассовых разрывов" (т.е. ситуации, когда расходная часть  бюджета превышает доходную, и  итоговое сальдо денежных средств на конкретную дату становится отрицательным) предпринимаются меры по их устранению - решение по "урезанию" расходов или получение банковского кредита.

     Методика  обладает следующими достоинствами:

  1. Простота. Методика довольно проста в применении и реализации на производстве.
  2. Достоверность. Достоверность достигается за счет того, что данные представляются только о реально необходимых затратах, и все подразделения предприятия участвуют в планировании.
  3. Наглядность. Исполнители оперативно получают отчет об утвержденных и неутвержденных расходах.
 

  • 1.4.  Степень  изученности вопроса на современном этапе

         Бюджетирование  движения денежных средств — финансовая, информационная, организационная технологии, обеспечивающие ведение бюджета  движения денежных средств организаций.

         Бюджет  движения денежных средств используется:

    • в бизнес - планировании — для составления финансового плана движения денежных средств в рамках бизнес - проекта;
    • в финансовом планировании — для составления финансового плана движения денежных средств;
    • в бухгалтерском, управленческом и оперативном учете для составления отчета о движении денежных средств.

         Цель  бюджетирования денежных средств состоит  в расчете необходимого их объема и определении моментов, когда  у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

         Форму бюджета и формы представления  сведений о движении денежных средств  центрами финансового учета определяет финансовая служба (бухгалтерия) предприятия.

         Процесс бюджетирования целесообразно начинать только после того, как в системе  стратегического управленческого  учета денежных потоков определена сбалансированная по срокам и ресурсам стратегия, позволяющая достичь цели предприятия и детализируемая впоследствии в программу мероприятий.

         По  мнению В. Г. Белолипецкого, бюджетирование потока денежных средств – это  комплекс мер и инструментов прогнозирования  и систематического регулирования  или оперативного управления кругооборота денежных средств предприятия [28]. Бюджет движения денежных средств представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. Бюджет движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года и квартала. При необходимости привлекаются  заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит, направления использования чистой прибыли (накопление, потребление, резервный фонд).

         Казанцев  К.А. аудитор, аудиторская фирма "Экономикс  бюро", г. Екатеринбург и Попов  Е.В. д.э.н., д.ф.-м.н., профессор, зам. директора института Экономики УрО РАН считают одним из важнейших факторов, определяющих эффективность ведения бизнеса для предприятия, является возможность управлять своей платежеспособностью [26]. Основным инструментом управления денежными средствами служит система управленческого учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью Бюджета движения денежных средств.

         Под бюджетом движения денежных средств (БДДС) понимают бюджет движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.

         Для эффективного ведения бизнеса предприятию  в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе бюджетирования. Как отмечает В.Хруцкий "в бизнесе есть только одна непоправимая ошибка остаться без денежных средств на расчетном счете или на том счете, с которого можно финансировать текущие операции и инвестиционные проекты" [23].

         БДДС  составляют как с целью обеспечения  постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств.

         Временно  свободные денежные средства могут  направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент  и т.д.

         Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие  оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования. Конечное сальдо денежных средств =

         начальное сальдо денежных средств + поступления – выплаты.

         Джай  К. Шим выделяет четыре раздела БДДС:

         - поступление денежных средств  (остаток на начало периода, поступление платежей от покупателей и других дебиторов);

         - расход денежных средств (выплаты  кредиторам);

         - чистый поток денежных средств  (разница между поступлениями  и расходами);

         - финансовый раздел, детализирующий  получение и погашение заемных средств.

         Отдельные исследователи выделяют дополнительно  раздел по инвестиционной деятельности, под которой понимается деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями. Последний раздел является отражением инвестиционного бюджета  и описывает движение денежных средств по программе инвестиций предприятия.

         Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что бюджет денежных средств необходимо вести на каждом предприятии, так как он дает целостную  картину о наличии средств  на расчетных счетах, о платежеспособности организации. Бюджет денежных средств занимает центральное место в управлении предприятием и используется в различных его сферах. Данный бюджет выполняет контрольную функцию, также с помощью него можно решить вопрос о необходимости кредитования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           2. Организационно-экономическая характеристика СХПК «Альшанский»

  • 2.1 Местоположение, структура организации и ресурсный потенциал       предприятия
  •      СХПК  «Альшанский» Екатериновского района организован в результате реорганизации: из товарищества был образован кооператив. Центральная усадьба хозяйства расположена в 160 км от областного центра города Саратова, в 28 км от районного центра. Ближайшая железнодорожная станция – Екатериновка, откуда хозяйство получает необходимые грузы, находится в 29-ти км. Производственная связь с районными базами снабжения, пунктами сдачи продукции осуществляется посредством автомобильного транспорта.

         Хозяйство характеризуется средним количеством  выпадающих осадков и довольно благоприятными погодными условиями с достаточным запасом тепла в вегетационный период. Это  создает возможность широкого выбора сельскохозяйственных культур.

         Почвообразовательный  процесс на территории кооператива  протекает по степному типу с образованием черноземов. Черноземы средней мощности вполне пригодны для выращивания различных зерновых культур.

         Кооператив  является юридическим лицом, образован  на добровольной основе, имеет права самостоятельного хозяйствующего субъекта. Основная цель деятельности – получение прибыли от реализации произведенной продукции. Структура организации и управления кооператива представлена на рисунках  в приложении 2 и 3.

         В настоящее время колхоз возглавляет  председатель Новиков В.С. Кооператив имеет право определять производственное направление и программу своего экономического и социального развития, объемы  

    производимой продукции и каналы её реализации

         Ресурсный потенциал включает следующие виды производственных ресурсов кооператива: земельные, трудовые и материально- технические. Кооператив «Альшанский» располагает земельными угодьями, которые складываются из земельных долей членов кооператива в размере 9458 га, из них 97,7% занимают сельскохозяйственные угодья (9237 га). Сенокосы отсутствуют, площадь пастбищ 2982 га. За период с 2006 по 2008 годы произошли значительные изменения в размерах пашни, она с 10395 га уменьшилась до 6255 га. Пашня занята  посевами и чистыми парами.

