Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Большевик», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи, значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть основные виды расчетов с покупателями и заказчиками;
Основными формами расчетов по товарным операциям являются:
- акцептная;
- аккредитивная;
-
расчеты платежными
- расчеты чеками;
- расчеты векселями;
- расчеты посредством плановых платежей;
- инкассо;
- почтовыми переводами;
- взаимозачетами.4
Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.
Акцептная форма расчетов является одной из наиболее распространенных. Акцепт представляет собой согласие плательщика на оплату платежного требования поставщика в строго определенный срок. Акцептная форма расчетов является выгодной для покупателя, поскольку снижает финансовые риски и позволяет отказаться от оплаты при нарушении поставщиком условий договора.
Существует два основных вида акцепта:
- предварительный акцепт;
- последующий акцепт.
Когда
имеет место предварительный
акцепт, плательщик при получении
платежного требования соглашается (акцептует)
платеж или отказывается от платежа.
Если в установленный срок не будет
заявлен отказ от оплаты, то требование
считается акцептованным и
Последующий акцепт предполагает немедленную оплату платежного требования поставщика. При этом за плательщиком сохраняется право в случае неправильной оплаты в течение трех дней заявить отказ от акцепта. Отказ покупателя от акцепта может быть частичным или полным. Мотивами для полного отказа от акцепта платежного требования могут быть обоснованные претензии по качеству товара (работ, услуг) или претензии в связи с несоблюдением условий договора. Частичный отказ от акцепта может быть обусловлен несоответствием цены договорной, недопоставкой, браком и т.д. Необоснованный отказ покупателя от акцепта может повлечь за собой финансовые санкции, предусмотренные договором или назначенные арбитражным судом.
При аккредитивной форме расчетов банк по заявлению своего клиента - покупателя дает поручение банку поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товары на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на специальном счете. В дальнейшем за счет депонированной суммы осуществляются выплаты поставщику при получении извещений банка последнего.
Аккредитив может выставляться как за счет собственных средств покупателя, так и за счет ссуды банка. Аккредитивная форма расчетов активно применяется во внешнеторговых операциях. Кроме того, она используется при расчетах между поставщиком и покупателем, когда еще не наработана положительная история сделок и контрагенты предпочитают подстраховаться, не слишком хорошо зная друг друга.
При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и комплекта предусмотренных контрактом документов, подтверждающих отгрузку товаров. В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.
В
тех случаях, когда продавец сомневается
в платежеспособности покупателя и
требует предварительной
Аккредитивная форма расчетов является достаточно дорогой. В составе затрат по аккредитиву следует учитывать не только комиссию банка, но также и упущенную выгоду от отвлечения оборотных средств покупателей. Следовательно, целесообразно применение данной формы расчетов только в случае, когда финансовые риски велики и вероятные потери превышают затраты по использованию аккредитива.
Наиболее распространенной формой проведения безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и иным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.
В
настоящее время для
Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Сначала заключается договор купли-продажи, в котором указывается, что расчеты производятся посредством чеков. Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя оплачивает чек за счет депонированных ранее сумм.5
В последние годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений укрепились позиции векселя. Вексель все чаще используется:
- для оформления товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки платежа;
- в качестве залога для получения банковского кредита или займа;
- как средство обеспечения обязательств третьих лиц.
С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа. В векселе могут быть указаны следующие сроки платежа:
- в момент предъявления векселя;
- через некоторое время после предъявления векселя;
- через определенный срок после составления векселя;
- конкретная дата.
Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате сразу по предъявлении или через определенное время после предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.
Держатель векселя, срок платежа, по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски при этом переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки в этом. Если должник оплатил вексель в срок, он освобождается от обязательства.
Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок.
Инкассовая
форма расчетов. Законодательное регулирование
по расчетам по инкассо необходимо для
обеспечения нормального чекового и вексельного
оборота.
В
настоящее время система
В
настоящее время в России формируется
пятиуровневая система
Таблица 1
Система нормативного регулирования аудита в РФ
Уровень | Законодательный акт или нормативный документ | Регулирование |
I | - Федеральный
закон РФ от 30.12.2008
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; - Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; - другие федеральные законы; - указы Президента |
Устанавливают отношения в аудиторской деятельности |
II | Постановления Правительства РФ | Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности |
III | Приказы Министерства финансов РФ | Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка |
IV | Документы СРО аудиторов | Устанавливают нормы аудита в рамках СРО аудиторов |
V | Документы аудиторских организаций | Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации |
Федеральный
закон «Об аудиторской
Это
концептуальный документ, в котором
сосредоточены правовые и нормативные
положения аудиторской
Все
аспекты аудиторской
Основная цель аудита - установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:
- первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;
- второй - положения по бухгалтерскому учету;
- третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета;
- четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).
Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:
Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками