Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:23, доклад
В представлении современных людей банки неразрывно связаны с “банкнотами”, системой бумажно-денежного обращения. Причины появления бумажных денег в британских колониях Северной Америки были просты и понятны: испытывавшие хронический недостаток в монетах и полагавшиеся в торговом обороте главным образом на векселя колонии остро нуждались еще в какой-то наличности, имеющей местное обращение. Уже в 1690 году Колония Массачусетского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обяза-тельств (Shot bills) – нечто среднее между банкнотами и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду.
усиленной спекуляцией
федеральными (государственными) землями
на западе страны, облегчаемой
чрезвычайной доступностью
историей Второго банка Соединенных Штатов;
циркулярном, изданным
буквально в последние месяцы
президентства Джексона, требовавшим
уплаты за приобретаемые
Кризис первоначально
обрушился на банки в северо-восточных
штатах. В мае 1837 года прекратили платежи
звонкой монетой все нью-
Кризис затянулся до 1840 года; раздраженная выпавшими на ее долю бедствиями масса избирателей свалила всю ответственность на демократическую партию, и это стоило ей бу-дущих выборов.
Вероятно, худшей чертой тогдашней американской банковской системы, на которую можно возложить изрядную часть вины, было чрезвычайно добродушие при объявлении банкротства неплатежеспособных банков. Если взять в качестве примера штат Нью-Йорк, то чартеры, выданные здесь до 1828 года, предусматривали прекращение операций банка, ко-торый задерживал свои планы в среднем на 3 месяца – за исключением тех случаев, когда вердикт о продолжении его деятельности был вынесен, - после изучения его текущего состояния, определенным должностным лицом штата – в этом случае он подлежал ликвидации лишь в случае невозобновления платежей еще в течение года. Чартеры, выданные после 1828 года, сократили разрешенный срок приостановки выплат до 10 дней. Однако в 1837 году все эти меры утратили всякую силу, поскольку законодательное собрание штата приняло Закон о приостановке выплат (The Suspendion Act), который разрешал банкам автоматически про-должать свою деятельность еще в течение года после приостановки выплат, не обращаясь за специальным разрешением к названному должностному лицу.
Примеру Нью-Йорка последовали
и другие штаты, приняв свои варианты
подобного закона, схожие или даже
худшие по своему эффекту. В следующий
раз выплаты были приостановлены
в 1839 году; на сей раз это коснулось
Пенсильвании и штатов к югу и
западу от нее. Пенсильвания приняла
закон, разрешавший банкам задерживать
выплаты в обмен на предоставление
займа по штату (денежные выплаты
по этому закону должны были быть восстановлены
через год, то есть в данном случае
в 1841 году, однако взятые банками кредитные
обязательства, естественно, поставили
возобновление выплат под еще
большее со-мнение, и в результате
был принят еще один закон, который
позволил банкам не выплачивать денег
в течение всего периода
Но, начиная с 1840-х годов
в функционировании банковского
бизнеса на уровне штатов наметились
явные признаки улучшения. Большинство
штатов уже справились к тому времени
с задачей законодательного обеспечения
своевременности оплаты учредителями
уставного капитала банков. Более
трудной была задача противостоять
избыточной эмиссии – не только
возможному, но и почти “обязательному”
явлению при слишком растянутом
сроке погашения банкнот, а также
защитить их держателей от возможных
потерь в случае приостановки вы-плат.
Одной из первых и самых удачных
попыток стала добровольная система,
созданная Suffolk Bank of Massachusetts. Прежде чем
пояснить, в чем заключается ее
суть, необходимо сказать, что банкноты
циркулировали с определенным дизажио,
которое зависело от степени сложности
доставки для погашения эмитировавшему
их банку. Чем меньше был шанс, что
их предъявят к оплате, тем больше
был соблазн для этого банка
прибегнуть к экспансии, то есть выпустить
большую массу банкнот, что позволяло
сделать обеспечение без риска
для собст-венного положения. Из-за
отсутствия какого бы то ни было механизма
сбора банкнот наибо-лее “
Совершенно для себя неожиданно банки Бостона (столицы штата) обнаружили, что этим “провинциалам” удалось фактически поставить под свой контроль денежное обращение штата, наводнив каналы обращения своими банкнотами, значительная часть которых так никогда и не возвращалась в выпустившие их банки. Бостонские банки предприняли несколько попыток призвать нахалов к порядку; наиболее удачной среди них оказалась система Suffolk Bank. Провинциальные банки должны были внести в Suffolk Bank постоянный депозит в размере 5 тыс. долларов плюс сумму, достаточную для погашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен он обязался принимать банкноты этих банков по номиналу, в то время как банкноты не пожелавших присоединиться к этой системе банков должны были доставляться для погашения непосредственно в банк-эмитент. Во-вторых, Suffolk Bank отказывал во вступлении в свое клиринговое агентство любому банку, чья добросовестность вызывала хоть малейшие сомнения.
