Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование мнения о достоверности отражения информации о МПЗ в бухгалтерской отчетности и соответствии с порядком ведения учета МПЗ действующему законодательству.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Нормативное регулирование учета
материально-производственных запасов…………….………………..5
2. Понимание деятельности аудируемого лица…………….......................7
2.1 Общие сведения об аудируемом лице………….……………………7
2.2 Особенности организации бухгалтерского учета
и налогообложения…………………………………………………….. ……10
2.3 Планирование аудиторской проверки……………………..……….12
3. Методика аудиторской проверки МПЗ………………….…..…………21
3.1 Цели, задачи и источники информации для аудита……………….21
3.2 Аудит сохранности МПЗ…………………...………………………..23
3.3 Аудит поступления и выбытия МПЗ……………………………..…25
3.4 Аудит оценки МПЗ……………………………………….. ………....28
4. Обобщение результатов аудиторской проверки……………………..31
Выводы и предложения…………………….………….…………….…32
Список литературы………………………….……….………………….34
Приложения
Налог на добавленную стоимость -18% (федеральный налог, регламентируется главой 21 НКРФ)
Налог на прибыль – 20% (федеральный налог, регламентируется главой 25 НКРФ)
Налог на доходы физических лиц – 13% (федеральный налог, регламентируется главой 23 НКРФ)
Транспортный налог (
Обязательному аудиту Кооператив не подлежит, поскольку не отвечает требованиям ст.5 п.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5].
2.3 Планирование аудиторской проверки
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита
Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
в) риск и существенность;
г) характер, временные рамки и объем процедур;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
е) прочие аспекты.
План аудиторской проверки должен разрабатываться с учетом данных аудиторского риска и уровня существенности. Кроме этого прежде чем составить график выполнения работ необходимо установить планируемое время необходимое на проведение проверки и определить количество участвующих аудиторов в проверки.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
В процессе подготовки программы
аудита аудитор обязан принимать
во внимание полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств
Система внутреннего контроля (далее - СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей[12].
При оценке эффективности и надежности
СВК в целом, контрольной среды
и отдельных средств контроля
аудиторская организация
Оценка СВК должна в обязательном
порядке документироваться
Для оценки СВК, применяемой в СПК «Таволжан», используем тестовую процедуру, позволяющую с помощью заранее заготовленных вопросов получить более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок (таблица 2).
Тест системы внутреннего контроля СПК «Таволжан»
Таблица 2
№ п.п. |
Вопросы контроля |
Вариант ответа | ||
да |
нет |
не в полной мере | ||
1. |
Наличие и функционирование отдела внутреннего контроля, соответствие его целей, задач, структуры масштабам деятельности организации |
+ |
- |
- |
2. |
Работа с аудиторскими материалами, внесения изменений в учет (согласно рекомендациям аудиторов) |
- |
- |
+ |
3. |
Наличие и соблюдение единой методики учета в структурных подразделениях |
+ |
- |
- |
4. |
Проведение проверок структурных подразделений |
+ |
- |
- |
5. |
Наличие учетной политики |
+ |
- |
- |
6. |
Соответствие критериев,
отраженных в учетной политике, критериям,
установленным |
+ |
- |
- |
7. |
Своевременность отражения
финансово-хозяйственных |
+ |
- |
- |
8. |
Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчетности |
+ |
- |
- |
9. |
Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы |
- |
- |
+ |
Индивидуальный аудитор
таблице 3 вычислим фактическую надежность СВК Кооператива.
Расчет фактической надежности СВК
Показатели |
Баллы |
Фактическая надежность СВК, % (Фактическое количество баллов / Максимальное количество баллов * 100 %) |
Максимальное количество баллов |
45 |
91,11 |
Фактическое количество баллов |
41 |
Для оценки надежности СВК используем приведенную в таблице 4 градацию, в соответствии с которой получили, что уровень надежности СВК Кооператива является высоким.
Оценка надежности СВК
Таблица 4
Оценка надежности СВК |
Надежность СВК, % |
Оценка надежности СВК, % |
Высокая |
81 - 100 |
91,11
|
Средняя |
41 - 80 | |
Низкая |
11 - 40 | |
Контроль отсутствует |
0 - 10 |
Следующий этап это подтверждение оценки существенных элементов внутрипроизводственного контроля.
