Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить бюджет денежных средств на предприятии и наметить перспективы его развития.
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть вопрос с теоретической стороны
Познакомиться с предприятием
Выявить недостатки
Наметить перспективы
|
Заявки
с утвержденными сроками и
статьями оплат возвращаются руководителям
подразделения. При формировании заявок
на следующий период руководители подразделений
вправе вновь указать в заявке статьи,
не прошедшие (не получившие подтверждение
об оплате) в предыдущие периоды.
На основе отчета по утвержденным заявкам
(графика по выплатам), а также графика
поступлений денежных средств формируется
платежный календарь, а на основе последнего
- БДС (блок 4 в прил.1).
Важным
аспектом предлагаемой методики наряду
с технологией составления
Заявки за период группированные, и выведенные в форме отчета по подразделениям, представляются руководителю, ответственному за расход денежных средств. Отчет анализируется по приоритету заявок, по статьям расходов, по видам деятельности, и по каждой строке заявки проставляются сумма и дата оплаты по заявкам. Не утвержденные заявки должны быть предоставлены в следующий месяц наравне с новыми заявками.
При организации планирования необходимо предусмотреть операции контроля:
Контроль осуществляется в соответствии с положением о планировании, основными принципами которого являются:
Заявки на оплату поданные подразделениями сверх плана оплачиваются только с разрешения Генерального директора.
При образовании "кассовых разрывов" (т.е. ситуации, когда расходная часть бюджета превышает доходную, и итоговое сальдо денежных средств на конкретную дату становится отрицательным) предпринимаются меры по их устранению - решение по "урезанию" расходов или получение банковского кредита.
Методика обладает следующими достоинствами:
1.4. Степень изученности вопроса на современном этапе
Бюджетирование движения денежных средств — финансовая, информационная, организационная технологии, обеспечивающие ведение бюджета движения денежных средств организаций.
Бюджет движения денежных средств используется:
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Форму бюджета и формы представления сведений о движении денежных средств центрами финансового учета определяет финансовая служба (бухгалтерия) предприятия.
Процесс
бюджетирования целесообразно начинать
только после того, как в системе
стратегического
По мнению В. Г. Белолипецкого, бюджетирование потока денежных средств – это комплекс мер и инструментов прогнозирования и систематического регулирования или оперативного управления кругооборота денежных средств предприятия [28]. Бюджет движения денежных средств представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. Бюджет движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года и квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит, направления использования чистой прибыли (накопление, потребление, резервный фонд).
Казанцев К.А. аудитор, аудиторская фирма "Экономикс бюро", г. Екатеринбург и Попов Е.В. д.э.н., д.ф.-м.н., профессор, зам. директора института Экономики УрО РАН считают одним из важнейших факторов, определяющих эффективность ведения бизнеса для предприятия, является возможность управлять своей платежеспособностью [26]. Основным инструментом управления денежными средствами служит система управленческого учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью Бюджета движения денежных средств.
Под бюджетом движения денежных средств (БДДС) понимают бюджет движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Для эффективного ведения бизнеса предприятию в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе бюджетирования. Как отмечает В.Хруцкий "в бизнесе есть только одна непоправимая ошибка остаться без денежных средств на расчетном счете или на том счете, с которого можно финансировать текущие операции и инвестиционные проекты" [23].
БДДС составляют как с целью обеспечения постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств.
Временно свободные денежные средства могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и т.д.
Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования. Конечное сальдо денежных средств =
начальное сальдо денежных средств + поступления – выплаты.
Джай К. Шим выделяет четыре раздела БДДС:
- поступление денежных средств (остаток на начало периода, поступление платежей от покупателей и других дебиторов);
-
расход денежных средств (
- чистый поток денежных средств (разница между поступлениями и расходами);
- финансовый раздел, детализирующий получение и погашение заемных средств.
Отдельные исследователи выделяют дополнительно раздел по инвестиционной деятельности, под которой понимается деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями. Последний раздел является отражением инвестиционного бюджета и описывает движение денежных средств по программе инвестиций предприятия.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод о том, что бюджет денежных
средств необходимо вести на каждом
предприятии, так как он дает целостную
картину о наличии средств
на расчетных счетах, о платежеспособности
организации. Бюджет денежных средств
занимает центральное место в управлении
предприятием и используется в различных
его сферах. Данный бюджет выполняет контрольную
функцию, также с помощью него можно решить
вопрос о необходимости кредитования.
2. Организационно-экономическая характеристика СХПК «Альшанский»
СХПК «Альшанский» Екатериновского района организован в результате реорганизации: из товарищества был образован кооператив. Центральная усадьба хозяйства расположена в 160 км от областного центра города Саратова, в 28 км от районного центра. Ближайшая железнодорожная станция – Екатериновка, откуда хозяйство получает необходимые грузы, находится в 29-ти км. Производственная связь с районными базами снабжения, пунктами сдачи продукции осуществляется посредством автомобильного транспорта.
Хозяйство
характеризуется средним
Почвообразовательный процесс на территории кооператива протекает по степному типу с образованием черноземов. Черноземы средней мощности вполне пригодны для выращивания различных зерновых культур.
Кооператив является юридическим лицом, образован на добровольной основе, имеет права самостоятельного хозяйствующего субъекта. Основная цель деятельности – получение прибыли от реализации произведенной продукции. Структура организации и управления кооператива представлена на рисунках в приложении 2 и 3.