Кроме того, в 1843 году законодательные органы Массачусетса с той же целью умень-шить масштабы циркуляции провинциальных банков приняли закон, направленный на стимулирование более частого возврата банкнот и запрещавший банкам выдавать из кассы какие бы то ни было банкноты за исключением их собственных; схожий закон был принят и в штате Луизиана.
Остальные штаты установили штрафы в случае неспособности банка разменивать банкноты на металлические монеты по первому требованию. Штрафы взимались либо в форме пропорционального налога с суммы невыплаченных платежей, либо через вменение банку-нарушителю ответственности за нарушение чартера. В других случаях усилия были направлены не столько на предотвращение избыточной эмиссии и обеспечение приема банкнот по первому требованию, сколько на гарантии защиты держателей банкнот в случае приостановки выплат. Ряд штатов ввел практику предвари-тельного залога имущества банков. Другой мерой было установление двойной ответствен-ности, при которой акционеры банка отвечали по его обязательствам в пределах принадле-жащих им акций за вычетом их реального взноса в капитал банка. Следует сказать еще о системе Нью-йоркского фонда страхования (New York Safety Fund), учрежденного в 1829 году, - своего рода принудительного страхования банков на случай невозможности выполнить свои обязательства. Банки вносили взносы в фонд, средства которого шли на покрытие долгов неплатежеспособных банков в той мере, в какой сумма их обязательств превосходила величину активов. Таким образом, в рамках этой системы существовала объективная тенденция скрытого субсидирования слабых банков за счет более сильных и расчетливо управляемых, еще усиливавшаяся от того, что размеры страховых взносов начислялись исходя не из оценки реального риска деятельности того или иного банка, а просто в виде определенного процента от уставного капитала. В 1841-1842 годах 11 из числа входивших в фонд банков разорилось, фонд оказался опустошенным; после банкротства 1842 года он сократил страхование только до одних банкнот (не покрывая больше депозитную сферу), но и в этом качестве оказался неэффективен и был окончательно закрыт в 1866 году.
На протяжении первых 50 лет
развития банковская сфера Соединенных
Штатов оста-валась, в целом, скорее
закрытой для доступа в нее
новых банков. Однако в конце 30-х
годов в подходе ряда штатов наметились
изменения, сделавшие возможным
учреждение банков без чартера. Начало
новой политики ознаменовало принятием
штатом Нью-Йорк в 1838 году так называемого
Закона о свободном банковском режиме
(Free-Banking Law), в соответствии с которым
эмиссионные права
Первым результатом дарованной свободы стал огромный наплыв желающих немед-ленно учредить свой банк (свыше 130). Примерно половина из них действительно открылась, и в свою очередь каждый второй из открывавшихся банков в течение трех ближайших лет разорился. Многие из этих банков были учреждены с одной только эмиссионной целью, од-нако в 1848 году штат принял закон, вменявший им также занятие депозитной и кредитной деятельностью. Параллельно с тенденцией в сторону большей конкурентности в ряде штатов наметилось как бы попятное движение к местным монополиям – так, Bank of Indiana и Bank of Ohio, учрежденные, соответственно, в 1834 и 1845 годах, были первоначально монополиями штатов (Иллинойс последовал нью-йоркскому примеру свободного банковского бизнеса уже в 1851 году, а Индиана и Висконсин сделали это чуть позже). Хотя американскую банковскую систему тех лет еще ни в коей мере нельзя назвать совершенной, она, тем не менее, была гораздо устойчивей, чем когда бы то ни было прежде. Исключение составил только интернациональный кризис 1857 года, когда неплатежи охватили всю Америку. Радикальные изменения в сложившейся к середине XIX в. банковской системе США начались во время Гражданской войны 1861-1865 годов, когда банки Юга, поддерживая раскольническую политику своих штатов, прервали контакты с северными банками. А так как южные банки имели большой объем обязательств перед северными, последние понесли в результате этого тяжелые убытки, но за счет сокращения своих кредитных операций сумели удержаться на плаву; при этом их положение, с точки зрения резервов, оставалось вполне устойчивым, однако, когда развернулись полномасштабные военные действия, нужда пра-вительства в деньгах все же дала себя знать.
