Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.
Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
              1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
               1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
              1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
              2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
             2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
             2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
             3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
             3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………..41
Приложения……………………………………………………………..….43
Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 30 декабря 2008 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в Российской Федерации состоялось.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством Российской Федерации 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, действуют российские правила (стандарты). Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
      Четвертый 
уровень включает внутрифирменные 
стандарты аудиторской деятельности, 
которые разрабатывают аудиторские организации 
и индивидуальные аудиторы на базе федеральных 
правил (стандартов) и практики аудита. 
Содержание и форма таких документов являются 
прерогативой аудиторских фирм, их ноу 
- хау. Они определяют качество и престиж 
аудиторских фирм. 
 
    1.3. 
Этапы аудита ВЭД 
(аудита экспортных 
и импортных операций) 
Этапы аудита экспортных операций:
Проверка содержания статей расходов, связанных с продажей продукции. При проверки экспортных операций необходимо убедится в правильности и обоснованности списания производственных затрат на себестоимость экспортных товаров. Фактическая себестоимость экспортной продукции включает производственную себестоимость продукции и коммерческие (накладные) расходы по экспорту. Накладные расходы представляют собой затраты, связанные с реализацией экспортных товаров и включают транспортные расходы, погрузку, разгрузку, перевалку, хранение экспортных товаров, оплату таможенных пошлин и сборов, комиссионного вознаграждения посредническим организациям и т.д.
При проверке накладных расходов необходимо установить:
должна ли организация-экспортер нести эти расходы в соответствии с базисными условиями поставок;
оправданно ли возникли эти расходы или по вине участников сделки. В последнем случае произведенные затраты должны возмещается за счет виновной стороны;
своевременность оплаты накладных расходов;
     правильность 
распределения накладных 
нет ли случаев отнесения на накладные расходы сумм, оплаченных авансом.
     Для 
выявления этих фактов нужно проверить 
аналитический учет накладных расходов 
в разделе соответствующих 
Если аудитор обнаружит списание на себестоимость продукции непроизводственных затрат, то данные затраты необходимо отнести в состав прочих расходов, так как в данном случае может произойти искажение финансового результата от продажи экспортной продукции.
Проверка экспортером обязательств по поставке товара. В этом случае аудитор использует товарно-транспортные документы. Железнодорожные накладные либо другие транспортные документы международного сообщения выписываются при прямых отправках. На основании данных документов товары отражаются на субсчете "Экспортные товары по прямым отправкам". Если товар отгружается в порт или на пограничный железнодорожный пункт, то выписывается внутренняя железнодорожная накладная и товар учитывается на субсчете "Экспортные товары в пути в Российской Федерации".
Снятия товара с экспорта должно подтверждаться дополнением к контракту о его аннулировании, подписанным в установленном порядке.
     При 
обнаружении ошибок в учете аудитор 
может сделать вывод о том, 
что в организации существует 
неэффективная система 
Контроль правильности расчета конечного финансового результата экспортных сделок и достоверность отражения в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006 при исчислении доходов организации в иностранной валюте принимается курс Банка России на дату признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.
Проверка открытых субсчетов к счету 45 "Товары отгруженные". Каждая партия товара должна быть отгружена в учете по месту ее конкретного нахождения. При осуществлении экспорта товаров по договору комиссии с российским посредником такой учет должен вестись у комиссионера, так как он получает документы по местам конкретного местонахождения товара.
Контроль обоснованности оплаты расходов в иностранной валюте. Согласно гражданскому и валютному законодательству расчеты между резидентами осуществляются в рублях. Экспортеры могут использовать оплату в иностранной валюте в строго ограниченных случаях (транспортировка, страхование товара, если стоимость этих услуг входит в цену товара и оплачивается иностранным покупателем; расходы банков, посреднических внешнеэкономических организаций, если эти расходы производились этими организациями или предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте; комиссии банкам в инвалюте и т.д.).
     Проверка 
правильности расчета конечного 
финансового результата экспортных 
сделок и достоверность отражения 
в учете выручки от реализации. 
Согласно ПБУ 3/2006, при исчислении доходов 
организации в иностранной 
Контроль полноты и своевременности отражения в учете экспортной валютной выручки. Выручка должна быть отражена в учете на дату перехода права собственности на товар к иностранному покупателю. При проверки полноты и своевременности поступления экспортной выручки за реализованные иностранным покупателям товары следует установить, соблюдается ли порядок зачисления и списания валютной выручки на транзитный и текущий валютные счета.
Проверка своевременности расчетов с иностранными покупателями. Особенно тщательно следует проверить расчеты с иностранными покупателями, а именно:
     Сопоставить 
сроки расчетов, вытекающие из контрактов, 
и фактическое поступление 
     Выяснить 
причины возникновения 
Выявить своевременность зачисления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.
Аудитор должен убедится, контролирует ли бухгалтерия выписку счетов иностранным покупателям и их оплату, а так же осуществляется ли в бухгалтерии контроль за сроками отгрузки и поставки экспортных и импортных товаров. Суммы, указанные в выписках, сверяются с данными первичных документов.
Проверка соблюдения экспортером требований законодательства по обязательной продаже части экспортной валютной выручки и отражения в бухгалтерском учете операций по обязательной продажи валюты.
Контроль правильности отражения в бухгалтерском учете возникающих курсовых разниц.
Проверка правильности ведения налогового учета и расчетов по налогу на прибыль. Аудитор должен проконтролировать:
показатели прибыли и убытков от продажи на экспорт товаров;
     отнесения 
затрат по производству на себестоимость 
для целей налогообложения 
признание прочих доходов и расходов для целей налогообложения;
правильность расчета налогооблагаемой прибыли;
особенность предъявления к возмещению из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам;
     особенность 
применения ставки НДС 0% и т.д. 
Этапы аудита импортных операций:
 
     
Глава 2. Планирование 
аудита ВЭД (аудита экспортных 
и импортных операций 
2.1. 
Понимание деятельности 
аудируемого лица 
   
Понимание деятельности 
   
Аудитор использует 
   
Приобретение знаний о 
В случае если аудитор намеревается использовать информацию о деятельности аудируемого лица и его среде, собранную в предыдущие периоды, аудитор должен определить, не произошли ли изменения, которые могут оказать влияние на актуальность такой информации для текущего аудита. При повторяющихся аудитах опыт, полученный в ходе предыдущего аудита, способствует лучшему пониманию деятельности аудируемого лица. Однако такая информация может стать неуместной для текущего аудита вследствие изменений, произошедших в деятельности аудируемого лица и его среде. Поэтому аудитор должен направить соответствующие запросы и выполнить прочие уместные аудиторские процедуры, в том числе сквозные проверки, с целью выявления возможных изменений, способных оказать влияние на актуальность такой информации.
  Аудитором 
принимается во внимание и 
прочая информация, если она уместна 
для текущего аудита, в частности 
та, которая была собрана при 
решении вопроса о заключении 
договора с аудируемым лицом 
или продолжении 
   
Понимание аудитором