Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование мнения о достоверности отражения информации о МПЗ в бухгалтерской отчетности и соответствии с порядком ведения учета МПЗ действующему законодательству.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативное регулирование учета
материально-производственных запасов…………….………………..5
2. Понимание деятельности аудируемого лица…………….......................7
2.1 Общие сведения об аудируемом лице………….……………………7
2.2 Особенности организации бухгалтерского учета
и налогообложения…………………………………………………….. ……10
2.3 Планирование аудиторской проверки……………………..……….12
3. Методика аудиторской проверки МПЗ………………….…..…………21
3.1 Цели, задачи и источники информации для аудита……………….21
3.2 Аудит сохранности МПЗ…………………...………………………..23
3.3 Аудит поступления и выбытия МПЗ……………………………..…25
3.4 Аудит оценки МПЗ……………………………………….. ………....28
4. Обобщение результатов аудиторской проверки……………………..31
Выводы и предложения…………………….………….…………….…32
Список литературы………………………….……….………………….34
Приложения
- первичные документы по оформлению операций с МПЗ;
- организационно-правовые документы и материалы;
- бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.
Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов(приложение 1), лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.
3.2 Аудит сохранности МПЗ
Проверка состояния складского
хозяйства и сохранности МПЗ -
одна из важнейших аудиторских
В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей.
На предприятии аудит МПЗ разделяют на:
-проверку их фактического
наличия, которая
-проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности.
Аудитор может присутствовать
при инвентаризации, проводимой работниками
проверяемой организации в
При проведении инвентаризации у аудитора могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса. Для этого иногда могут понадобиться консультации специалистов.
Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту заключения договора на аудит инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части МПЗ [15].
На СПК «Таволжан» созданы специализированные склады для хранения топлива, запасных частей, основных и вспомогательных материалов, строительных материалов, малоценных и мелких предметов, зернохранилища, склады отделений предприятия (Александровка, Никулино, Покровка, Таволжан, Михайловка). Склады обеспечены измерительными приборами и мерной тарой.
На складах материальные ценности хранятся в надлежащем виде: размещены по секциям, в зависимости от видов – в штабелях, ящиках, контейнерах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за фактическим наличием.
Все ТМЦ на складах находятся на ответственном хранении кладовщиков, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.
Склады в основном оснащены освещением, оборудованы пожарным инвентарем. Общее состояние складов характеризуется хорошее.
В ходе проверки нарушений не было.
3.3 Аудит поступления и выбытия МПЗ
Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам поставки, по договорам купли-продажи, внесения в счет вклада в уставный капитал организации, путем изготовления материалов силами организации, получение организацией по договору дарения (безвозмездно).
Материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки от поставщика организация получает расчетные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные платежные требования, платежные требования-поручения и т.п.) и сопроводительные документы (сертификаты, качественные удостоверения). Организация устанавливает порядок приёмки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки и функциональных обязанностей должностных лиц. При поступлении материалов необходимо:
-регистрация документов в журнале учета поступающих грузов;
-проверять соответствие документов договорам поставки по видам, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки;
-проверка правильности расчетов в расчетных документах;
-акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично отказаться от акцепта (от оплаты), предать документы;
-передача документов в подразделения организации (бухгалтерской службы, финансовый отдел) в сроки предусмотренные правилами документооборота организации.
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию МПЗ проверяется на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарные накладные (приложение 2) , накладные (приложение 3), счета-фактуры , приемные квитанции и др.).
Для получения материалов со склада поставщика уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Поступившие в организацию товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты передаются соответствующему подразделению организации (складу) как основание для приёмки и оприходования материалов.
Материалы кооператива должны быть своевременно оприходованы.
При приёмке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в расчетных документах.
В организации установлен контроль за поступлением материалов, а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.
Стоимость приобретенных материалов отражается записью:
Дебет 10 Кредит 60
При отгрузке материалов для продажи определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Накладная на внутреннее перемещение материалов выписываются в 3 экземплярах, из которых один экземпляр остается в подразделении списывающего материалы, второй экземпляр передается подразделению, принимающему материалы, третий экземпляр передается в бухгалтерию организации. Накладные на внутреннее перемещение материалов подписываются руководителями передающего и принимающего подразделений организации.
Аудитор должен выяснить создана ли в СПК «Таволжан» постоянно действующая комиссия с участием материально ответственных лиц для принятия решений о списании материалов.
Аудитор должен исследовать порядок списания МПЗ в результате порчи или недостачи. Недостача материалов должна отражаться бухгалтерской записью:
Недостача запасов и их порча списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу:
А сверх норм – за счет виновных лиц:
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансовые результаты:
В установленные сроки заведующий складом предоставляет в бухгалтерию кооператива отчеты о движении продуктов и материалов (приложение 4).
В СПК «Таволжан» выполняет работу по учету товарно-материальных ценностей бухгалтер материального стола – Кофтунова Т.А
Основными поставщиками материалов являются ОАО «Тюменьэнергосбыт», Сладковское МУП НСКХ, ЗАО «Сладковская мельница» и т.п.
В ходе проверки было выявлено, что аналитический учет по счету 10 «Материалы» в СПК «Таволжан» ведется правильно. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляется основным складом . Решения о списании материалов в кооперативе принимает комиссия с участием материально ответственных лиц Саченюк Н.Н, Калинина В.А, Белова Н.В ими составляется Акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря (приложение 5).
К курсовой работе приложены регистры по МПЗ(приложение 6)
3.4 Аудит оценки МПЗ
В соответствии с нормами ПБУ 5/01 материально-производственные запасы должны приниматься к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью
МПЗ, приобретенных за плату, признается
сумма фактических затрат организации
на приобретение, за исключением налога
на добавленную стоимость и иных
возмещаемых налогов (кроме случаев,
предусмотренных
При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов :
– по себестоимости единицы запасов;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
– по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)[8].
Способ себестоимости
каждой единицы применяют организации
с небольшой номенклатурой
Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов. Применяя среднюю себестоимость материалов, необходимо общую себестоимость всех запасов данного вида разделить на их количество, а эти данные складываются соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Полученный результат следует умножить на количество МПЗ, отпущенных в производство. В конце месяца все запасы должны быть оценены по средней себестоимости материалов.
Оценка запасов способом
ФИФО (первых по времени приобретения)
основана на допущении, что запасы используются
в хронологической
Способ ЛИФО (последних по времени приобретения) противоположен способу ФИФО. Сущность его заключается в том, что запасы, поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец отчетного периода вычисляется исходя из себестоимости ранних закупок. Этот способ позволяет сгладить влияние инфляции и более точно определить себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и прибыль от реализации, однако искажает себестоимость запасов на конец отчетного периода.
В результате проведенной проверки аудитор выяснил, что в СПК «Таволжан» поступившие МПЗ оцениваются правильно.
4. Обобщение результатов аудиторской проверки
Результаты своей работы аудитор оформляет в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского заключения, которые передаются экономическому субъекту.
Письменная информация (отчет) — это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. В ходе работы я составила отчет аудитора.
Аудиторское заключение-- это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.[5]
Аудитор выражает немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.
Аудитор выразит модифицированное
мнение, если на основании полученных
аудиторских доказательств
В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторского заключения:
1) аудиторское заключение
с выражением безоговорочно
2) модифицированное аудиторское заключение:[11]
-- мнение с оговоркой;
-- аудиторское заключение с отрицательным мнением;
-- аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.