Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:51, доклад
В докладе рассматривались наиболее емкие участки бухгалтерского учета, раскрыты и описаны часто выявляемые в процессе проведения аудиторской проверки типичные ошибки, связанные с упорядоченной системой сбора и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций хозяйственной деятельности субъекта.
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту.
Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при которых созданы специальные центры по проведению квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов - 1600 человек. Аналогичную работу в области банковского аудита проводит Центральный банк РФ, в области страхового аудита - Министерство финансов (ранее Росстрахнадзор).
Целью данного методического пособия является представление информации слушателям о порядке проведения аудиторских проверок, ознакомление с видами аудита и особенностями проведения аудиторских проверок в сфере малого бизнеса.
В методическом пособии рассматривались наиболее емкие участки бухгалтерского учета, раскрыты и описаны часто выявляемые в процессе проведения аудиторской проверки типичные ошибки, связанные с упорядоченной системой сбора и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций хозяйственной деятельности субъекта.
Пособие может быть полезно начинающим предпринимателям, главным бухгалтерам, руководителя фирм, а также всем интересующимся вопросами связанными с порядком ведения бухгалтерского учета и организацией внутреннего аудита.
Аудитор – латинское слово, имеющее весьма древние корни, и означающий слушатель – выслушивающий.
В Германии так назвали молодых специалистов, присутствующих при производстве судебных дел, но не имевших права голоса. Во Франции во время госсовета с целью подготовки из них чиновников высокого ранга. В ряде государств аудиторами звали заседателей судов, но чаще всего аудиторами называли лиц, занимающих военно-судебные должности.
В России это звание, по примеру Польши было введено Петром I в 1716 году. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до 1867 г. образовывали собой высшие ревизионно - военные суды в России. Начиная с 1867 г. слово аудитор в этом понимании стало исчезать.
Экономические преобразования, происходящие в ряде стран и в первую очередь в Великобритании вложили в него новое содержание.
Английский парламент разработал закон, направленный на защиту кредитов и установление персональной ответственности за банкротство. Фактически за этим следовал контроль за ведением бухгалтерской отчетности.
В Германии первая попытка ведения аудита бала предпринята в1870г. В 1932г. был создан Институт аудиторов просуществовавший, до 1941г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954г. переименован в Институт аудиторов Германии. В настоящее время в институт аудиторов входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций. Государственное влияние на аудиторскую деятельность в Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские
фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты ФРГ.
Во Франции имеются две основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, а вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах. Комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется правительственными органами.
В Италии законную аудиторскую деятельность могут осуществлять в соответствии с Постановлением правительства 1992 г. только те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут только лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной технике и информатике. Соискателями звания аудитора могут стать специалисты с высшим экономическим, юридическим и коммерческим образованием при наличии не менее трех лет практического стажа.
В настоящее время идет становление аудита в таких странах, как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и Словакия, в которых ранее существовала жесткая система централизованного планирования, а теперь они перешли к рыночной экономике.
В 1983 г. создана Аудиторская администрация в К и т а е и возникли первые аудиторские фирмы, которые в настоящее время значительно развиты.
Все большее распространение аудит получает в странах Содружества независимых государств (СНГ). В Беларуси, Казахстане, Узбекистане и на Украине приняты законы об аудиторской деятельности, в России действуют Временные правила, регулирующие аудиторскую деятельность. В СНГ налажен процесс аттестации аудиторов и выдачи лицензий как для аудиторских фирм, так и для аудиторов, работающих как предприниматели.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом [9].
Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др. [24].
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы — «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.
Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.
Аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.
Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок. Существуют различные принципы их классификации.
По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на:
Государственный контроль преимущественно осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.
Вневедомственный контроль осуществляется, например, Департаментом государственного финансового контроля и аудита МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности. Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем.
Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий (фирм) аудиторскими фирмами и частными лицами (аудиторами), имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. \) Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами) .
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.
Предварительный контроль полезен и необходим на всех уровнях управления. Он способствует предотвращению непроизводительных расходов, неправильному оформлению документации хозяйственных операций.
Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют оперативным контролем. И действительно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов: задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.
В качестве субъектов последующего контроля выступают различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внешний аудит занимает особое место.
В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.
Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.
Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.
Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя проведение для этих целей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.
Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Ревизия проводится при проведении внутриведомственного контроля, при организации финансового государственного контроля и др.