В
настоящее время колхоз возглавляет
председатель Новиков В.С. Кооператив
имеет право определять производственное
направление и программу своего экономического
и социального развития, объемы
производимой продукции и каналы её реализации
Ресурсный потенциал включает следующие виды производственных ресурсов кооператива: земельные, трудовые и материально- технические. Кооператив «Альшанский» располагает земельными угодьями, которые складываются из земельных долей членов кооператива в размере 9458 га, из них 97,7% занимают сельскохозяйственные угодья (9237 га). Сенокосы отсутствуют, площадь пастбищ 2982 га. За период с 2006 по 2008 годы произошли значительные изменения в размерах пашни, она с 10395 га уменьшилась до 6255 га. Пашня занята посевами и чистыми парами.
Трудовые ресурсы также относятся к производственному потенциалу кооператива. Анализ свидетельствует о снижении численности работников в динамике с 140 человек в 2008 году до 114 человек в 2010 году, что составляет 19%. Сокращение произошло по причине спада поголовья крупного рогатого скота и соответственно уменьшения объёмов производства отраслей животноводства. Из общей численности работников в 2010 году 89 человек составляют постоянные рабочие, а 16 человек - служащие. В растениеводстве трудятся 31 человек, в животноводстве 8 человек. Обеспеченность рабочей силы хозяйства составляет 100%, среднегодовое число работников на 100 га пашни равно 0,01 человек. По сравнению с 2008 годом этот показатель уменьшился на 15%. Нагрузка пашни на 1 работника составляет 70 га, за анализируемый период времени этот показатель уменьшился на 10%. За 2010 год всеми работниками отработано в сельскохозяйственном производстве 230 тыс. человек - часов. Начислено заработной платы за 2010 год 5,3 млн. руб.
Материально
- технические ресурсы кооператива представлены
основными производственными фондами
сельскохозяйственного назначения, они
занимают около 80% стоимости всех основных
средств.
Таблица
2.1.1 - Стоимость и структура основных производственных
фондов за 2008 – 2010 гг. (на конец года)
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | |
Здания | 7368 | 28,4 | 6144 | 24,1 | 6144 | 22,7 |
Сооружения | 2162 | 8,3 | 2362 | 9,3 | 2362 | 8,7 |
Машины и оборудование | 13972 | 53,9 | 14720 | 57,6 | 14889 | 55,1 |
Транспортные средства | 1002 | 3,9 | 1002 | 3,9 | 1405 | 5,2 |
Инвентарь | 73 | 0,3 | 129 | 0,5 | 129 | 0,5 |
Рабочий скот | 1 | 0,004 | 1 | 0,004 | 1 | 0,004 |
Продуктивный скот | 521 | 2,01 | 361 | 1,4 | 1262 | 4,7 |
Другие виды основных средств | 827 | 3,2 | 827 | 3,2 | 827 | 3,2 |
Итого: | 25926 | 100 | 25546 | 3,2 | 27019 | 100 |
Стоимость основных производственных фондов стабильно в динамике и составляет 827 тыс. руб. Однако в структуре фондов произошли значительные изменения в сторону повышения доли активных частей основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства), является позитивным моментом. Удельный вес продуктивного скота в стоимости фондов возрос на 2,7% с 521 тыс. руб. до 1262 тыс. руб., что объясняется обновлением КРС.
Показатели использования основных производственных фондов является фондообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий. В динамике он мало изменился и находится в пределах 8989 тыс. руб. Показатель фондовооруженности труда в расчете на 1 работника возрос с 5,9 до 7,3 тыс. руб. за период с 2008 по 2010 годы.
Наличие энергетических мощностей составляет 9519 л.с. Тракторов всех марок в наличие имеется 27 единиц, комбайнов - 14 штук, автомобилей – 21, доильных установок – 1 комплект и 3 транспортера.
Степень
специализации характеризует
Таблица
2.1.2 - Стоимость и структура товарной продукции
за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | |
Растениеводство – всего | 32143 | 87,7 | 24678 | 92,3 | 26525 | 92,4 |
в т.ч. зерно | 19443 | 53,1 | 16086 | 60,2 | 17093 | 59,5 |
Подсолнечник | 12170 | 34,7 | 8592 | 32,1 | 9432 | 32,9 |
Животноводство - всего | 4462 | 12,2 | 2058 | 7,7 | 2183 | 7,6 |
Скот в живой массе | 2637 | 7,2 | 836 | 3,1 | 310 | 1,1 |
в т.ч. крупный рогатый скот | 2592 | 7,1 | 822 | 3,1 | 310 | 1,1 |
Молоко | 1578 | 4,3 | 973 | 3,6 | 1537 | 5,4 |
Продукция животноводства в переработанном виде | 247 | 0,7 | 243 | 0,9 | 328 | 1,2 |
Всего по хозяйству | 36653 | 100 | 26736 | 100 | 28708 | 100 |
Данные свидетельствуют, что имеет специализацию на производстве зерновых культур и подсолнечника. Так, удельный вес в выручке от реализации продукции растениеводства составляет 88-92% за анализируемый период времени и только 8-12% приходится на животноводческие отрасли. Именно зерно и подсолнечник является основой хозяйственной деятельности. Они функционируют в сочетании с мясо - молочным скотоводством, которое приносит кооперативу от 11,4 до 6,5% всей выручки от продажи.