Этот этап проверки является процедурой подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля, выявленной на предыдущих этапах. Названная процедура может быть произведена на основании изучения, анализа и оценки сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого субъекта (таблица 5)
Перечень вопросов по проверке МПЗ
Таблица 5
№ п.п. |
Вопросы контроля |
Вариант ответа | ||
да |
нет |
не в полной мере | ||
1. |
Обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета; |
+ |
- |
- |
2. |
Разработаны ли инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов? |
- |
+ |
- |
3. |
Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? |
+ |
- |
- |
4. |
Проводится ли инвентаризация материальных ценностей? |
+ |
- |
- |
5. |
Составляются ли инвентаризационные описи, сличительные ведомости по итогам инвентаризации материальных ценностей? |
+ |
- |
- |
6. |
Проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ; |
+ |
- |
- |
7. |
Есть ли организация материальной ответственности за МПЗ; |
+ |
- |
- |
8. |
Составляются ли ежемесячно кладовщиками отчеты движения продуктов и материалов? |
+ |
- |
- |
9. |
Проверка законности и целесообразности расходования МПЗ; |
+ |
- |
- |
10. |
Все ли машинные документы по учету материалов распечатываются? |
- |
- |
+ |
11. |
Правильность списания недостач и порчи МП |
+ |
- |
- |
12. |
Сверка данных синтетического и аналитического учета; |
+ |
- |
- |
13. |
Составляется ли лимитно-заборная карта? |
+ |
- |
- |
14. |
Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? |
+ |
- |
|
15. |
Соответствие поступающих МПЗ условиям договоров; |
+ |
- |
- |
16. |
Все ли необходимые реквизиты
заполняются в первичных |
- |
+ |
- |
Индивидуальный аудитор
Анализируя полученные данные можно прийти к выводу, что степень надежность системы внутреннего контроля МПЗ высокая (87,5%) Аудиторская проверка учета МПЗ проводится СПК «Таволжан» на основании общего плана (таблица 6) и программы аудита (таблица 7) .
Таблица 6
Общий план аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Индивидуальный аудитор Останина Дарья Викторовна
№ п/п |
Планируемые виды работ |
1 |
Аудит аналитического учёта движения материальных ценностей на складах |
2 |
Аудит учёта использования материальных ценностей. |
3 |
Проверка порядка |
4 |
Аудит сводного учёта материальных ценностей |
5 |
Проведение анализа
использования материальных |
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Программа аудита
Проверяемая организация: СПК «Таволжан»
Период аудита: 04.06.12 - 17.07.12
Индивидуальный аудитор: Останина Дарья Викторовна
№ п/п |
Перечень аудиторских мероприятий (процедур) |
Период проведения |
1 |
Аудит аналитического учёта движения материальных ценностей на складах | |
1.1 |
Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складских карточек) |
с 04.06.12 по 15.06.12 |
1.2 |
Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия. | |
1.3 |
Проверка операций по поступлению и оприходованию МПЗ. | |
1.4 |
Установление соответствия данных складского учёта данным бухгалтерского учёта по складам, субсчетами номенклатурным номерам материалов | |
1.5 |
Проверка полноты и качества инвентаризации | |
2 |
Аудит учёта использования материальных ценностей | |
2.1 |
Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов |
18.06.12 |
3 |
Проверка порядка | |
3.1 |
Проверка порядка |
20.06.12 |
4 |
Аудит сводного учёта материальных ценностей | |
4.1 |
Проверка данных аналитического и синтетического учёта по синтетическим счетам |
с 25. 06. 12 по 29. 06. 12 |
4.2 |
Сверка данных бухгалтерских регистров и отчётности | |
5 |
Проведение анализа | |
5.1 |
Выявление неиспользуемых материалов в течение отчётного года |
30.06.12 |
5.2 |
Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет |
Индивидуальный аудитор
3.1 Цели, задачи и источники информации для аудита
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся активы:
-используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
-предназначенные для продажи;
-используемые для управленческих нужд организации.
К таким активам относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.
Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Это достигается проведением проверок на существенность, дополняется проверкой структур контроля, системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов организации и их важности для бухгалтерских отчетов.
Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
- соответствия фактического
наличия ресурсов данным
-выявления непригодных
для использования ценностей
с определением суммы
- полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;
- обоснования и соблюдения
установленных норм расхода
Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются.
Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:
- нормативные документы,
касающиеся приема, учета, хранения
и отпуска материальных
- приказ об учетной политике;