Аудит учетной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах. Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учета, поэтому необходимо, чтобы учетная политика предприятия соответствовала законодательным и нормативно-правовым актам РФ.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие, содержание и цель формирования учетной политики 5
1.1. Понятие учетной политики 5
1.2 Нормативная база и общие положения по формированию учетной политики в РФ 12
1.3. Содержание и цель учетной политики 15
Глава 2. Оценка адекватности учетной политики 22
2.1. Краткая характеристика экономического субъекта 22
2.2. Оценка адекватности учетной политики для целей бухгалтерского учета 26

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Формируя  учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия.

     Принятая  предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей  финансовой информации, то есть предаваться  гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.

     Основные  положения учетной политики могут  раскрываться в отчетности двумя  способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил. Второй способ целесообразен для  отчетности "внутрироссийского пользования", рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление о правилах учета, действующих в стране. При этом основные положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает отступление от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

     Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых  вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

     Во  всех случаях учетная политика организации  должна отвечать шести требованиям ведения бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

     При формировании учетной политики по конкретному  направлению (вопросу) ведения бухгалтерского учета организацией выбирается один способ из нескольких, допускаемых  законодательством (например, порядок начисления амортизации по основным средствам). Организация имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодическими подходами и действующими Положениями по бухгалтерскому учету.

     Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную  политику. При ее формировании рассматриваются  только те вопросы, решение которых  в соответствии с нормативными документами  может отличаться от принятых в других организациях. Наличие в нормативно-правовых актах формулировок "может" или "имеет право" влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

     Ответственность за формирование учетной политики в  организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации.

     В современных условиях единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. N 60-н, а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету. При этом необходимо соблюдать следующие принципы: допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

     Учетная политика организации может быть изменена в следующих случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • существенного изменения условий деятельности, реорганизации, слияния, разделения, присоединения организации (смены собственников);
  • разработки новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны·быть обоснованными и оформленными в таком же порядке, как и учетная политика.

     Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства РФ, должны быть оценены в стоимостном  выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на первое число месяца, с которого применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.

     Особое  внимание в приказе об учетной  политике следует уделять положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством. Тем более что согласно п.7 ст. 3 части 1 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

     При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая разрешает принять данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно. Данное требование вытекает из п.1 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", согласно которому формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора. 
 

     1.2 Нормативная база  и общие положения  по формированию  учетной политики  в РФ

     Учетная политика организации является элементом  системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3. ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Об учетной политике можно говорить как в широком, так и в узком смысле слова. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998г., определяет учетную политику организации как принятую ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Идентичность данного определения понятию "бухгалтерский учет" позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

     Исходя  из данного определения, можно сказать, что учетная политика представляет собой совокупность способов ведения  бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую  составляющие.

     Организационно-технические  способы ведения бухгалтерского учета - это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы предприятия, а методические - способы формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия.

     Система ведения бухгалтерского учета как  совокупность способов ведения представляет собой взаимосвязанные документы, входящие в структуру внутреннего  регулирования.

     Эту систему необходимо выстраивать  с учетом:

  • требований российских нормативных актов;
  • международных требований к формированию информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности, прежде всего Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
  • особенностей хозяйственной деятельности предприятия, в том числе позитивных и рациональных традиций и практики ведения бухгалтерского учета, существующих на предприятии внутренних нормативных документов.

   При этом система ведения бухгалтерского учета должна быть не только легко  адаптируемой к изменяющимся внутренним и внешним условиям хозяйствования предприятия, но и удобна и понятна в использовании.

   Чем больше организация, чем сложнее  ее структура, чем более серьезные  задачи ставит она в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного финансового регулирования.

     С другой стороны, учетная политика может  рассматриваться и в узком  смысле как документ системы ведения  бухгалтерского учета, отражающий специфические  и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. Согласно п. 9 ПБУ 1/98 учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.

     Приказ  по учетной политике организации  должен отражать специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета), которая раскрывается в отношении способов бухгалтерского учета:

  • варианты, которых предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету;
  • описание, которых отсутствует в нормативных актах по бухгалтерскому учету;
  • принципы, которых определены нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования;
  • иных, чем установленные нормативными актами по бухгалтерскому учету, но которые позволяют организации более достоверно отразить его финансовое положение и финансовые результаты деятельности;
  • варианты, которых обусловлены противоречиями и несовершенством действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету.

   С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организация самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

   Значение  учетной политики недооценивается  многими организациями, в которых  к разработке учетной политики относятся  формально, не изучают последствия  применения тех или иных ее элементов.

   Между тем выбранная организацией учетная  политика оказывает существенное влияние  на величину показателей себестоимости  продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния  организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более, сравнительный анализ различных организаций.

     После того, как в силу вступила вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, появилось новое понятие "учетная политика в целях налогообложения". Впервые требование о том, что предприятие должно утверждать учетную политику в целях налогообложения, появилось в главе 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость".

     С 1 января 2002г. значение учетной политики в целях налогообложения значительно возросло. Ведь с этого года в силу вступила еще одна глава Налогового кодекса - 25-я "Налог на прибыль организаций". В ней впервые в практике российского законодательства вводится такое понятие, как "налоговый учет". Причем порядок признания доходов и расходов, а также учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения значительно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учета. Поэтому теперь при разработке учетной политики бухгалтеру придется устанавливать методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

     Учетная политика не должна меняться в течение  финансового года, из чего вытекает необходимость серьезного подхода  к формированию учетной политики, ведь она будет определять организацию  бухгалтерского и налогового учета в течение всего года. 
 

     1.3. Содержание и цель учетной политики.

     Приказ  об учетной политике можно разделить  на три раздела, каждый из которых  включает в себя несколько элементов.

     Данные  элементы можно представить в  таблице:

     Таблица 1.1.

Информация о работе Аудит учетной политики организации