Ведение
сельскохозяйственного
Виды продукции | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
Выручка, тыс. руб. | Себестоимость, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, тыс. руб. | Выручка, тыс. руб. | Себестоимость, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, тыс. руб. | Выручка, тыс. руб. | Себестоимость, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, тыс. руб. | |
Зерно | 19433 | 14230 | +5203 | +37 | 16086 | 16065 | +21 | +0,13 | 17093 | 16006 | +1087 | +7 |
Подсолнечник | 12710 | 7469 | +5241 | +70 | 8592 | 6490 | +2102 | +32 | 9432 | 8020 | +1412 | +18 |
Прочие | ||||||||||||
Итого по растениеводству | 32143 | 21699 | +10444 | +48 | 24678 | 22555 | +2123 | +9 | 26525 | 24026 | +2499 | +10 |
Скот в живой массе – всего | 2637 | 2195 | +442 | +20 | 836 | 809 | +27 | +3 | 310 | 242 | +68 | +28 |
в т.ч. крупный рогатый скот | 2592 | 2117 | +475 | +22 | 822 | 794 | +28 | +4 | 310 | 242 | +68 | +28 |
Молоко | 1578 | 1195 | +383 | +32 | 973 | 1325 | -352 | -27 | 1537 | 1536 | +1 | +0,1 |
Продукция в переработанном виде | 247 | 268 | -21 | -1 | 243 | 242 | +1 | +0,4 | 328 | 256 | +72 | +28 |
Итого по животноводству | 4462 | 3658 | +804 | +22 | 2058 | 2382 | -324 | -14 | 2183 | 2039 | +144 | +7 |
Работы и услуги | ||||||||||||
Всего по хозяйству | 36653 | 25357 | +11296 | 44,5 | 26736 | 24937 | +1799 | +7,2 | 28708 | 26065 | +2643 | +10,1 |
Так, в 2008 году кооператив получил от отрасли растениеводства 10444 тыс. руб. прибыли, а в 2010 году – 2499 тыс. рублей прибыли от реализации.
Из отраслей животноводства только в 2010 г. по скотоводству окупаются производственные затраты и сумма дохода составила + 69 тыс. руб., в том числе от реализации крупного рогатого скота в живой массе 68 тыс. руб.
Уровень рентабельности сельхозпродукции в целом по кооперативу в 2008 году составил +44,5%, в 2009 - +7,2% и в 2010 году- +10,1%.
К сумме прибыли от реализации сельхозпродукции зачисляются субсидии и дотации, которые кооператив ежегодно получает из федерального и местного бюджета. В 2010 году их размер составил 938 тыс. рублей. Эта сумма была израсходована на поддержку и развитие элитного семеноводства, на компенсацию затрат по приобретению ГСМ, на уплату страховых взносов при страховании урожая.
Начиная с 2008 года, и по настоящее время кооператив является участником Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и получил от государства на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям 566 тыс. рублей.
Анализ свидетельствует о том, что посевные площади хозяйства перенасыщены зерновыми культурами. Под них было отведено в 2008 году 79%, в 2009 году – 80% и в 2009 году – 70% от посева. Такая высокая доля является свидетельством о монокультуре зерновых, что не соответствует рекомендациям (Системы ведения агропромышленного производства Саратовской области). Данная ситуация характерна и для подсолнечника. В настоящее время доля этой технической культуры составляет 24%, рекомендуется, чтобы удельный вес этой культуры не превышал 15%.
Структура посевов кооператива требует совершенствования еще и по причине низкой доли кормовых культур. В 2008 г. они занимали 2,4%, в 2007г. – 1,2% и в 2010 г. – 5,6%.
Экономическую
эффективность использования
Культуры | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Зерновые и зернобобовые | 17,9 | 15,3 | 18,0 |
В т.ч.: озимые | 23,6 | 16,1 | 26,2 |
Яровые | 12,0 | 14,2 | 12,1 |
Подсолнечник | 12,4 | 15,4 | 13,5 |
Многолетние травы на сено | 16,9 | 9,6 | 4,8 |
Однолетние травы на сено | 14,0 | - | 1,0 |
Кукуруза на силос | - | - | 223,7 |
Продуктивность
использования пахотных угодий характеризуется
показателем урожайности
Уровень товарности зерна очень высокий – 82,8%: (69,7+13,8 тыс. ц):85,3 тыс. ц. Более 15,6% определенного зерна идет на семена. В остатках на конец года хранится 37,4 тыс. ц или 31% зерна.
Кормовые культуры не являются товарными, и все производство идет по ним на внутрихозяйственное потребление - на корм крупному рогатому скоту. Отсутствие надлежащего хранения объясняет большой размер порчи кормов. Так, по соломе 6 тыс. ц было утрачено, а по силосу – 4,5 тыс. ц. Из сочных кормов - кукурузный силос вполне в достаточном количестве имеется: 59,8% его расходовалось в 2010 году, а 6,7 тыс. ц находится в остатках на начало 2011 года – 19,2 тыс. ц.
В
кооперативе имеет место
Производственные
затраты формируются под
Анализ динамики свидетельствует о том, что общие затраты на производство зерновых снижаются и причиной такого снижения является сокращение объемов продаж. Такое снижение характерно по озимым зерновым, объемы сократились на 19 тыс. ц, а затраты на 1,3 млн. руб. однако, это не привело к снижению себестоимости единицы продукции,. Издержки производства 1 ц имеют высокие темпы роста, особенно по яровым зерновым культурам. В сравнении с 2008 годом они возросли в 1,3 раза. По подсолнечнику аналогичная ситуация, общая сумма затрат возросла с 5,3 до 8,0 млн. руб. Невнимание хозяйства к кормовым культурам складывается на результативных показателях. Так, производство 1 ц сена обходится хозяйству в 126,3 руб. Безусловно, это сказывается на удорожании продукции животноводства.
