Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – углубить теоретические знания по проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита;
• рассмотреть план проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
• изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
• изложить этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
• раскрыть типичные ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Нормативное регулирование оплаты труда и расчетов с персоналом в РФ…………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, цели и задачи аудита оплаты труда и расчетов с персоналом.5
1.2 Нормативные документы, используемые при аудиторской проверке……6
2. Основные направления проверки расчетов с персоналом по оплате труда.8
2.1. Информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………………8
2.2. Планирование аудита……………………………………………………….10
2.3. Аудит соблюдения трудового законодательства…………………………13
2.4. Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда…….16
3. Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………21
4. Практическая часть……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

710559.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

а) реальные трудозатраты;

б) уровень существенности;

в) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская  организация определяет способ проведения аудита на основании результатов  предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.  Для повышения  доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать  свой план с клиентом.

2.3. Аудит соблюдения трудового законодательства

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор  должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит  из следующих этапов.

На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками  и организацией регулируются коллективным договором – правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в  организации или у индивидуального  предпринимателя и заключаемым  работниками и работодателями в  лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок  ведения коллективных переговоров  и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.

Коллективный договор  вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается  его продление также на срок до трех лет.

В коллективный договор рекомендуется  включить дополнительные положения  по локальному нормативному регулированию  расчетов с персоналом по оплате труда:

  • порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;
  • порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты стимулирующего и  компенсирующего характера, предусмотренные  в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях  признания расходов на оплату труда  в налоговом учете.

В организации должны быть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правила  внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, которые  являются локальными нормативными актами. Эти документы содержат нормы  трудового права, обязательные только для конкретной организации или  предпринимателя. Принимаются они  работодателем самостоятельно по различным  вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Положения регулируют права  и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и  правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.

Все внутренние нормативные  документы должны быть подвергнуты  контролю с использованием следующих  методов аудита:

  1. наличие внутренних нормативных документов по заработной плате;
  2. контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;
  3. полнота отражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.

На втором этапе изучается  штатное расписание организации  на соответствие типовой форме, наличию  изменений, вносимых в течение отчетного  года, и соответствию списочного состава  работников. Форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Кроме того, штатное расписание должно быть подписано главным бухгалтером и руководителями структурных подразделений. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Контроль штатного расписания по существу включает проверку: оформления структуры, штатного состава, численности, перечня должностей, должностных окладов, наличия надбавок, сведений о месячном фонде заработной платы. Штатное расписание организации проверяется на соответствие унифицированной форме, осуществляется контроль по существу, в том числе арифметический контроль.

На третьем этапе аудита проводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника  на работу и трудовых договоров. Проверка приказов о приеме работника на работу осуществляется с использованием следующих  процедур: соответствие типовой форме, указание профессии (должности), наличие  испытательного срока, условия приема на работу и характер предстоящей  работы, указание оклада.

Основанием для издания  приказа о приеме на работу является трудовой договор, который заключается  с каждым работником при приеме его  на работу. Аудит трудовых договоров  осуществляется на соответствие Трудовому  кодексу РФ.

Трудовые договоры должны учитывать особенности осуществления  трудовой деятельности в данной организации. Указание в трудовых договорах доплат, надбавок и прочих поощрительных  выплат является обязательным экономическим  обоснованием включения данных расходов в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения  налога на прибыль. В противном случае, расходы могут быть признаны налоговыми органами экономически необоснованными (п.1 ст. 252, ст. 255 НК РФ).

Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени  на основании ведения табельного учета. Такой контроль заключается  в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев  опозданий и неявок с указанием  их причин, а также часов простоя  и часов сверхурочной работы.

Учет осуществляется в  табеле учета рабочего времени (форма  № Т-13) на предмет соответствия типовой  форме, наличия отметки о причинах неявок на работу или о работе в  режиме неполного рабочего дня, о  работе в сверхурочное время, а также  отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.