         Трудовые  ресурсы также относятся к  производственному потенциалу кооператива. Анализ свидетельствует о снижении численности работников в динамике с 140 человек в 2008 году до 114 человек в 2010 году, что составляет 19%. Сокращение произошло по причине спада поголовья крупного рогатого скота и соответственно уменьшения объёмов производства отраслей животноводства. Из общей численности работников в 2010 году 89 человек составляют постоянные рабочие, а 16 человек - служащие. В растениеводстве трудятся 31 человек, в животноводстве 8 человек. Обеспеченность рабочей силы хозяйства составляет 100%, среднегодовое число работников на 100 га пашни равно 0,01  человек. По сравнению с 2008 годом этот показатель уменьшился на 15%. Нагрузка пашни на 1 работника составляет 70 га, за анализируемый период времени этот показатель уменьшился на 10%. За 2010 год всеми работниками отработано в сельскохозяйственном производстве 230 тыс. человек - часов. Начислено заработной платы за 2010 год 5,3 млн. руб.

         Материально - технические ресурсы кооператива представлены основными производственными фондами сельскохозяйственного назначения, они занимают около 80% стоимости всех основных средств. 
     
     
     

           Таблица 2.1.1 - Стоимость и структура основных производственных фондов за 2008 – 2010 гг. (на конец года) 

    Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
    Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
    Здания 7368 28,4 6144 24,1 6144 22,7
    Сооружения 2162 8,3 2362 9,3 2362 8,7
    Машины  и оборудование 13972 53,9 14720 57,6 14889 55,1
    Транспортные  средства 1002 3,9 1002 3,9 1405 5,2
    Инвентарь 73 0,3 129 0,5 129 0,5
    Рабочий скот 1 0,004 1 0,004 1 0,004
    Продуктивный  скот 521 2,01 361 1,4 1262 4,7
    Другие  виды основных средств 827 3,2 827 3,2 827 3,2
    Итого: 25926 100 25546 3,2 27019 100
     

         Стоимость основных производственных фондов стабильно  в динамике и составляет 827 тыс. руб. Однако в структуре фондов произошли значительные изменения в сторону повышения доли активных частей основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства), является позитивным моментом. Удельный вес продуктивного скота в стоимости фондов возрос на 2,7% с 521 тыс. руб. до 1262 тыс. руб., что объясняется обновлением КРС.

         Показатели  использования основных производственных фондов является фондообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий. В динамике он мало изменился и находится в пределах 8989 тыс. руб. Показатель фондовооруженности труда в расчете на 1 работника возрос с 5,9 до 7,3 тыс. руб. за период с 2008 по 2010 годы.

     Наличие энергетических  мощностей составляет 9519 л.с. Тракторов  всех марок в наличие имеется  27 единиц, комбайнов - 14 штук, автомобилей  – 21, доильных установок –  1 комплект и 3 транспортера.

           Степень специализации характеризует стоимостью и структурой товарной продукции (таблица 2.1.2.). 
     
     

           Таблица 2.1.2 - Стоимость и структура товарной продукции за 2008-2010 гг. 

    Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
    Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
    Растениеводство – всего 32143 87,7 24678 92,3 26525 92,4
    в т.ч. зерно 19443 53,1 16086 60,2 17093 59,5
    Подсолнечник 12170 34,7 8592 32,1 9432 32,9
    Животноводство - всего 4462 12,2 2058 7,7 2183 7,6
    Скот  в живой массе 2637 7,2 836 3,1 310 1,1
    в т.ч. крупный рогатый скот 2592 7,1 822 3,1 310 1,1
    Молоко 1578 4,3 973 3,6 1537 5,4
    Продукция животноводства в переработанном виде 247 0,7 243 0,9 328 1,2
    Всего по хозяйству 36653 100 26736 100 28708 100
     

         Данные  свидетельствуют, что имеет специализацию  на производстве зерновых культур и подсолнечника. Так, удельный вес в выручке от реализации продукции растениеводства составляет 88-92% за анализируемый период времени и только 8-12% приходится на животноводческие отрасли. Именно зерно и подсолнечник является основой хозяйственной деятельности. Они функционируют в сочетании с мясо - молочным скотоводством, которое приносит кооперативу  от 11,4 до 6,5% всей выручки от продажи.

         Ведение сельскохозяйственного производства в колхозе в целом   приносит  прибыль.  Стабильный  доход  приносит  высокорентабельное  зерновое   производство   и   производство  маслосемян   подсолнечника (см. таблицу 2.1.3).  

    Таблица 2.1.3 - Финансовые  результаты деятельности кооператива «Альшанский» за 2008-2010 гг.

    Виды  продукции 2008 год 2009 год 2010 год
    Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности, тыс. руб.
    Зерно 19433 14230 +5203 +37 16086 16065 +21 +0,13 17093 16006 +1087 +7
    Подсолнечник 12710 7469 +5241 +70 8592 6490 +2102 +32 9432 8020 +1412 +18
    Прочие                        
    Итого по растениеводству 32143 21699 +10444 +48 24678 22555 +2123 +9 26525 24026 +2499 +10
    Скот  в живой массе – всего 2637 2195 +442 +20 836 809 +27 +3 310 242 +68 +28
    в т.ч. крупный рогатый скот 2592 2117 +475 +22 822 794 +28 +4 310 242 +68 +28
    Молоко 1578 1195 +383 +32 973 1325 -352 -27 1537 1536 +1 +0,1
    Продукция в переработанном виде 247 268 -21 -1 243 242 +1 +0,4 328 256 +72 +28
    Итого по животноводству 4462 3658 +804 +22 2058 2382 -324 -14 2183 2039 +144 +7
    Работы  и услуги                        
    Всего по хозяйству 36653 25357 +11296 44,5 26736 24937 +1799 +7,2 28708 26065 +2643 +10,1
     
     
     
     
     
     

     

           Так, в 2008 году кооператив  получил от отрасли растениеводства 10444 тыс. руб. прибыли, а в 2010 году – 2499 тыс.  рублей прибыли от реализации.

           Из  отраслей животноводства только в 2010 г. по скотоводству окупаются производственные затраты и сумма дохода составила + 69 тыс. руб., в том числе от реализации крупного рогатого скота в живой массе 68 тыс. руб.

           Уровень рентабельности сельхозпродукции в  целом по кооперативу в 2008 году составил +44,5%, в 2009 - +7,2% и в 2010 году- +10,1%.

           К сумме прибыли от реализации сельхозпродукции зачисляются субсидии и дотации, которые кооператив ежегодно получает из федерального и местного бюджета. В 2010 году их размер составил 938 тыс. рублей. Эта сумма была израсходована на поддержку и развитие элитного семеноводства, на компенсацию затрат по приобретению ГСМ, на уплату страховых взносов при страховании урожая.

           Начиная с 2008 года, и по настоящее время кооператив является участником Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и получил от государства на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям 566 тыс. рублей.

           Анализ  свидетельствует о том, что посевные площади хозяйства перенасыщены зерновыми культурами. Под них  было отведено в 2008 году 79%, в 2009 году – 80% и в 2009 году – 70% от посева. Такая высокая доля является свидетельством о монокультуре зерновых, что не соответствует рекомендациям (Системы ведения агропромышленного производства Саратовской области). Данная ситуация характерна и для подсолнечника. В настоящее время доля этой технической культуры составляет 24%, рекомендуется, чтобы удельный вес этой культуры не превышал 15%.

           Структура посевов кооператива требует  совершенствования еще и по причине  низкой доли кормовых культур. В 2008 г. они занимали 2,4%, в 2007г. – 1,2% и в 2010 г. – 5,6%.

           Экономическую эффективность использования земельных  угодий характеризует показатель урожайности  сельскохозяйственных культур (см. табл. 2.1.4).

    Таблица 2.1.4 - Урожайность сельскохозяйственных культур за 2008-2010гг, ц/га

     
    Культуры 2008 г. 2009 г. 2010 г.
    Зерновые  и зернобобовые 17,9 15,3 18,0
    В т.ч.: озимые 23,6 16,1 26,2
    Яровые 12,0 14,2 12,1
    Подсолнечник  12,4 15,4 13,5
    Многолетние травы на сено 16,9 9,6 4,8
    Однолетние  травы на сено 14,0 - 1,0
    Кукуруза  на силос - - 223,7
     

         Продуктивность  использования пахотных угодий характеризуется  показателем урожайности сельскохозяйственных культур. Анализ урожайности зерновых показывает, что наиболее урожайные  являются озимые зерновые. Второй по значению культурой является подсолнечник.

           Уровень товарности зерна очень высокий  – 82,8%: (69,7+13,8 тыс. ц):85,3 тыс. ц. Более 15,6% определенного зерна идет на семена. В остатках на конец года хранится 37,4 тыс. ц или 31% зерна.

           Кормовые  культуры не являются товарными, и все производство идет по ним на внутрихозяйственное потребление - на корм крупному рогатому скоту. Отсутствие надлежащего хранения объясняет большой размер порчи кормов. Так, по соломе 6 тыс. ц было утрачено, а по силосу – 4,5 тыс. ц. Из сочных кормов - кукурузный силос вполне в достаточном количестве имеется: 59,8% его расходовалось в 2010 году, а 6,7 тыс. ц находится в остатках на начало 2011 года – 19,2 тыс. ц.

           В кооперативе имеет место переработка  растениеводческой продукции на корм скоту. Из 69,7 тыс. ц реализованного зерна было продано 64,6 тыс. ц пшеницы (93%), остальное зерно - это ячмень и овес. Основной канал реализации (около 80%) - это продажа перерабатывающим зерно предприятиям, организациям и предпринимателям. Имеется поставка в государственные фонды (10% в фонд продовольствия Саратовской области), а также свободная продажа населению.

           Производственные  затраты формируются под влиянием различных факторов хозяйственной  деятельности. К факторам, не зависящим  от деятельности, относятся изменения в ценах на энергоносители, услуги, средства производства.

           Анализ  динамики свидетельствует о том, что общие затраты на производство зерновых снижаются и причиной такого снижения является сокращение объемов  продаж. Такое снижение характерно по озимым зерновым, объемы сократились на 19 тыс. ц, а затраты на 1,3 млн. руб. однако, это не привело к снижению себестоимости единицы продукции,.  Издержки производства 1 ц имеют высокие темпы роста, особенно по яровым зерновым культурам. В сравнении с 2008 годом они возросли в 1,3 раза. По подсолнечнику аналогичная ситуация, общая сумма затрат возросла с 5,3 до 8,0 млн. руб. Невнимание хозяйства к кормовым культурам складывается на результативных показателях. Так, производство 1 ц сена обходится хозяйству в 126,3 руб. Безусловно, это сказывается на удорожании продукции животноводства.

           Анализ  по статьям затрат продукции растениеводства  говорит о том, что на статью «Содержание основных средств» приходится основная доля затрат в этой статье превалируют затраты на ГСМ. На втором месте стоят затраты на оплату труда. Отсутствуют затраты средств на удобрение: минеральные и органические и защиту растений. Поэтому структура затрат продукции растениеводства, несомненно, требует совершенствования.

           На  производство всей продукции растениеводства общая сумма затрат в 2008 году равна 24,9 млн. руб. Для сравнения этот показатель в 2009 году составил 30,9 млн. руб. 

           Экономическая эффективность производства сельскохозяйственных культур определяется посредством  сопоставления результатов производства с затратами. Полученный эффект показывает конечный результат применения средств производства, живого труда и отдачу финансовых вложений.

           Экономические параметры производства продукции  растениеводства, характеризующие её эффективность, включают показатели денежных затрат, размер прибыли, цену реализации и уровень рентабельности производства продукции отрасли. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Таким образом, эффективность производства отражает его результативность и рассматривается на основе анализа целой системы показателей. В основном это внешние и внутрихозяйственные факторы.

           Названные показатели экономической эффективности  исчисляются за реализованную продукцию растениеводства. В кооперативе ею являются подсолнечник и зерно. По кормовым культурам, идущим для обеспечения скота кормами, экономическая эффективность условно проявляется через реализацию продукции животноводства. Условно, потому что корма в структуре затрат составляют в 2010 г. 42%.