Анализ по статьям затрат продукции растениеводства говорит о том, что на статью «Содержание основных средств» приходится основная доля затрат в этой статье превалируют затраты на ГСМ. На втором месте стоят затраты на оплату труда. Отсутствуют затраты средств на удобрение: минеральные и органические и защиту растений. Поэтому структура затрат продукции растениеводства, несомненно, требует совершенствования.
На
производство всей продукции растениеводства
общая сумма затрат в 2008 году равна 24,9
млн. руб. Для сравнения этот показатель
в 2009 году составил 30,9 млн. руб.
Экономическая эффективность производства сельскохозяйственных культур определяется посредством сопоставления результатов производства с затратами. Полученный эффект показывает конечный результат применения средств производства, живого труда и отдачу финансовых вложений.
Экономические параметры производства продукции растениеводства, характеризующие её эффективность, включают показатели денежных затрат, размер прибыли, цену реализации и уровень рентабельности производства продукции отрасли. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Таким образом, эффективность производства отражает его результативность и рассматривается на основе анализа целой системы показателей. В основном это внешние и внутрихозяйственные факторы.
Названные показатели экономической эффективности исчисляются за реализованную продукцию растениеводства. В кооперативе ею являются подсолнечник и зерно. По кормовым культурам, идущим для обеспечения скота кормами, экономическая эффективность условно проявляется через реализацию продукции животноводства. Условно, потому что корма в структуре затрат составляют в 2010 г. 42%.
Анализ финансовых результатов от реализации показал на высокий уровень доходности растениеводства, который снижается от 2008 к 2010 году. Сумма прибыли товарной продукции зерновых культур равна по годам: 2008 г. – 5,2 млн. руб., 2009 г. – 0,02 и в 2010 г. – 1,1 млн. руб. Соответственно, уровень рентабельности 36,6%, 0,13% и 6,8% .
Вторая товарная культура растениеводства – подсолнечник имеет четкую тенденцию к снижению прибыли с 5,2 до 1,4 млн. руб. за исследуемые годы. В отчетном году затраты по себестоимости составили 8020 тыс. руб. за проданное зерно подсолнечника, а выручено денег за реализацию 9432 тыс. руб. Таким образом, сумма прибыли равна 1412 тыс. руб. при уровне рентабельности этой культуры 17,6%. Наибольший эффект был получен в 2008 году. Сумма прибыли составила 5241 тыс. руб. с уровнем рентабельности 70,2%.
Увеличение
суммы прибыли в 2010 году на 1066 тыс.
руб. по сравнению с 2009 годом произошло
под влиянием трех факторов. Основной
фактор повышения доходности хозяйства
- это рост цены реализации производства
зерна со 187,2 до 245,1 рубля за центнер. Это
повлияло на рост прибыли в размере 8893
тыс. руб. остальные факторы снижали размер
прибыли. Так рост себестоимости повлиял
на уменьшение прибыли в размере 2971 тыс.
руб., а сокращение объема реализации на
16188 ц снизило прибыль на 4856 тыс. руб. Второй
по значимости фактор - это повышение реализационной
цены зерна с 180,4 до 209,4 руб. за центнер.
Это увеличило прибыль на сумму 1792 тыс.
руб. Рост объемов продажи зерна на 10633
ц против уровня 2008 года способствовало
повышению прибыльности отрасли на 713
тыс. руб.
Предприятие для того, чтобы планировать свои затраты и прибыль, необходимость кредитования составляют бюджет движения денежных средств. Рассмотрим разработку бюджета на исследуемом предприятии на примере растениеводства на 2010 год.
Для
этого сначала составим план затрат
включаемых в себестоимость производимой
в растениеводстве продукции (табл.
2.2.1.).
Таблица
2.2.1. - План производства и себестоимости
продукции растениеводства (тыс.руб.).
Показатели | всего | пшеница | ячмень | овес | подсолнечник | Многолетние травы посева прошлых лет | Сенокосы и пастбища используемые на сено | Пастбища и сенокос на выпас и зеленую массу |
Оплата труда с отчислениями | 2653 | 1905 | 130 | 84 | 500 | 25 | 9 | - |
Семена и посадочныйматериал | 2750 | 697 | 130 | 90 | 1833 | - | - | - |
Средства защиты растений | 1010 | 448 | 30 | 20 | 512 | - | - | - |
Работы и услуги | 233 | 178 | 12 | 8 | 35 | - | - | - |
Нефтепродукты | 4683 | 3346 | 220 | 117 | 950 | 25 | 15 | 10 |
Содержание основных средств | 3642 | 2216 | 150 | 65 | 1124 | 10 | 8 | 69 |
Амортизация | 567 | 418 | 20 | - | 126 | - | 2 | 1 |
Прочие расходы | 3814 | 2790 | 185 | 124 | 710 | 5 | - | - |
Общепр.и общехоз.расходы | 724 | 493 | 33 | 18 | 174 | 2 | 1 | 3 |
Всего затрат | 20076 | 12491 | 910 | 526 | 5964 | 67 | 35 | 83 |
Из этой таблицы можно сделать вывод что большинство затрат ушло на производство пшеницы и подсолнечника. Они являются основными возделываемыми культурами в данном хозяйстве.
Следующим
этапом разработаем планируемый выход
продукции (табл. 2.2.2.).
Таблица
2.2.2. - План выхода продукции по себестоимости.
Выход продукции | Себестоимость основной продукции | ||
наименование | Кол-во (т.) | Цена за 1т. | всего |
пшеница | 6693 | 1757 | 11761 |
В т.ч.
озимая
яровая |
4650
2043 |
1498
2347 |
6965
4796 |
Ячмень | 403 | 2074 | 836 |
Овес | 246 | 1914 | 471 |
Зерноотходы | 817 | 843 | 689 |
Подсолнечник | 1482 | 4024 | 5964 |
Пастбища, сенокос на выпас и зеленая масса | 2610 | 31,8 | 83 |
Заготовка сена на стороне | 3018 | 33,8 | 102 |
солома | 2555 | 6653 | 170 |
всего | - | - | 20076 |
Необходимо
составить плановый баланс продукции
растениеводства на конец года (табл.2.2.3.).
Таблица 2.2.3. – Плановый баланс продукции растениеводства в СХПК «Альшанский»
Показатель | Пшеница (т.) | Ячмень (т.) | Овес (т.) | Зерноотходы (т.) | Подсолнечник (т.) |
На начало года | 360 | 70 | 50 | 80 | 13 |
Приход | 6693 | 403 | 246 | 817 | 1482 |
Продажа продукции | 3000 | 331 | 197 | - | 1467 |
На корм скоту | - | - | - | 111 | - |
На семена | 906 | 66 | 46 | - | 13 |
Выдано в порядке оплаты труда | 400 | - | - | 683 | - |
Наличие на конец года | 2747 | 76 | 53 | 103 | 15 |
Следующим
пунктом рассчитаем планируемую цену
(табл.2.2.4.)
Таблица 2.2.4. - Расчет цены и предложения и прогнозируемой цены на 2010г.
Показатель | Средняя цена в 2009 г. | Полна с/с единицы продукции руб.за 1т. | Прогнозируемая цена руб.за 1т. | Прибыль (убыток) от продукции руб.за 1т. | Уровень рентабельности
(гр.4 /гр.2 *100%) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Зерно всего в т.ч | 1700 | 1918 | 2347 | 429 | 22 |
Пшеница | 2000 | 1895 | 2500 | 615 | 32 |
Ячмень | 1550 | 2074 | 2200 | 126 | 6 |
Овес | 1500 | 1914 | 2000 | 86 | 5 |
подсолнечник | 4600 | 4024 | 5000 | 967 | 24 |
Теперь
представим прогноз результатов
финансовой деятельности от реализации
(табл. 2.2.5.).
Таблица
2.2.5. - Расчет поступления средств и результатов
от реализации продукции.
Показатель | Реализация продукции для гос.нужд | Прочая реализация | Реализация всего | Себестоимость реализуемой продукции | Результат прибыль (убыток) | ||||||||
Кол-во | выручка | Кол-во | выручка | Кол-во | всего | производственная | Реализационные расходы | всего | |||||
За единицу | всего | За единицу | всего | За единицу | всего | ||||||||
Зерновые – в т.ч | 400 | 600 | 3528 | 8622 | 3928 | 9222 | 7472 | 60 | 7532 | 1690 | |||
Пшеница | 400 | 1500 | 600 | 3000 | 2500 | 7500 | 3400 | 8100 | 1885 | 6409 | 60 | 6469 | 1631 |
Ячмень | 331 | 2200 | 728 | 331 | 728 | 2074 | 686 | 686 | 42 | ||||
Овес | 197 | 2000 | 394 | 197 | 394 | 1914 | 377 | 377 | 17 | ||||
подсолнечник | 1467 | 5000 | 7335 | 1467 | 7335 | 4024 | 5903 | 40 | 5943 | 1392 | |||
Прочая продукция растениеводства | 743 | 743 | 743 | 743 | |||||||||
Итого по растениеводству | 1343 | 15957 | 17300 | 14118 | 100 | 14218 | 3082 |
Теперь сравним планируемые показатели с фактически полученными.
Рассмотрим
показатели себестоимости (табл. 2.2.6.).
Таблица 2.2.6. - Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2010г.
показатели | Площадь, га. | Затрат
всего
т.руб. |
Оплата труда с отчислениями | Семена и посад. материал | Содержание основных средств | Прочие расходы | ||
Посеян
ная |
Убран
на |
всего | В т.ч.
амортизация | |||||
Зерно всего в т.ч. | 4432 | 4432 | 18712 | 1571 | 2335 | 9706 | 4141 | 5100 |
Озимые зерновые | 1979 | 1979 | 8347 | 754 | 573 | 4220 | 1974 | 2800 |
Яровые зерновые | 2453 | 2453 | 10365 | 817 | 1762 | 5486 | 2157 | 2300 |
Подсолнечник | 1510 | 1510 | 8020 | 571 | 691 | 4047 | 1547 | 2711 |
Многолетние травы | 80 | 80 | 48 | 9 | - | 26 | 2 | 13 |
Сено | 130 | 130 | 10 | 1 | - | 3 | 2 | 6 |
Зеленая масса | 137 | 137 | 522 | 78 | 47 | 306 | 187 | 791 |
Силос | - | - | 620 | 16 | - | 42 | 42 | 562 |
итого | 6289 | 6289 | 27932 | 2246 | 3073 | 14130 | 5921 | 8483 |
При
сравнении планируемых
Теперь
проанализируем фактические сборы за
продукцию по себестоимости (табл.2.2.7)
Таблица 2.2.7. - Сбор продукции по себестоимости за 2010 г.
Показатель | Всего ц. | себестоимость | |
Цена за 1ц. | Всего тыс.руб. | ||
Зерно | 79263 | 235,17 | 18640 |
подсолнечник | 20422 | 392,79 | 8020 |
сено | 380 | 126,32 | 48 |
сено | 120 | 83,33 | 10 |
Зеленая масса | 30647 | 17,03 | 522 |
силос | 22679 | 27,34 | 620 |
Побочная продукция | 69 | ||
итого | 27932 |
Данные показатели подтверждают, что факт превышает план на 7856 тыс.руб.
Рассмотрим
результаты реализации продукции растениеводства
полученные фактически за 2010г. (табл. 2.2.8.)
Таблица 2.2.8. - Реализация продукции растениеводства за 2010г.
Показатель | Кол-во ц. | По себестоимости | реализовано | результат | |||
Цена за 1ц. | Всего тыс.руб. | Цена за 1ц. | Всего тыс.руб. | Прибыль тыс.руб. | Убыток тыс.руб | ||
Зерно | 69747 | 229,48 | 16006 | 245,07 | 17093 | 1087 | - |
Подсолнечник | 20422 | 392,79 | 8020 | 461,85 | 9432 | 1412 | - |
итого | - | - | 24026 | - | 26525 | 2499 | - |
Можно сделать вывод, что
На
конец года зерновая продукция была реализована
не полностью. Себестоимость полученной
продукции за 2010 год составила 27932 тыс.рублей.
Реализовано продукции на конец года на
сумму 26525 тыс.рублей.
3. Пути совершенствования бюджета денежных средств на предприятии
3.1 Применение информационных технологий при составлении бюджета
Для
организации бюджета в
Среди информационных технологий, применяемых для бюджетного планирования и контроля, можно выделить 4 категории программных средств:
системы)
Электронные таблицы – наиболее простой и доступный инструмент, который довольно часто используется для задач бюджетирования как на малых предприятиях, так и в довольно крупных компаниях. Однако по мере роста объема информации и развития методологии электронные таблицы становятся малоэффективными. Главный недостаток – отсутствие средств поддержки методологии бюджетирования, например, средств описания временных периодов, мультивалютности, встроенного механизма контроля версий и отслеживания изменения данных, а также правил, позволяющих описывать бюджетные расчеты. Кроме того, электронные таблицы не предусматривают возможностей многомерного представления данных, что не позволяет пользователям просматривать бюджетные данные в различных аналитических разрезах, а также производить их агрегацию и детализацию.
Системы управления ресурсами предприятия незаменимы для детального текущего планирования. Но если речь идет о бюджетировании корпоративного уровня, то оно должно базироваться не на детальных операционных данных, а на агрегированной информации. Кроме того, бюджетные модули ERP – систем, как правило, не позволяют организовать многомерное представление информации, ее оперативный анализ и гибкое формирование аналитической отчетности. Все это ограничивает их применимость для решения задач корпоративного бюджетирования.
Заказные разработки. Такой подход, как правило, требует значительных затрат времени, при этом существует опасность неэффективности конечного продукта. Дополнительные проблемы могут возникнуть с технической поддержкой и развитием системы, поскольку предприятие может оказаться в зависимости от относительно небольшой группы специалистов – внешних разработчиков или собственных сотрудников.
Специализированные системы бюджетирования. Они за последние годы получили широкое распространение и рассматриваются как один из элементов комплексной системы управления эффективностью бизнеса. Программные продукты этого класса изначально разрабатывались именно для задач бюджетирования и за годы своего развития приобрели всю необходимую для этого функциональность.
Среди их основных функций можно выделить:
Кроме того, специализированная система бюджетирования должна обладать адекватной функциональностью в части интеграционных возможностей и информационной безопасности.
Если сравнивать специализированные системы с другими системами, то аргументы в пользу первых сводятся к следующему.
Во-первых,
специализированная система бюджетирования
содержит всю необходимую
Во-вторых, специализированная система имеет выраженную стратегическую направленность. Это связано с тем, что бюджетный период, как правило, превышает горизонт планирования, охватываемый текущими планами, которые формируются EPR – системой. При этом по отношению к системе бюджетирования EPR – система выступает как поставщик некоторых исходных данных для формирования бюджета, а также учетной информации для план-факта анализа.
В-третьих, внедрение специализированной системы бюджетирования может происходить независимо от внедрения других систем управления, включая EPR – системы. В условиях, когда проект внедрения EPR занимает несколько лет, предприятию нет необходимости ждать, пока этот проект завершится и EPR – система начнет работать в полном объеме.
В-четвертых, специализированные системы бюджетирования изначально рассчитаны на работу в гетерогенной информационной среде, и могут эффективно взаимодействовать с другими системами управления. Это важно для компаний, одновременно использующих несколько информационных систем управления, поскольку для составления бюджетов могут потребоваться разные данные из разных источников.
Таким образом, функциональность специализированных систем бюджетирования позволяет преодолеть отмеченные недостатки других средств автоматизации бюджетного планирования и контроля – электронных таблиц, EPR – систем и заказных разработок.
На
СХПК «Альшанский» вполне возможно применять
различные информационные технологии,
что позволит увеличить эффективность
работы, сократить время, затрачиваемое
на разработку бюджета.
3.2
Управление по центрам ответственности
Достижение целей компании существенно облегчается, если они трансформированы в цели отдельных подразделений. Имеется в виду ответственность за выполнение соответствующих показателей, которые признаны релевантными для этих подразделений. Соответственно, последние наделяются правами по принятию необходимых решений, связанных с реализацией ответственности.
В основе теории управления по центрам ответственности лежит тезис о том, что, выполняя свои функциональные обязанности, каждое подразделение предприятия своими действиями вносит вклад в общий финансовый результат в виде доли доходов или затрат. Чем именно будет финансовый вклад – доходами или затратами – определяется функциями данного подразделения.
Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности менеджеров и самих подразделений, а их структура должна зависеть от структуры самой организации и в самом общем случае совпадать с ней. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой центр ответственности.
