Аудит учетной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах. Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учета, поэтому необходимо, чтобы учетная политика предприятия соответствовала законодательным и нормативно-правовым актам РФ.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие, содержание и цель формирования учетной политики 5
1.1. Понятие учетной политики 5
1.2 Нормативная база и общие положения по формированию учетной политики в РФ 12
1.3. Содержание и цель учетной политики 15
Глава 2. Оценка адекватности учетной политики 22
2.1. Краткая характеристика экономического субъекта 22
2.2. Оценка адекватности учетной политики для целей бухгалтерского учета 26

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
Элементы приказа
1. Организационно-технический  раздел
1.1. Организация учетной  работы
1.2. Учет в филиалах
1.3. Система и План счетов бухгалтерского учета: рабочий план счетов разрабатывается на основании типового и является приложением к учетной политике. Субсчета в зависимости от специфики организации
1.4. Форма бухгалтерского учета: журнально – ордерная, мемориально – ордерная, упрощенная, компьютерная
1.5. Применяемые формы  первичных учетных документов
1.6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов
1.7. График и  правила документооборота
1.8. Номенклатура  учета МПЗ
1.9. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и так далее
2. Способы ведения  бухгалтерского учета
2.1. Установление  границы между основными средствами и хозинвентарем
2.2. Переоценка  объектов основных средств
2.3. Начисление  амортизации основных средств
2.4. Начисление  амортизации нематериальных активов
2.5. Способы списания МПЗ (материалов, товаров, готовой продукции)
2.6. Оценка товаров (для организаций и подразделений розничной торговли)
2.7. Оценка незавершенного производства
2.8. Порядок учета  общехозяйственных расходов
2.9. Порядок учета  финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров
2.10. Перечень создаваемых  резервов предстоящих расходов и платежей и так далее
3. Способы ведения  бухгалтерского учета для целей  налогообложения
3.1. Организация учета  для целей налогообложения
3.2. Учет выручки  от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения
3.3. Методика корректировки  себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими выручки для целей налогообложения "по оплате" и так далее
 

     Согласно  п. 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском  учете", в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:

  • бухгалтерией, как самостоятельным структурным подразделением;
  • бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате предприятия;
  • специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных началах;
  • руководителем лично.

   К учетной политике могут прилагаться  положения о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет или аналогичные документы.

      Положение о бухгалтерской службе и должностные  инструкции работников бухгалтерии  обычно включают в себя пять разделов: общие положения; функции; права  и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы.

     При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует  иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут принять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, т.к. это нарушает п. 10 ПБУ 1/98.

     Если  организация производит распределение  расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального подтверждения такого распределения.

     Согласно  закону о бухгалтерском учете, при  принятии учетной политики, организация  должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого  Министерством финансов Российской Федерации".

     В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности является типовым для предприятий  всех организационно-правовых форм и  отраслевой принадлежности, а также  содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов.

     При этом из всего перечня счетов первого  порядка необходимо выбрать те, с  помощью которых можно максимально  адекватно отразить финансовое состояние предприятия, предусматривая одновременно и ту систему корреспонденции, взаимосвязей, в которые будут вступать эти счета друг с другом.

     Необходимо  помнить, что организация имеет  право по согласованию с Министерством  финансов Российской Федерации ввести дополнительные синтетические счета, используя свободные коды.

     Перечень  субсчетов, счетов второго порядка, носит рекомендательный характер. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требования анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

     Использование форм стандартных регистров, разработанных  Минфином России или иными уполномоченными  органами, подкрепляется ссылкой на номер и дату соответствующего документа.

     Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером. Данный порядок установлен п. 3 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете", а также п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что организация должна утвердить правила документооборота. Документооборот в организации регламентируется графиком. Он составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

     При формировании учетной политики организация  также утверждает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование предусмотрено в  п. 3 ст. 6 ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета.

     Кроме этого утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и  обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств - раз в год.

     Организация должна отразить в учетной политике способ начисления амортизации по основным средствам. Помимо выбранных способов амортизационных отчислений в составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая:

  • о способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
  • об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);
  • о принятых сроках полезного использования объектов;
  • об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
  • об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды.

     При осуществлении лизинговых операций в составе информации об учетной  политике лизингодателя и лизингополучателя  подлежит раскрытию следующая информация:

  • о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;
  • о порядке лизинговых платежей в последующем отчетном периоде и до конца действия договора лизинга.

     Порядок ведения аналитического учета устанавливается  предприятием исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных  актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.), а также требований анализа и управления.

     Если  организация примет решение о  переходе на новый план счетов в  течение года, то в соответствии с п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998г. № 60-н, в связи с изменениями нормативных актов по бухгалтерскому учету организация может внести изменения в свою учетную политику.

     Прежде  чем приступить к переходу на новый план счетов, организация должна провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от  13 июня 1995г. № 49, с использованием унифицированных форм, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 августа 1998г. № 88.

     На  основе результатов проведенной  инвентаризации организация приступает к переносу остатков по счетам плана  действующего и вновь введенного.

     Бухгалтерские проводки, выполненные в целях  перехода к новому плану счетов бухгалтерского учета, необходимо отразить во внутреннем документе организации - бухгалтерской справке, которая также составляется бухгалтером организации в данном отчетном периоде.

     Замена  рабочего плана счетов, в связи  с переходом на новый план счетов, может затронуть правила документооборота и некоторые моменты учета в организации, что должно быть также отражено в приказе (распоряжении) организации.

     Помимо  выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной  политике может также устанавливать  способы ведения учета для  целей налогообложения.

     Бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому вполне оправдано объединить выбранные организацией способы  ведения как бухгалтерского, так  и налогового учета в едином документе  в приказе об учетной политике.

     Основными элементами налоговой политики организации является выбор:

  • метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения;
  • методики корректировки себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения "по оплате".

     С 1 января 2006 года, все организации перешли на метод начисления "по отгрузке", т.к. вступили в силу изменения, утвержденные Минфином России.

     Для удобства работы можно порекомендовать  организациям оформить большинство  организационно-технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике. Это позволяет разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно изменять и дополнять по мере их необходимости. 

     Глава 2. Оценка адекватности учетной политики. 

     2.1. Краткая характеристика  экономического субъекта.

     Общество  с ограниченной ответственностью «Комсомол». Является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. ООО «Комсомол» зарегистрировано постановлением Администрации Октябрьского района г. Днепропетровска №124/68 от 17 декабря 1992 года. Действует  «Общество» в соответствии с ГК РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Информация о работе Аудит учетной политики организации