           Анализ  финансовых результатов от реализации показал на высокий уровень доходности растениеводства, который снижается от 2008 к 2010 году. Сумма прибыли товарной продукции зерновых культур равна по годам: 2008 г. – 5,2 млн. руб., 2009 г. – 0,02 и в 2010 г. – 1,1 млн. руб. Соответственно, уровень рентабельности 36,6%, 0,13% и 6,8% .

           Вторая  товарная культура растениеводства  – подсолнечник имеет четкую тенденцию  к снижению прибыли с 5,2 до 1,4 млн. руб. за исследуемые годы. В отчетном году затраты по себестоимости составили 8020 тыс. руб. за проданное зерно подсолнечника, а выручено денег за реализацию 9432 тыс. руб. Таким образом, сумма прибыли равна 1412 тыс. руб. при уровне рентабельности этой культуры 17,6%. Наибольший эффект был получен в 2008 году. Сумма прибыли составила 5241 тыс. руб. с уровнем рентабельности 70,2%.

           Увеличение  суммы прибыли в 2010 году на 1066 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом произошло под влиянием трех факторов. Основной фактор повышения доходности хозяйства - это рост цены реализации производства зерна со 187,2 до 245,1 рубля за центнер. Это повлияло на рост прибыли в размере 8893 тыс. руб. остальные факторы снижали размер прибыли. Так рост себестоимости повлиял на уменьшение прибыли в размере 2971 тыс. руб., а сокращение объема реализации на 16188 ц снизило прибыль на 4856 тыс. руб. Второй по значимости фактор - это повышение реализационной цены зерна с 180,4 до 209,4 руб. за центнер. Это увеличило прибыль на сумму 1792 тыс. руб. Рост объемов продажи зерна на 10633 ц против уровня 2008 года способствовало повышению прибыльности отрасли на 713 тыс. руб. 

        • 2.2. Составление  бюджета движения денежных средств на СХПК «Альшанский» 

               Предприятие для того, чтобы планировать свои затраты и прибыль, необходимость  кредитования составляют бюджет движения денежных средств. Рассмотрим разработку бюджета на исследуемом предприятии на примере растениеводства на  2010 год.

               Для этого сначала составим план затрат включаемых в себестоимость производимой в растениеводстве продукции (табл. 2.2.1.). 
         
         
         

               Таблица 2.2.1. - План производства и себестоимости продукции растениеводства (тыс.руб.). 

        Показатели всего пшеница ячмень овес подсолнечник Многолетние травы  посева прошлых лет Сенокосы и  пастбища используемые на сено Пастбища и  сенокос на выпас и зеленую  массу
        Оплата  труда с отчислениями 2653 1905 130 84 500 25 9 -
        Семена  и посадочныйматериал 2750 697 130 90 1833 - - -
        Средства  защиты растений 1010 448 30 20 512 - - -
        Работы  и услуги 233 178 12 8 35 - - -
        Нефтепродукты 4683 3346 220 117 950 25 15 10
        Содержание  основных средств 3642 2216 150 65 1124 10 8 69
        Амортизация 567 418 20 - 126 - 2 1
        Прочие  расходы 3814 2790 185 124 710 5 - -
        Общепр.и  общехоз.расходы 724 493 33 18 174 2 1 3
        Всего затрат 20076 12491 910 526 5964 67 35 83
         
         

             Из  этой таблицы можно сделать вывод  что большинство затрат ушло на производство пшеницы и подсолнечника. Они являются основными возделываемыми культурами в данном хозяйстве.

             Следующим этапом разработаем планируемый выход продукции (табл. 2.2.2.). 
         
         
         
         
         

             Таблица 2.2.2. - План выхода продукции по себестоимости. 

        Выход продукции Себестоимость основной продукции
        наименование Кол-во (т.) Цена за 1т. всего
        пшеница 6693 1757 11761
        В т.ч. озимая

        яровая

        4650

        2043

        1498

        2347

        6965

        4796

        Ячмень 403 2074 836
        Овес 246 1914 471
        Зерноотходы 817 843 689
        Подсолнечник 1482 4024 5964
        Пастбища, сенокос на выпас и зеленая  масса 2610 31,8 83
        Заготовка сена на стороне 3018 33,8 102
        солома 2555 6653 170
        всего - - 20076
         

             Необходимо  составить плановый баланс продукции  растениеводства на конец года (табл.2.2.3.). 

             Таблица 2.2.3. – Плановый баланс продукции растениеводства в СХПК «Альшанский»

        Показатель Пшеница (т.) Ячмень (т.) Овес (т.) Зерноотходы (т.) Подсолнечник (т.)
        На  начало года 360 70 50 80 13
        Приход 6693 403 246 817 1482
        Продажа продукции 3000 331 197 - 1467
        На  корм скоту - - - 111 -
        На  семена 906 66 46 - 13
        Выдано  в порядке оплаты труда 400 - - 683 -
        Наличие на конец года 2747 76 53 103 15
         
         

             Следующим пунктом рассчитаем планируемую цену (табл.2.2.4.) 
         

             Таблица 2.2.4. - Расчет цены и предложения и прогнозируемой цены на 2010г.

        Показатель Средняя цена в 2009 г. Полна с/с единицы  продукции руб.за 1т. Прогнозируемая  цена руб.за 1т. Прибыль (убыток) от продукции руб.за 1т. Уровень рентабельности

        (гр.4 /гр.2 *100%)

          1 2 3 4 5
        Зерно всего в т.ч 1700 1918 2347 429 22
        Пшеница 2000 1895 2500 615 32
        Ячмень 1550 2074 2200 126 6
        Овес 1500 1914 2000 86 5
        подсолнечник 4600 4024 5000 967 24
         

             Теперь  представим прогноз результатов  финансовой деятельности от реализации (табл. 2.2.5.). 

         

             

             Таблица 2.2.5. - Расчет поступления средств и результатов от реализации продукции. 