Соломон Чейз, секретарь
Казначейства в 1861-1865 годах, испытав
серьезные трудности с
Этот шаг Казначейства
можно рассматривать как своего
рода логическое продолжение системы
депонирования облигаций, только на
этот раз не на уровне штата, а на
федеральном уровне: по закону 1864 года
(National Banking Law of 1864) было разрешено учреждение
банков с количеством пайщиков не
менее пяти и капиталом не менее
$50 тыс.; условием создания таких банков
было обеспечение ими своих эмиссий
через депонирование зарегист-
Совершенно аналогичным образом, если банк прекращал выплаты, Казначейство должно было продать облигации и произвести выплаты самостоятельно; кроме того, Казначейство обладало и преимущественным правом на все активы обанкротившегося банка для выплат по всем остающимся после этого претензиям. Главным мотивом для организации подобной системы было, разумеется, стремление создать обширный рынок для правительственных облигаций. В то же время, следует сказать, что новые, так называемые “национальные” банки с самого начала задумывались как будущая замена банкам штатов, а особый упор делался на преимуществах единой валюты. Законом предусматривалось, что банки штатов должны будут предпринять определенные шаги для того, чтобы “вписаться” в схему, но, так как темпы этого процесса оказались ниже тех, ко-торые хотело бы видеть правительство, то в 1865 году был принят закон, предусматривавший штрафование банков, не подчинившихся новой системе, на сумму до 10% от их эмиссии – это оказалось практически смертельным для многих банков штатов, которые в большей степени зависели от эмиссионной деятельности.
“Гринбэки” (Greenbacks), как стали называть эти неконвертируемые государственные банкноты (чтобы отличить их от погашаемых выпусков, имевших оборот желтого цвета – кстати, отсюда происходят и оба современных жаргонных наименования долларовых банкнот “грины” и “баксы”), обращались, по сути, в качестве законного средства платежа и были обязательны к приему по номинальной стоимости в отношении всех видов выплат, произво-димых в границах Соединенных Штатов, в том числе для любых налоговых целей. Посред-ством этих банкнот правительство должно было производить все выплаты, связанные с оплатой труда и возвратом кредитов (кроме уплаты процентов и погашения по государственному долгу). Несмотря на все это, к 1867 году значительная часть банкнот национальных банков стоила дешевле бумажных денег, а многие из этих банков уже успели обанкротиться.
В последней четверти XIX века Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода “по-американски” существенно отличалась от ее европейской трактовки. Во-первых, американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. Что касается открытия отделений внутри своего штата, то тут ситуация в разных штатах от-личалась: некоторые штаты, главным образом, южные, допускали создание банковских от-делений, в других же были приняты законы, запрещавшие их создание. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.
Во-вторых, общенациональное банковское законодательство предписывало вполне конкретную схему эмиссии банкнот. С течением времени преимущества этой схемы стано-вились все более сомнительными. Государственные облигации, на которые предъявляли ог-ромный спрос как основу эмиссии банкнот, продавались обычно с надбавкой; это обстоя-тельство в сочетании с правилом, что банк мог произвести эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленных облигаций, в значительной степени сократило прибыльность вложений для эмиссионных целей, и в тех случаях, когда банк обладал возможностью выдавать кредиты, не прибегая к эмиссии, он предпочитал так и делать, что породило значительные колебания в объеме обращающихся банкнот год от года в зависимости от региона.
Информация о работе Банковская система Соединенных Штатов Америки