Для системы управления СХПК «Альшанский» учет по ЦО выполняет две важнейшие функции – информационную и контрольную. Система управленческого учета по центрам ответственности играет роль своеобразной сигнальной системы, позволяет оперативно отслеживать процесс достижения ответственности целевых показателей, тем самым удовлетворяя информационные потребности высшего руководства. Она же позволяет оценивать результативность управленческой деятельности менеджеров и, таким образом, выполняет важнейшую контрольную функцию при относительной самостоятельности центров ответственности и их менеджеров.
Оценка деятельности руководителей на уровне каждого конкретного ЦО должна проводиться только на основании контролируемых на его уровне ответственности показателей, на величину которых он может влиять своими действиями и решениями. Определение статей, контролируемых на уровне каждого центра, является одним из ключевых моментов организации учета по ЦО. Все статьи доходов и расходов должны быть закреплены за конкретным менеджером или исполнителем на каком-либо уровне управления.
Таким образом, для того чтобы, выполняя бюджеты, подразделения могли достигать нужных значений финансово-экономических показателей, зафиксированных в этих бюджетах, руководителей подразделений необходимо наделить соответствующими полномочиями и ответственностью. При этом руководители должны нести ответственность только за те финансово-экономические результаты, на которые они могут реально влиять, но при этом и ответственность должна быть реальной, а не виртуальной, как это очень часто бывает, когда никакой реальной ответственности за решения менеджеры не несут.
Таким
образом, наличие финансовой структуры
позволяет не просто формально определить
виновных, но и понять реальный механизм
воздействия на финансово-экономическое
состояние компании.
3.3 Индивидуальное
задание
Предприятие занимается продажей свежих овощей и фруктов. 80% его бизнеса осуществляется продажей в кредит розничным торговцам, и 20% - продажами любым покупателям в своем магазине с оплатой деньгами.
Опыт поступления денег от продаж в кредит показывает, что 20% всех продаж в кредит поступает в течение месяца продажи, 50% поступает в месяц, следующий за месяцем продажи, и 29% - во второй месяц после продажи. Один процент от объема продаж в кредит не бывает получен вовсе.
Требуется подготовить бюджет денежных средств за квартал, заканчивающийся 30 сентября 200х года.
Известны следующие данные для этого периода. Суммарный объем продаж в мае составил 132000 д.е., в июне – 135000 д.е. Предполагаемые объемы продаж в июле – 139000 д.е., в августе – 152500 д.е., в сентябре – 169580 д.е. Закупки за квартал ожидаются в июле на сумму 77400 д.е., в августе – на сумму 97850 д.е., в сентябре – на сумму 111450 д.е. Все закупки предполагаются с немедленной оплатой.
Прочие ожидаемые затраты за квартал включают: заработную плату (36740 д.е. в июле, 41400 д.е. в августе, 46600 д.е. в сентябре); ежемесячные затраты на отопление, освещение и энергию 2080 д.е.; за банковские услуги 750 д.е.; за аренду 3850 д.е.; за хозяйственные принадлежности 2240 д.е.; на амортизацию оборудования 3410 д.е.; на ремонт оборудования 2570 д.е.; на прочие расходы 950 д.е.
Требуется:
Решение.
Разработаем план продаж на текущий период (табл. 1).
Таблица 1 - План продаж (д.е.)
Продукция | Июль | Август. | Сентябрь | Итого |
Общий объем реализации | 139000 | 152500 | 169580 | 461080 |
Продажи в кредит | 111200 | 122000 | 135664 | 368864 |
Продажа за наличные | 27800 | 30500 | 33916 | 92216 |
С учетом периода инкассации дебиторской задолженности, установленного в договорах, заключенных предприятием с покупателем продукции, план продаж будет отличаться от плана поступления денежных средств. Для расчета плановых поступлений необходимо определить удельный вес продукции, оплачиваемой по периодам.
Поступление
денежных средств от продаж по месяцам
рассчитывается следующим образом
(табл. 2):
Таблица 2. – Поступление денежных средств от продаж
май | июнь | июль | Август | сентябрь | Итого | |
Общ.объем.продаж
в том числе: |
132000 | 135000 | 139000 | 152500 | 169580 | 728080 |
продажа за наличные деньги | 26400 | 27000 | 27800 | 30500 | 33916 | 145616 |
20%от пр.в кредит | 21120 | 21600 | 22240 | 24400 | 27133 | 116493 |
50%от пр.в кредит | 52800 | 54000 | 55600 | 61000 | 67832 | 291232 |
29* от пр.кредит | 30624 | 31320 | 32248 | 35380 | 39343 | 168915 |
1% | 1056 | 1080 | 1112 | 1220 | 1356 | 5824 |
Планирование поступлений денежных средств, как и планирование ряда других экономических показателей, должно осуществляться с учетом переходящего остатка притока денежных средств на начало планового периода. К таким переходящим остаткам относится дебиторская задолженность прошлого периода, подлежащая погашению в текущем.
Для
удобства пользования плановые показатели
и их значения целесообразно сгруппировать
в таблицу (табл. 3).
Таблица 3. - План поступления денежных средств от продаж (д.е.)
Показатель | Период по месяцам | Итого | ||
Июль (1) | Август (2) | Сентябрь (3) | ||
Товары в кредит | 111200 | 122000 | 135664 | 368864 |
Товары с оплатой деньгами | 27800 | 30500 | 33916 | 92216 |
Всего продаж | 139000 | 152500 | 169580 | 461080 |
Поступления по месяцам: | ||||
За нал.расчет | 27800 | 30500 | 33916 | 92216 |
20% от кредита | 22240 | 24400 | 27133 | 73773 |
Итого | 50040 | 54900 | 61049 | 165989 |
Дебиторская задолженность | ||||
Май | 30624 | 30824 | ||
июнь | 54000 | 54000 | ||
июнь | 31320 | 31320 | ||
июль | 55600 | 55600 | ||
июль | 32248 | 32248 | ||
август | 61000 | 61000 | ||
Итого | 84624 | 86920 | 93248 | 264792 |
Всего поступлений | 134664 | 141820 | 154297 | 430781 |
Представленные
порядок и форму расчета
При планировании выплат денежных средств
тщательной проработки требует порядок
погашения кредиторской задолженности
- определение долевого погашения по месяцам.
В таблице 4 представлен упрощенный пример
плана расхода денежных средств.
Таблица 4.- План выплат денежных средств (д.е.)
Наименование затрат | Период по месяцам | итого | ||
июль | август | сентябрь | ||
На материалы | 77400 | 97850 | 111450 | 286700 |
На заработную плату | 36740 | 41400 | 46600 | 124740 |
На энергию, освещение | 2080 | 2080 | 2080 | 6240 |
На банковские услуги | 750 | 750 | 750 | 2250 |
На арендную плату | 3850 | 3850 | 3850 | 11550 |
На хозяйственные принадлежности | 2240 | 2240 | 2240 | 6720 |
На амортизацию оборудования | 3410 | 3410 | 3410 | 10230 |
На ремонт оборудования | 2570 | 2570 | 2570 | 7710 |
Прочие расходы | 950 | 950 | 950 | 2850 |
итого | 129990 | 155100 | 173900 | 458990 |
Сводим все полученные результаты в общую таблицу – бюджет движения денежных средств (табл. 5).
Таблица 5. - Бюджет денежных средств (д.е.)
Показатель | июль | август | сентябрь |
Сальдо начальное | 5490 | 10164 | - 3116 |
Поступило денежных средств | 134664 | 141820 | 154297 |
Израсходовано всего | 129990 | 155100 | 173900 |
Чистый денежный поток | 4674 | - 13280 | - 19603 |
Сальдо конечное | 10164 | - 3116 | - 22719 |
Можно сделать вывод, что организация в конце отчетного периода сработала убыточно.
Организация нуждается в кредите.
Необходимо взять краткосрочный кредит
на сумму 27719ед. В августе на сумму 8116 ед.,
в сентябре на сумму 19603 ед., тогда остаток
денежных средств на 30 сентября составит
5000 ед.
Выводы
и предложения
Переход
к рыночным отношениям тесно связан
с преодолением кризисных явлений,
с ускорением стабилизации и экономического
развития, укреплением финансового
состояния всех организаций. Чтобы
выдержать конкуренцию в
На любом предприятии важное значение имеет правильная организация кассы, контроль и учет наличных денег. Увеличение денег на счетах в банке не всегда свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, — это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Сумма денег должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения всех первоочередных платежей.
Кассовые операции занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельности предприятия. Потребность в наличных денежных средствах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными. В то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за услуги, в погашение долга работниками, поступления с расчетного счета или от заказчиков и др.
Чтобы получить представление о реальном движении денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать прибыль с состоянием денежных средств, следует проанализировать все направления поступления денежных средств, а также их выбытия.
Бюджет движения денежных средств может оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов. Платежеспособность и ликвидность предприятия зачастую находятся в зависимости от реального денежного оборота предприятия в виде потока денежных платежей, проходящих через счета хозяйствующего субъекта. Поэтому бюджет движения денежных средств дает возможность более объективно оценить финансовое благополучие предприятия.
Основным задачами прогнозирования движения денежных средств
являются:
1)
предвидеть будущий спрос
2)
оценить финансовые
3) определить возможные способы действия и выбрать наилучший для удовлетворения спроса.
Увеличивающаяся роль бюджета движения денежных средств определяется усилением значения контроля за финансовыми потоками организации в условиях:
-
повышения количества видов
производства в рамках одной организации;
-
выделения различных видов
единицы;
- перекрестного финансирования и субсидирования в рамках холдингов
и многопрофильных организаций;
-
усложнения структуры
внешних заимствований.
Цель формирования бюджета движения денежных средств - планирование, контроль исполнения плановых показателей и анализ данных о движении денег и их эквивалентов за период. Механизм формирования информации динамичен - он предусматривает возможность корректировки данных в процессе исполнения бюджета и анализа "плановые величины - фактические данные". Бюджет движения денежных средств - эффективный инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:
1. за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности;
2. насколько организация зависит от заемных источников финансирования;
3. когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты;
4. когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы;
5. получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста;
6. о деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров;
7. о причинах расхождений финансовых результатов и изменениях объемов денежных средств.
Кроме
того, бюджет движения денежных средств
позволяет связать воедино
Менеджеры подразделений получают информацию о финансировании статей бюджета организации и расчетах с контрагентами, а также имеют возможность не только управлять денежными потоками организации, но и планировать посредством данных об этих потоках затраты.
Стратегическим инвесторам бюджет движения денежных средств позволяет разрабатывать модели для оценки и сопоставления дисконтированной стоимости будущих потоков денежных средств различных компаний и реалистичность возврата средств.
Проанализировав и рассмотрев бюджетную систему СХПК «Альшанский», можно сделать вывод, что предприятию необходимо усовершенствование системы бюджетирования, для этого необходимо:
Список
используемой литературы
Приложение