2.4. Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен установить:

  • формы и системы оплаты труда, применяемые в организации;
  • наличие локальных нормативных документов;
  • списочный состав работников;
  • порядок организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Аудиторская проверка включает следующие направления:

  1. Проверка правильности начисления заработной платы по расчетно-платежным ведомостям, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом помимо подтверждения основного заработка аудитор должен проверить наличие:
  • оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам;
  • справок-расчетов бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда;
  • приказов руководителя о премировании;
  • заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи.
  1. Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устанавливает при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени.

Все документы по начислению заработной платы проверяются на наличие необходимых форм и видов  документов, соответствие их унифицированным  формам и правильность заполнения, обоснованность начисления заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так  и по общему фонду оплаты труда  за месяц.

  1. Контроль правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется, как правило, выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:
  • проверка наличия документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листки);
  • проверка соблюдения законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
  • документальная проверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (оформление листков временной нетрудоспособности, расчетов отпуска);
  • арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
  1. Проверка удержаний из заработной платы. Такая проверка осуществляется по двум направлениям:
  • проверка обязательных удержаний из заработной платы (начисление налога на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам);
  • проверка удержаний по инициативе работника (профсоюзные взносы; удержания сумм по займам; удержание материального ущерба и т.д.).

При проверке обязательных удержаний из заработной платы аудитор  осуществляет следующие действия.

Устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы с физических лиц.

Налоговые вычеты делятся  на стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Сначала аудитор устанавливает  виды стандартных налоговых вычетов, которые применяются в отношении  того или иного работника. Проверка осуществляется по налоговым карточкам, лицевым счетам, расчетно-платежным ведомостям, расчетным листкам. Аудитор должен установить в обязательном порядке наличие документов, которые дают право работнику на предоставление определенного налогового вычета. К оправдательным документам относятся: заявление работника о предоставлении налогового вычета, копия свидетельства о рождении ребенка, справка о составе семьи, справка с места учебы ребенка, копии документов, удостоверяющих право на применение других стандартных налоговых вычетов. Если при проверке оправдательные документы не представлены, то необходимо сделать вывод о незаконности применения налоговых вычетов.

Аудитор устанавливает, является ли работник штатным работником или  работает по совместительству. Как  правило, при представлении дохода по неосновному месту работы налоговые  вычеты не применяются.

Определяется наличие  других удержаний из заработной платы  и правильность расчета суммы  налога на доходы физических лиц. При  этом стоит помнить, что другие удержания  из дохода работника не уменьшают  налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

Аудитор проверяет суммы  налогооблагаемого дохода, в соответствии с которым работник имеет право  на налоговые вычеты. По налоговым  карточкам, в которых приводится доход нарастающим итогом с начала года, аудитор прослеживает сумму  дохода налогоплательщика.

Аудитор устанавливает своевременность  перечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством  налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения  в банке наличных денежных средств  на выплату дохода, а также дня  перечисления дохода со счетов организации  в банке на счета работников.

Проверка правильности расчета  суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной  ведомости выборочным путем аудитор  осуществляет расчет суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний. Сумма в расчетно-платежной ведомости (расчетных листках) сопоставляется с суммами к выдаче в платежной  ведомости. Для выплаты заработной платы могут оформляться расходные  кассовые ордера. Аудитор должен обратить внимание на порядок документального  оформления платежной ведомости  и на наличие депонированной заработной платы. Заработную плату выдают из кассы  в течение трех дней. По истечении  этого срока кассир против фамилий  работников, не получивших заработную плату, делает пометку «депонировано». Затем составляет реестр депонентов и на титульном листе ведомости  указывает фактически выплаченную  и невыплаченную сумму заработной платы.

Проверка организации  бухгалтерского учета расчетов с  персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сумма начислений заработной платы  по расчетно-платежной ведомости  сопоставляется с журналом-ордером  по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за проверяемый месяц, и подтверждается достоверность  бухгалтерской записи по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 91 «Прочие доходы и расходы» и  другим и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Суммы  удержаний из заработной платы и  выплат доходов работникам подтверждаются проводками по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и  кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и прочим.

Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда