Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:23, доклад
В представлении современных людей банки неразрывно связаны с “банкнотами”, системой бумажно-денежного обращения. Причины появления бумажных денег в британских колониях Северной Америки были просты и понятны: испытывавшие хронический недостаток в монетах и полагавшиеся в торговом обороте главным образом на векселя колонии остро нуждались еще в какой-то наличности, имеющей местное обращение. Уже в 1690 году Колония Массачусетского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обяза-тельств (Shot bills) – нечто среднее между банкнотами и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду.
В начале 1880-х годов федеральное
правительство приступило к сокращению
долга че-рез погашение
Значительные нарекания
вызывает также неэластичность эмиссии
в краткосрочном периоде: те колебания
в соотношении банкнот и
Поэтому однажды выпущенные банкноты использовались банками, что называется, по максимуму. Отсутствие значительных резервов банкнот вело к частым и сильным колебаниям ставки процента – каждую осень ее уровень резко подскакивал вверх. Систему обеспечения эмиссии стали обвинять в подавлении некоторых “естественных механизмов контроля за сверхэмиссией”. Она, в частности, сделала нормальный процесс возврата банкнот для их погашения банком-эмитентом весьма редким событием. Единооб-разие внешнего вида банкнот различных банков, а также видимость гарантий совершенной безопасности, которыми они были по закону наделены, заставляли публику не делать различия между ними. Банки не стали погашать на взаимной основе банкноты друг друга: вместо того, чтобы отсылать своим конкурентам их банкноты для клиринга, они предпочитали, как правило, платить по ним из собственной кассы – объяснялось это, во-первых, хлопотами и дороговизной пересылки в агентства по погашению, которых (из-за отсутствия системы отделений) было очень мало, а существующие находились на значительном расстоянии друг от друга (до 1874 года банкноты могли быть погашены в банке-эмитенте, либо в одном из банков города из списка так называемых “городов погашения”, а после 1874 года погашение могло быть произведено кассой выпустившего их или Казначейством). Второй причиной было то, что в условиях дороговизны эмиссии у банков отсутствовали прямые мотивы в обращении чужие банкноты своими собственными. Все эти обстоятельства привели к исчезновению од-ного из важных сигналов, способных быстро дать банку знать, что он выпустил слишком много векселей. В значительной степени с этим связано то, что в течение относительно короткого промежутка времени Америку потрясли несколько серьезных финансовых кризисов – в 1873, 1884, 1890 и 1907 годах; в большинстве своем эти кризисы происходили в Лондоне, но там они были значительно менее серьезными – по сравнению с Лондоном ставки в Нью-Йорке взлетали на фантастическую высоту. Было и еще одно важное отличие – в Америке в 1873, 1893, и 1907 годах (особенно в 1907) имели место значительные по своим масштабам частичные либо полные приостановки денежных выплат, и бумажные деньги ценились выше банковских чеков.
Суть претензии к американской системе эмиссии может быть резюмирована одним словом: неэластичность. Эта система оказалась неспособной реагировать на колебания спроса как сезонного, так и кризисного характера. Приостановки выплат были спровоцированы спросом вкладчиков, пытавшихся получить свои депозиты наличными – банки заявляли, и не без оснований, что их неплатежеспособность стала прямым следствием проблем с выпуском дополнительных банкнот.
Приостановки выплат, с этой точки зрения, объяснялись просто невозможностью денег сменить свою форму – с текущих счетов, по которым выписывался чек, на банкноты. Это было учтено при попытке поправить ситуацию: в 1900 году был принят ряд мер, направленных на повышение доходности эмиссии, в частности, принят закон, разрешающий банкам выпускать банкноты на все 100% номинальной суммы обеспечения вместо 90%, кроме того, в период после 1900 года в качестве обеспечения вновь разрешалось, как когда-то, использовать не только ценные бумаги федерального, но и муниципального уровня; одновременно налог на эмиссию был снижен с 1% до 0,5%.
Но все эти меры опять
служили лишь долгосрочному увеличению
масштабов эмиссии без
Следует коснуться проблемы резервирования, точнее, норматива обязательных резер-вов. Вплоть до 1874 года национальные банки Нью-Йорка должны были хранить в своих сейфах 25% от суммы депозитов и банкнот в форме законных платежных средств. Банки других городов, названных “городами погашения”, также должны были хранить 25% в виде резерва, но половина этой суммы могла храниться на депозите в Нью-Йорке, а все прочие банки были обязаны хранить 15-процентные резервы и 3/5 этой суммы могли быть депонированы в уполномоченных банках “городов погашения”. После 1874 года резервные требо-вания были пересмотрены и стали относиться лишь к депозитам, а после 1887 года Чикаго и Сент-Луис вместе с Нью-Йорком получили статус “центральных резервных городов”.
Официальный минимум резервов был настолько мал, что, в случае паники, спасти банк от ликвидации было крайне сложно.
Банки каждый раз стояли перед дилеммой: либо приостановить выплаты немедленно, либо, насколько это возможно, задействовать собственные резервы, надеясь, что спрос все-таки спадет и приостановка выплат не потребуется. По американским законам банк, уровень резервов которого оказывался ниже разрешенной отметки, был обязан прекратить кредитные операции до тех пор, пока дефицит не будет ликвидирован. Это вынуждало банки прибегать к политике немедленного сокращения кредитов. Естественно, что гораздо более легким выходом из создавшегося положения оказывалась простановка выплат, – эта процедура лишала действенности претензии вкладчиков на депозиты, тем самым, давая банку отсрочку для возврата ранее выданных кредитов; более того, это позволяло банку даже выдавать новые кредиты при условии, что клиенты были готовы принимать платежи чеками, по кото-рым пока еще было возможно где-либо получить наличные.
Приостановка выплат, разумеется, формально означала объявление неплатежеспособности. Однако такие действия были во многих случаях разрешены, а многолетняя традиция массовых приостановок как до, так и после создания национальных банков приучила публику к их полной “законности”. (Менялось руководство, накапливались резервы). Таким образом, корень проблемы лежал в эластичности резервной политики.
В самое первое время рядовые
банки практиковали депонирование
остатков своих балансов (считавшихся
наличными деньгами) в банки крупных
городов, сохраняя, таким обра-зом, до
половины своих суммарных резервов.
Благодаря этому банки в “
Сложившаяся ситуация была
признана совершенно неудовлетворительной;
так, еще с 1857 года в финансовых кругах
постоянно раздавались жалобы на
то, что практиковавшееся рядовыми
банками вторичное
И снова вместо учреждения банковских отделений основной акцент был перенесен на практическую задачу: найти в рамках уже существующей системы рациональный способ использования резервов во время кризиса.
В национальном законе о
банках 1864 года последовало официальное
признание вто-ричного
Банкам Нью-Йорка и Бостона удалось с помощью этой системы все-таки поддержать денежные выплаты во время кризиса 1860 года; во время кризиса 1873 года эта система была использована вновь, теперь уже аналогичными ассоциациями, по крайней мере, в семи главных городах, и, хотя на сей раз полного прекращения выплат избежать все же не удалось, однако сами эти приостановки были более кратковременными (менее трех недель).
Во время последующих
кризисов клиринговые сертификаты
использовались подобными ассоциациями
почти во всех крупных городах, но
уже без уравнивания резервов,
добиться удовлетворительного
Успехи и неудачи системы
кредитных сертификатов дали основания
для двух взаимо-связанных выводов.
Во-первых, кто-то все же должен был
держать у себя адекватные резервы,
которые могли быть использованы
в случае кризиса; во-вторых, эти
ресурсы должны были быть доступны
для всех банков; более того, все
больший вес приобретало
Заключительный “аккорд”
набиравшего силу движения за банковскую
реформу про-звучал во время кризиса
1907 года. Чаяния большинства сводились
к созданию некой орга-низации, способной
предоставить резервные средства в
условиях паники. Симпатии властей
склонялись к организации центрального
эмиссионного резервного учреждения,
однако, даже после банковского кризиса
1907 года оппозиция федеральному централизму
была все еще очень сильна, что
послужило основой для принятия
в 1908 году так называемого Олдрича-
Тем же законом была учреждена Национальная комиссия по денежному обращению (The National Monetary Commission), призванная следить за ходом начавшегося процесса реформирования, которая просуществовала четыре года и провела углубленное изучение банковской системы не только Соединенных Штатов, но и основных европейских стран. Опуб-ликованные комиссией материалы послужили в пользу создания постоянно действующей централизованной организации, которая бы выпускала бумажные деньги на основе залога коммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора в последней инстанции и, кроме того, контролировала бы денежный рынок через ставку процента и операции на от-крытом рынке.
Эти намерения и материализовались в создании Федеральной резервной системы. По своей структуре она значительно отличалась от центральных банков европейских стран. В ее состав входили двенадцать региональных федеральных резервных банков, за которыми были закреплены определенные федеральные резервные территории. Все национальные банки должны были в обязательном порядке вступить в ФРС. Этим банкам, деятельность которых координировалась Федеральным резервным советом, были переданы функции эмиссии банкнот и хранения резервов банков-членов ФРС, а также кредитная деятельность через повторное размещение среди банков-членов ФРС своих капиталов.
Создание ФРС позволило произвести корректировку чекового обращения. В то же время с некоторыми фундаментальными недостатками национальной банковской системы, возникшими исторически и питаемыми гипертрофированным пристрастием к свободе в ущерб разумному централизму, ФРС так и не смогла ничего поделать; часть из них была несколько компенсирована развитием других финансовых институтов: страховых компаний, компаний, специализировавшихся на выпуске дорожных чеков и др., а другая – осталась без изменений.
Информация о работе Банковская система Соединенных Штатов Америки