        Показатель Реализация  продукции для гос.нужд Прочая  реализация Реализация  всего Себестоимость реализуемой продукции Результат прибыль (убыток)
        Кол-во выручка Кол-во выручка Кол-во всего производственная Реализационные расходы всего
        За  единицу всего За единицу всего За единицу всего
        Зерновые  – в т.ч 400   600 3528   8622 3928 9222   7472 60 7532 1690
        Пшеница 400 1500 600 3000 2500 7500 3400 8100 1885 6409 60 6469 1631
        Ячмень       331 2200 728 331 728 2074 686   686 42
        Овес       197 2000 394 197 394 1914 377   377 17
        подсолнечник       1467 5000 7335 1467 7335 4024 5903 40 5943 1392
        Прочая  продукция растениеводства     743         743   743   743  
        Итого по растениеводству     1343     15957   17300   14118 100 14218 3082
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             Теперь  сравним планируемые показатели с фактически полученными.

             Рассмотрим  показатели себестоимости (табл. 2.2.6.). 

        Таблица 2.2.6. - Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2010г.

        показатели Площадь, га. Затрат  всего

        т.руб.

        Оплата  труда с отчислениями Семена  и посад. материал Содержание  основных средств Прочие  расходы
        Посеян

        ная

        Убран

        на

        всего В т.ч.

        амортизация

        Зерно всего в т.ч. 4432 4432 18712 1571 2335 9706 4141 5100
        Озимые  зерновые 1979 1979 8347 754 573 4220 1974 2800
        Яровые  зерновые 2453 2453 10365 817 1762 5486 2157 2300
        Подсолнечник 1510 1510 8020 571 691 4047 1547 2711
        Многолетние травы 80 80 48 9 - 26 2 13
        Сено 130 130 10 1 - 3 2 6
        Зеленая масса 137 137 522 78 47 306 187 791
        Силос - - 620 16 - 42 42 562
        итого 6289 6289 27932 2246 3073 14130 5921 8483
         

             При сравнении планируемых показателей  и фактических можно сделать  вывод о том, что фактические  затраты превысили планируемые  показатели на 7856 тыс.руб.

             Теперь  проанализируем фактические сборы за продукцию по себестоимости (табл.2.2.7) 

             Таблица 2.2.7. - Сбор продукции по себестоимости за 2010 г.

        Показатель Всего ц. себестоимость
        Цена  за 1ц. Всего тыс.руб.
        Зерно 79263 235,17 18640
        подсолнечник 20422 392,79 8020
        сено 380 126,32 48
        сено 120 83,33 10
        Зеленая масса 30647 17,03 522
        силос 22679 27,34 620
        Побочная  продукция     69
        итого     27932
         

             Данные  показатели подтверждают, что факт превышает план на 7856 тыс.руб.

             Рассмотрим  результаты реализации продукции растениеводства полученные фактически за 2010г. (табл. 2.2.8.) 

             Таблица 2.2.8. - Реализация продукции растениеводства за 2010г.

        Показатель Кол-во ц. По себестоимости реализовано результат
        Цена  за 1ц. Всего тыс.руб. Цена за 1ц. Всего тыс.руб. Прибыль тыс.руб. Убыток тыс.руб
        Зерно 69747 229,48 16006 245,07 17093 1087 -
        Подсолнечник 20422 392,79 8020 461,85 9432 1412 -
        итого - - 24026 - 26525 2499 -
         

                  Можно сделать вывод, что фактическая  реализация продукции превышает  планируемую на 9225 тыс.рублей (26525тыс.руб.- 17300 тыс.руб.) Себестоимость реализованной продукции превысила   планируемую на 9808 тыс.руб.(24026 тыс.руб.-14218 тыс.руб.) и поэтому прибыль на конец отчетного периода стала меньше на 583 тыс.рублей(3082 тыс.руб.- 2499 тыс.руб.)

             На конец года зерновая продукция была реализована не полностью. Себестоимость полученной продукции за 2010 год составила 27932 тыс.рублей. Реализовано продукции на конец года на сумму 26525 тыс.рублей.  
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

          3. Пути совершенствования бюджета денежных средств на предприятии

          3.1 Применение информационных технологий при составлении бюджета

             Для организации бюджета в информационной среде следует хорошо представлять, какие информационные системы могут  применяться для этих целей, а  также уделить должное внимание вопросам методологической и технологической проработки бюджетной модели. На предприятии необходимо применять информационные технологии, потому что они помогут упростить систему разработки бюджетов, сделать их более эффективными.

             Среди информационных технологий, применяемых для бюджетного планирования и контроля, можно выделить 4 категории программных средств:

          1. электронные таблицы
          2. системы управления ресурсами предприятий (ERP –

                                системы)

          1. заказные разработки
          2. специализированные системы

             Электронные таблицы – наиболее простой и доступный инструмент, который довольно часто используется для задач бюджетирования как на малых предприятиях, так и в довольно крупных компаниях. Однако по мере роста объема информации и развития методологии электронные таблицы становятся малоэффективными. Главный недостаток – отсутствие средств поддержки методологии бюджетирования, например, средств описания временных периодов, мультивалютности, встроенного механизма контроля версий и отслеживания изменения данных, а также правил, позволяющих описывать бюджетные расчеты. Кроме того, электронные таблицы не предусматривают возможностей многомерного представления данных, что не позволяет пользователям просматривать бюджетные данные в различных аналитических разрезах, а также производить их агрегацию и детализацию.

             Системы управления ресурсами предприятия  незаменимы для детального текущего планирования. Но если речь идет о бюджетировании корпоративного уровня, то оно должно базироваться не на детальных операционных данных, а на агрегированной информации. Кроме того, бюджетные модули ERP – систем, как правило, не позволяют организовать многомерное представление информации, ее оперативный анализ и гибкое формирование аналитической отчетности. Все это ограничивает их применимость для решения задач корпоративного бюджетирования.

             Заказные  разработки. Такой подход, как правило, требует значительных затрат времени, при этом существует опасность неэффективности  конечного продукта. Дополнительные проблемы могут возникнуть с технической  поддержкой и развитием системы, поскольку предприятие может оказаться в зависимости от относительно небольшой группы специалистов – внешних разработчиков или собственных сотрудников.

             Специализированные  системы бюджетирования. Они за последние  годы получили широкое распространение  и рассматриваются как один из элементов комплексной системы  управления эффективностью бизнеса. Программные  продукты этого класса изначально разрабатывались  именно для задач бюджетирования и за годы своего развития приобрели всю необходимую для этого функциональность.

             Среди их основных функций можно выделить:

        • многомерное представление бюджетной информации
        • описание бюджетных статей – иерархического плана счетов, детализированного до нужного уровня
        • описание календаря планирования, с разбивкой горизонта планирования на необходимые временные интервалы
        • описание финансовой структуры предприятия
        • мультивалютность, включая применение разных базовых валют для разных ЦО и пересчет на основе таблиц валютных курсов
        • многовариантность планирования – использование сценариев и версий
        • средства описания бюджетных расчетов, включая сложные многошаговые вычисления, экономические расчеты и правила распределения
        • средства формирования необходимой управленческой отчетности
        • средства описания пользователей, включая роли бюджетного администратора, бюджетного аналитика и планировщика
        • средства управления бюджетным процессом, позволяющие организовать формирование бюджетов, их согласование, утверждение и последующий контроль исполнения

             Кроме того, специализированная система бюджетирования должна обладать адекватной функциональностью  в части интеграционных возможностей и информационной безопасности.

             Если  сравнивать специализированные системы  с другими системами, то аргументы в пользу первых сводятся к следующему.

             Во-первых, специализированная система бюджетирования содержит всю необходимую функциональность, включая ведение аналитических  направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия участников бюджетного процесса, учет трендов и анализ отклонений.

             Во-вторых, специализированная система имеет  выраженную стратегическую направленность. Это связано с тем, что бюджетный  период, как правило, превышает горизонт планирования, охватываемый текущими планами, которые формируются EPR – системой. При этом по отношению к системе бюджетирования EPR – система выступает как поставщик некоторых исходных данных для формирования бюджета, а также учетной информации для план-факта анализа.

             В-третьих, внедрение специализированной системы  бюджетирования может происходить  независимо от внедрения других систем управления, включая EPR – системы. В условиях, когда проект внедрения EPR занимает несколько лет, предприятию нет необходимости ждать, пока этот проект завершится и EPR – система начнет работать в полном объеме.

             В-четвертых, специализированные системы бюджетирования изначально рассчитаны на работу в  гетерогенной информационной среде, и  могут эффективно взаимодействовать  с другими системами управления. Это важно для компаний, одновременно использующих несколько информационных систем управления, поскольку для составления бюджетов могут потребоваться разные данные из разных источников.

             Таким образом, функциональность специализированных систем бюджетирования позволяет преодолеть отмеченные недостатки других средств автоматизации бюджетного планирования и контроля – электронных таблиц, EPR – систем и заказных разработок.

             На  СХПК «Альшанский» вполне возможно применять  различные информационные технологии, что позволит увеличить эффективность работы, сократить время, затрачиваемое на разработку бюджета. 

             3.2 Управление по центрам ответственности 

             Достижение  целей компании существенно облегчается, если они трансформированы в цели отдельных подразделений. Имеется в виду ответственность за выполнение соответствующих показателей, которые признаны релевантными для этих подразделений. Соответственно, последние наделяются правами по принятию необходимых решений, связанных с реализацией ответственности.

             В основе теории управления по центрам  ответственности лежит тезис  о том, что, выполняя свои функциональные обязанности, каждое подразделение  предприятия своими действиями вносит вклад в общий финансовый результат  в виде доли доходов или затрат. Чем именно будет финансовый вклад – доходами или затратами – определяется функциями данного подразделения.

             Система бюджетов по центрам ответственности  должна давать возможность получать и анализировать информацию для  учета и калькуляции затрат, контроля  и стимулирования деятельности менеджеров и самих подразделений, а их структура должна зависеть от структуры самой организации и в самом общем случае совпадать с ней. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой центр ответственности.

             Для системы управления СХПК «Альшанский» учет по ЦО выполняет две важнейшие функции – информационную и контрольную. Система управленческого учета по центрам ответственности играет роль своеобразной сигнальной системы, позволяет оперативно отслеживать процесс достижения ответственности целевых показателей, тем самым удовлетворяя информационные потребности высшего руководства. Она же позволяет оценивать результативность управленческой деятельности менеджеров и, таким образом, выполняет важнейшую контрольную функцию при относительной самостоятельности центров ответственности и их менеджеров.

             Оценка  деятельности руководителей на уровне каждого конкретного ЦО должна проводиться  только на основании контролируемых на его уровне ответственности показателей, на величину которых он может влиять своими действиями и решениями. Определение статей, контролируемых на уровне каждого центра, является одним из ключевых моментов организации учета по ЦО. Все статьи доходов и расходов должны быть закреплены за конкретным менеджером или исполнителем на каком-либо уровне управления.

             Таким образом, для того чтобы, выполняя бюджеты, подразделения могли достигать  нужных значений финансово-экономических  показателей, зафиксированных в  этих бюджетах, руководителей подразделений необходимо наделить соответствующими полномочиями и ответственностью. При этом руководители должны нести ответственность только за те финансово-экономические результаты, на которые они могут реально влиять, но при этом и ответственность должна быть реальной, а не виртуальной, как это очень часто бывает, когда никакой реальной ответственности за решения менеджеры не несут.

             Таким образом, наличие финансовой структуры  позволяет не просто формально определить виновных, но и понять реальный механизм воздействия на финансово-экономическое состояние компании. 

          3.3 Индивидуальное задание 

             Предприятие занимается продажей свежих овощей и  фруктов. 80% его бизнеса осуществляется продажей в кредит розничным торговцам, и 20% - продажами любым покупателям  в своем магазине с оплатой деньгами.

             Опыт  поступления денег от продаж в  кредит показывает, что 20% всех продаж в кредит поступает в течение  месяца продажи, 50% поступает в месяц, следующий за месяцем продажи, и 29% - во второй месяц после продажи. Один процент от объема продаж в кредит не бывает получен вовсе.

             Требуется подготовить бюджет денежных средств  за квартал, заканчивающийся 30 сентября 200х года.

             Известны  следующие данные для этого периода. Суммарный объем продаж в мае  составил 132000 д.е., в июне – 135000 д.е. Предполагаемые объемы продаж в июле – 139000 д.е., в августе – 152500 д.е., в сентябре – 169580 д.е. Закупки за квартал ожидаются в июле на сумму 77400 д.е., в августе – на сумму 97850 д.е., в сентябре – на сумму 111450 д.е. Все закупки предполагаются с немедленной оплатой.

             Прочие  ожидаемые затраты за квартал  включают: заработную плату (36740 д.е. в  июле, 41400 д.е. в августе, 46600 д.е. в  сентябре); ежемесячные затраты на отопление, освещение и энергию 2080 д.е.; за банковские услуги 750 д.е.; за аренду 3850 д.е.; за хозяйственные принадлежности 2240 д.е.; на амортизацию оборудования 3410 д.е.; на ремонт оборудования 2570 д.е.; на прочие расходы 950 д.е.

             Требуется:

        1. Подготовить помесячный бюджет денежных средств на квартал, заканчивающийся 30 сентября 200х года.
        2. Предполагает ли корпорация взять кредит в течение квартала? Сколько требуется занять? (Руководство придерживается политики, что минимальный остаток на счете денежных средств в конце каждого месяца должен составлять 5000 д.е.).
         

        Решение. 

             Разработаем план продаж на текущий период (табл. 1).

        Таблица 1 - План продаж (д.е.)

        Продукция Июль  Август. Сентябрь  Итого
        Общий объем реализации 139000 152500 169580 461080
        Продажи в кредит 111200 122000 135664 368864
        Продажа за наличные 27800 30500 33916 92216
         

             С учетом периода инкассации дебиторской  задолженности, установленного в договорах, заключенных предприятием с покупателем продукции, план продаж будет отличаться от плана поступления денежных средств. Для расчета плановых поступлений необходимо определить удельный вес продукции, оплачиваемой по периодам.

             Поступление денежных средств от продаж по месяцам  рассчитывается следующим образом (табл. 2): 
         
         

             Таблица 2. – Поступление денежных средств от продаж

          май июнь июль Август  сентябрь Итого
        Общ.объем.продаж

        в том  числе:

        132000 135000 139000 152500 169580 728080
        продажа за наличные деньги 26400 27000 27800 30500 33916 145616
        20%от  пр.в кредит 21120 21600 22240 24400 27133 116493
        50%от  пр.в кредит 52800 54000 55600 61000 67832 291232
        29* от  пр.кредит 30624 31320 32248 35380 39343 168915
        1% 1056 1080 1112 1220 1356 5824
         

             Планирование  поступлений денежных средств, как  и планирование ряда других экономических показателей, должно осуществляться с учетом переходящего остатка притока денежных средств на начало планового периода. К таким переходящим остаткам относится дебиторская задолженность прошлого периода, подлежащая погашению в текущем.

             Для удобства пользования плановые показатели и их значения целесообразно сгруппировать в таблицу (табл. 3). 

             Таблица 3. - План поступления денежных средств от продаж (д.е.)

        Показатель Период  по месяцам Итого
        Июль (1) Август (2) Сентябрь (3)
        Товары  в кредит 111200 122000 135664 368864
        Товары  с оплатой деньгами 27800 30500 33916 92216
        Всего продаж 139000 152500 169580 461080
        Поступления по месяцам:
        За  нал.расчет 27800 30500 33916 92216
        20% от  кредита 22240 24400 27133 73773
        Итого 50040 54900 61049 165989
        Дебиторская задолженность
        Май 30624     30824
        июнь 54000     54000
        июнь   31320   31320
        июль   55600   55600
        июль     32248 32248
        август     61000 61000
        Итого 84624 86920 93248 264792
        Всего поступлений 134664 141820 154297 430781
         

             Представленные  порядок и форму расчета планового  поступления денежных средств применим к планированию поступлений от инвестиционной и финансовой деятельности, а также к планированию выплат денежных средств.

                 При планировании выплат денежных средств тщательной проработки требует порядок погашения кредиторской задолженности - определение долевого погашения по месяцам. В таблице 4 представлен упрощенный пример плана расхода денежных средств. 

        Таблица 4.- План выплат денежных средств (д.е.)

        Наименование  затрат Период  по месяцам итого
        июль август сентябрь
        На  материалы 77400 97850 111450 286700
        На  заработную плату 36740 41400 46600 124740
        На  энергию, освещение 2080 2080 2080 6240
        На  банковские услуги 750 750 750 2250
        На арендную плату 3850 3850 3850 11550
        На  хозяйственные принадлежности 2240 2240 2240 6720
        На  амортизацию оборудования 3410 3410 3410 10230
        На  ремонт оборудования 2570 2570 2570 7710
        Прочие  расходы 950 950 950 2850
        итого 129990 155100 173900 458990
         

             Сводим  все полученные результаты в общую  таблицу – бюджет движения денежных средств (табл. 5).

        Таблица 5. - Бюджет денежных средств (д.е.)

        Показатель июль август сентябрь
        Сальдо  начальное 5490 10164 -  3116
        Поступило денежных средств 134664 141820 154297
        Израсходовано всего 129990 155100 173900
        Чистый  денежный поток 4674 - 13280 -  19603
        Сальдо  конечное 10164 - 3116 - 22719
         

             Можно сделать вывод, что организация  в конце отчетного периода сработала убыточно.

               Организация  нуждается в кредите. Необходимо взять краткосрочный кредит на сумму 27719ед. В августе на сумму 8116 ед., в сентябре на сумму 19603 ед., тогда остаток денежных средств на 30 сентября составит 5000 ед. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             Выводы  и предложения 

             Переход к рыночным отношениям тесно связан с преодолением кризисных явлений, с ускорением стабилизации и экономического развития, укреплением финансового  состояния всех организаций. Чтобы  выдержать конкуренцию в условиях рыночных отношений, организации должны быть финансово устойчивыми, обладать достаточными собственными средствами, осуществлять строгий режим экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

             На  любом предприятии важное значение имеет правильная организация кассы, контроль и учет наличных денег. Увеличение денег на счетах в банке не всегда свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, — это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Сумма денег должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения всех первоочередных платежей.

             Кассовые  операции занимают одно из центральных  мест в хозяйственной деятельности предприятия. Потребность в наличных денежных средствах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за услуги,  в погашение долга работниками, поступления с расчетного счета или от заказчиков и др.

             Чтобы получить представление о реальном движении денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать прибыль с состоянием денежных средств, следует проанализировать все направления поступления денежных средств, а также их выбытия.

             Бюджет движения денежных средств может оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов. Платежеспособность и ликвидность предприятия зачастую находятся в зависимости от реального денежного оборота предприятия в виде потока денежных платежей, проходящих через счета хозяйствующего субъекта. Поэтому бюджет движения денежных средств дает возможность более объективно оценить финансовое благополучие предприятия.

             Основным  задачами прогнозирования движения денежных средств

             являются:

             1)     предвидеть будущий спрос организации  на денежные средства;

             2)     оценить финансовые последствия  этого спроса;

             3)     определить возможные способы  действия и выбрать наилучший  для удовлетворения спроса.

             Увеличивающаяся роль бюджета движения денежных средств  определяется усилением значения контроля за финансовыми потоками организации в условиях:

             - повышения количества видов деятельности  и номенклатуры   

               производства в рамках одной организации;

             - выделения различных видов деятельности  в самостоятельные бизнес-

               единицы;

             - перекрестного финансирования и субсидирования в рамках холдингов

               и многопрофильных организаций;

             - усложнения структуры финансирования  и увеличения объемов 

               внешних заимствований.

             Цель  формирования бюджета движения денежных средств - планирование, контроль исполнения плановых показателей и анализ данных о движении денег и их эквивалентов за период. Механизм формирования информации динамичен - он предусматривает возможность корректировки данных в процессе исполнения бюджета и анализа "плановые величины - фактические данные". Бюджет движения денежных средств - эффективный инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:

             1. за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности;

             2. насколько организация зависит от заемных источников финансирования;

             3. когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты;

             4. когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы;

             5. получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста;

             6. о деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров;

             7. о причинах расхождений финансовых результатов и изменениях объемов денежных средств.

             Кроме того, бюджет движения денежных средств  позволяет связать воедино денежные потоки финансово взаимосвязанных  структур, поскольку отчет о движении денежных средств отражает только финансовые потоки одного юридического лица.

             Менеджеры подразделений получают информацию о финансировании статей бюджета организации и расчетах с контрагентами, а также имеют возможность не только управлять денежными потоками организации, но и планировать посредством данных об этих потоках затраты.

             Стратегическим  инвесторам бюджет движения денежных средств позволяет разрабатывать модели для оценки и сопоставления дисконтированной стоимости будущих потоков денежных средств различных компаний и реалистичность возврата средств.

            Проанализировав и рассмотрев бюджетную систему СХПК «Альшанский», можно сделать вывод, что предприятию необходимо усовершенствование системы бюджетирования, для этого необходимо:

          1. применять информационные технологии
          2. практиковать управление по ЦО
          3. использовать различные справочно-правовые системы, которые представляют собой современные технологические средства оперативного правового информирования бухгалтера и могут во многом облегчить данную задачу, к ним относятся: «Гарант», «Консультант плюс», «Эталон», и др.
          4. огромную помощь в области бюджетирования могут оказать такие журналы, как «Главбух», «Консультант», «Бухгалтерский учет». Разъяснения и рекомендации, опубликованные на страницах этих журналов, часто являются доказательной базой при решении спорных вопросов, так как на его страницах печатается оперативная и достоверная информация из министерств и ведомств, разъяснения ведущих специалистов.
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             Список  используемой литературы 

        1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994. №51-ФЗ в ред. от 10.01.2006. – М.: ЭКСМО, 2006. – 186 с.
        2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. №14-ФЗ в ред. от 02.02.2006. – М.: ЭКСМО, 2006. – 186 с.
        3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998. №146-ФЗ в ред. от 02.02.2006 [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000. №117-ФЗ в ред. от 13.03.2006 [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008», утверждено Приказом Минфина 2008 г. № 60н // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99», утверждено Приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/2001, утверждено Приказом Минфина 2001 г. // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34 н // Гарант-Максимум [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – М., 2006.
        12. Бухгалтерский учет: Учебник/Л.И. Хоружий, Р.Н. Расторгуева, Р.А Алборов, Л.В. Постникова. – М.: Колос, 2004. – 511с.
        13. Экономический анализ, ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М.И.Баканова,  А.Д.Шеремета.- М.: Финансы и статистика, 2004.-656 с.: ил.
        14. Глушков И.Е., Кисилёва Т.В. «Бухгалтерский учёт на сельскохозяйственных перерабатывающих и агропромышленных предприятиях», М.: Кнорус, 2004 г
        15. Друри К., Введение в управленческий и производственный учет: Учеб.пособие: Пер.с англ. – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. – 774с.
        16. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие . – 6-е изд., перераб и доп. – Мн.: Новое знание, 2005. – 656с.
        17. Карпова Т.П., Управленческий учет: Учебник. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 347 с.
        18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет Учебное пособие.-4-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Инфра- М,2006, с.584 (Серия «Высшее образование»).
        19. Кукунина И.Г., Управленческий учет: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 399с.
        20. Молчанов С.С. Управленческий учет за 14 дней. Экспресс-курс, М.: Эксмо, 2008. – 544 с.
        21. Савицкая Г. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК», Минск: Экоперспектива, 2004 г
        22. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2003.
        23. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В., Внутрефирменное бюджетирование. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400с.
        24. Цифрова Р.В., Бухгалтерский учет в отраслях АПК/ Т.В. Говорунова, С.А. Новоселова, Н.П.Фефелова, Р.В. Федотова; под ред.д-ра экон.наук Р.В. Цифровой. – ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова». – Саратов, 2005. – 615с.
        25. Журнал Главбух 5/2009
        26. Журнал Управленческий учет 2/ 2008
        27. Журнал Управленческий учет. 7/2010
        28. Журнал Финансы 1/2004 Белолипецкий В.Г. «О финансовой стабилизации в России».
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

              
         
         

        Приложение

    Информация о работе Бюджет денежных средств на предприятии