Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.
Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………..41
Приложения……………………………………………………………..….43
1. Отраслевые,
правовые и другие внешние
факторы, влияющие на
Правовые факторы:
- общие принципы бухгалтерского учета и отраслевые особенности;
- нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в отрасли;
- нормативные
правовые акты, которые существенным
образом влияют на
- прямые регулирующие нормы;
- налогообложение;
- государственная политика, оказывающая влияние на деятельность аудируемого лица;
- налоговая политика.
Особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности:
- общие правила бухгалтерского учета и отраслевые особенности;
- практика признания доходов;
- учет
необычных или сложных
-представление
и раскрытие информации в
2. характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики
3. цели
и стратегические планы
4. основные
показатели деятельности
5. система внутреннего контроля.
Нормативными правовыми актами
устанавливаются применимые
Аудитор должен ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица. Понимание особенностей деятельности аудируемого лица позволяет аудитору разобраться в группах однотипных операций, остатках на счетах бухгалтерского учета и раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность,
составленная в соответствии
с применяемыми способами
2.2.
Оценка системы
внутреннего контроля,
уровня существенности
и аудиторского риска
Для успешного построения системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, необходимо четко определить формы и методы внутреннего контроля, которые в таких случаях применяются.
Автор
под формами внутреннего
Под методами внутреннего контроля автор понимает способы достижения целей и решения его задач. Характерной особенностью этих методов, является использование совокупности методических приемов, основанных на достижениях экономического анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и статистики.
Системность и комплексность контрольных действий может быть обеспечена комбинированным использованием различных методов контроля. Применение их позволяет всесторонне анализировать фактический материал, определять последовательность действий субъекта контроля в сложных хозяйственных ситуациях или в условиях неопределенности, устанавливать достоверность привлекаемых источников информации.
В зависимости от последовательности контрольных действий автором рассматриваются следующие методы документального внутреннего контроля: формальный, арифметический, юридический, логический, встречный и аналитические процедуры. Именно сочетание этих методов позволяет выявить большинство ошибок.
В
целях обеспечения эффективного
управления внешнеэкономической
Совершенствование системы внутреннего контроля в настоящее время направлено на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. По мнению автора, в хозяйствующих субъектах может быть создана частичная или полная система внутреннего контроля, включающая контроль внешнеэкономической деятельности.
В
хозяйствующих субъектах, осуществляющих
внешнеэкономическую
Основными целями внутреннего контроля деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, являются обеспечение повышения эффективности экспортно-импортных операций, сохранности всех видов активов, предотвращение ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовка своевременной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При разработке системы внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов не учитывать все вышеуказанные цели. Эти цели определяют направления контроля, которые должны осуществлять конкретные ответственные работники, а также службы внутреннего контроля или внутреннего аудита. Наиболее оптимальным является вариант сочетания контрольных функций ответственных работников и служб внутреннего контроля, которые представлены в табл.2.
Система
внутреннего контроля внешнеэкономической
деятельности должна носить не формальный,
а реальный и систематический
характер. Признаками такого контроля
являются систематический контроль всей
финансово-хозяйственной деятельности,
осуществление оперативного контроля
за использованием производственных
ресурсов со стороны руководителей структурных
подразделений. Контроль должен быть
основан на точных оценках, объективных
измерителях и осуществляться руководителем,
его заместителем, главным бухгалтером,
бухгалтерами и другими специалистами
аппарата управления. В содержание контроля
входит установление обратной связи
с контролируемым объектом.
Таблица 2.1
Основные направления и полнота контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов
Направления контроля |
Соответствующие
структуры хозяйствующего
субъекта (СВК) |
Служба
внутреннего аудита |
Внешний
аудит |
Эффективность внешнеэкономической деятельности | полностью, в течение года | выборочно, во время
проверки |
выборочно, во время
проверки |
Обеспечение сохранности всех видов активов на всех этапах товародвижения | полностью, в течение года | выборочно, во время
проверки |
выборочно, во время
проверки |
Предотвращение ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета | полностью, в течение года | выборочно, во время
проверки |
выборочно, во время
проверки |
Подготовка своевременной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности | полностью, в течение года | выборочно, во время
проверки |
выборочно, во время
проверки |
Система внутреннего контроля должна рассматриваться в учетной политике, предусматривающей график документооборота, должностные инструкции менеджеров всех уровней по осуществлению контроля, инструкции по применению рабочего плана счетов и наиболее характерные корреспонденции счетов; обобщение результатов контроля, их анализ и разработку мер по устранению выявленных недостатков.
Система внутреннего контроля предполагает выделение объектов и субъектов контроля. Объектом внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности являются производственные ресурсы, доходы, финансовые результаты и налогооблагаемая прибыль. Каждому объекту контроля соответствует центр ответственности (бригада, цех по производству продукции на экспорт, торговый отдел, отдел продаж и т.д.). Состояние и изменение объектов контролируют субъекты, которые являются должностными лицами или группами лиц, которые имеют обязанности, отвечающие интересам хозяйствующего субъекта. В исследовании приведены объекты, субъекты внутреннего контроля и их функции.
Внутренний
контроль необходимо рассматривать во
взаимодействии с другими элементами
системы управления хозяйствующего субъекта,
осуществлять контроль во взаимодействии
всех ответственных работников.
Определение аудиторского риска и уровня существенности вызвано необходимостью сокращения трудовых и финансовых затрат при проведении аудита. Аудиторская фирма, как правило, не может себе позволить проверки всех первичных документов, поскольку в этом случае стоимость аудиторской проверки значительно возрастет и организация будет вытеснена с рынка аудиторских услуг. Поэтому характер аудиторской деятельности подразумевает, что при проведении проверки все ошибки не могут быть обнаружены, но пользователи бухгалтерской отчетности хотят быть уверенными в ее достоверности, чтобы принимать правильные экономические решения. То есть возникает проблема, как при снижении трудозатрат и стоимости проверки обеспечить обоснованность выводов.
В Федеральном
стандарте "Существенность в аудите"
указано, что информация является существенной,
если ее пропуск или искажение может повлиять
на экономические решения пользователей.
В этом же стандарте указано на субъективный
характер оценки существенности показателей.
При рассмотрении показателей аудитор
должен не пропустить и сравнительно небольшие
величины, если они в своей совокупности
могут оказать существенное влияние. Уровень
существенности определяется аудитором
как на этапе планирования, так и в ходе
проверки. Этот стандарт не устанавливает
способов определения уровня существенности,
единых для всех аудиторов, отмечая лишь,
что существенность зависит от величины
показателя финансовой отчетности или
ошибки.
┌─────────────────────────────
│Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля│
└─────────────────────────────
Да ┌──────────────────────────
┌───┤Возможность и