Аудит расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты аудита расчетов по оплате труда
Экономическая сущность заработной платы
Нормативное регулирование расчетов по оплате труда
Цель, задачи и источники проведения аудиторской проверки

Глава 2 Аудит расчетов по оплате труда

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения

2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов с персоналом по заработной плате

2.3 Проведение аудиторской проверки расчетов по оплате труда

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовик аудит.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Необходимо  различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Это покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменения реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Во времена нашей перестройки номинальная заработная плата растет, а реальная в то же самое время падает из-за более быстрого роста цен на товары и услуги.

Заработная  плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам  деятельности и индивидуумам. Частно практикующий врач Петров получает доход  в два раза больший по сравнению с доходом врача Сидорова. В чем причина такой дифференциации заработка? Мы снова вынуждены обратиться к механизму спроса и предложения.

Спрос на труд или на другой любой ресурс зависит от его производительности. В целом, чем выше производительность труда, тем выше спрос на него. А при данном совокупном предложении труда, чем больше спрос, тем выше средний уровень реальной заработной платы. В экономике развитых стран в длительном периоде прослеживается тесная взаимосвязь между реальной почасовой заработной платой и выпуском продукции в трудочас. Реальный доход на одного рабочего может расти приблизительно такими же темпами, что и объем производства на одного рабочего. Спрос на труд в США высок потому, что он высоко продуктивен. А его продуктивность объясняется следующими причинами:

- труд рабочих используется в сочетании с огромным количеством основного капитала;

- американские рабочие имеют дело с большим количеством высококачественных природных ресурсов и богаты пахотной землей;

- уровень технологического процесса в США выше, чем в большинстве стран;

- у американских рабочих выше, чем в других странах, качество труда;

- эффективность и гибкость американской системы управления и другие факторы.

Общий уровень заработной платы в США  выше, чем в большинстве стран мира.

Однако  рост предложения труда может  снижать общий уровень заработной платы. С другой стороны, растущая производительность труда может вести к относительному сокращению спроса на труд. (когда повышение  предложения труда превалирует  над возрастанием спроса на труд).

Определение конкретных ставок заработной платы  зависит от структуры конкретного  рынка труда. На конкурентном рынке  равновесная ставка заработной платы  и уровень занятости будут  определяться на пересечении кривых спроса и предложения труда. Наниматель должен предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Если таковых возможностей нет, то рабочие вынуждены будут согласиться с предложением нанимателя. Предприниматели могут предпочитать выплату низкой заработной платы. Нестандартная мебель по индивидуальному заказу любого размера

Полтора века тому назад многие экономисты полагали, что размеры заработной платы тяготеют к едва достаточному минимуму жизненно необходимых средств  существования, Мальтус открыл закон понижающейся доходности. На основе анализа естественного движения населения и материальных ресурсов он пришел к выводу о неизбежности нарушения равновесия между спросом на блага и их предложением. Маркс обосновал неизбежность образования резервной армии труда и сделал вывод, что безработица понизит заработную плату до уровня самого скудного прожиточного минимума.

Суть  закона заработной платы состоит  в другом. На конкурентном рынке  предприниматели не могут устанавливать  такой уровень заработной платы, какой им больше нравится. До тех пор, пока количество предпринимателей велико, и они не вступают в соглашения между собой, их спрос на любую категорию рабочей силы будет вызывать повышение заработной платы до того уровня, при котором вся предлагаемая в последующий период на рынке рабочая сила будет поглощаться. Рабочие тоже могут добиваться более высоких ставок, но в условиях конкуренции они никогда не получат того, что им хотелось бы.

Во многих важных отраслях современной экономики рынок труда принимает форму двусторонней монополии, при которой сильный профсоюз давит на сильного монополиста-нанимателя. Чтобы поддержать предложение труда на определенном уровне, профсоюзы настаивают на ограничении размеров иммиграции, на сокращении рабочей недели и увеличении числа выходных дней в году, на ограничении использования детского труда, на запрещении использовать женский труд, на некоторых видах работы. И далеко не всегда профсоюзы настаивают на увеличении заработной платы.

Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная оплата труда.

Исходной  формой была повременная заработная плата, при которой размер заработка  определяется в соответствии с отработанным временем. Эта форма преобладала  на начальных этапах развития капитализма и своим истоком имела поденщину. При такой форме необходим был жесткий контроль за ритмом труда со стороны предпринимателя, и стремление получить больше прибыли было связано с удлинением продолжительности рабочего дня.

С переходом  к машинному производству произошло закрепление рабочего за конкретным рабочим местом и появилась возможность измерять количество его труда объемом производимой продукции. На этой основе совершился переход к поштучной или сдельной форме оплаты труда по расценкам за единицу созданной продукции. Теперь необходимость в контроле за напряженностью труда рабочего отпала. В стремлении заработать больше он сам повышает интенсивность труда. Контроль сдвигается в сторону качества производимой продукции. В начале ХХ столетия в промышленности развитых стран сдельная форма оплаты труда становится господствующей. С развитием конвейерного, а затем и полуавтоматизированного производства ритм труда задается системой действующих машин. В этих условиях сдельная заработная плата отрицается самой технологией производства. Резервы роста эффективности производства путем упорядочения трудовых операций отдельного рабочего и лучшей организации рабочего места оказались на грани исчерпания. Применение сдельной оплаты потеряло всякий смысл, произошел возврат к повременной форме.

В современной  экономике развитых государств в  чистом виде повременная форма применяется  лишь на отдельных видах работ, преимущественно  в сфере услуг и мелкотоварном  секторе. Существует множество систем, как правило, учитывающих количество и качество выполняемых рабочим операций. Ставки и оклады сочетаются с различного рода премиальными за высокое качество продукции, экономное расходование материалов, с участием рабочих в распределении прибылей по итогам работы года. В современных системах заработной платы отмечается стремление выразить принцип, что интересы предприятия и трудящихся совпадают, а не противоречат друг другу. Часть доходов рабочий может получать в виде акций на «свое» предприятие.

За долгие годы капиталистический мир выработал многие эффективные системы заработной платы, побуждающие рабочего к труду высокопроизводительному и качественному. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда

     

1Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  1. – трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  2. – иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  3. – указами Президента Российской Федерации;
  4. – постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  5. – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  7. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
  8. Основным законодательным актом, регулирующим отношения между работником и работодателем (в том числе и по оплате труда) является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).
  9. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных актах органов государственной власти, а также в локальных нормативных актах хозяйствующих субъектов и трудовых договорах, должны соответствовать ТК РФ.
  10. Главный основополагающий законодательный документ нашей страны – Конституция Российской Федерации – имеет в своем составе статьи посвященные труду в стране (ст. 34, 37, 39) [1]
  11. Основным сводом законодательных установлений по вопросам организации и оплаты труда являются Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
  12. Основой российского бухгалтерского учета, несомненно, является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» принятый 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2009 года.
  13. В учете с персоналом по оплате труда важно знать Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями от 9 февраля, 24 июля 2009 г.) указан пошаговый расчет пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Введена предельная величина базы, на которую начисляются страховые взносы (415000 руб. в год)
  14. С 01.01.2010 года новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. Эти изменения в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ 
    «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями от 25 ноября 2009 г.) В статье 57 указаны тарифы страховых взносов в 2010 году.
  15. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ 
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями от 25 декабря 2009 г.) необходим для правильного расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
  16. Размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей указан в Федеральном законе от 19.05.1995 года №81-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2009 №213-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  17. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. №375 (в ред. Постановления Правительства от 19.10.2009 года №839) также для правильного расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
  18. В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.99 г. №33н затраты на оплату труда формируют расходы по обычным видам деятельности.
  19. Также порядок учета расчетов отражен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н. Положение конкретизирует закон о бухгалтерском учете, раскрывает содержание его статей бухгалтерской отчетности.
  20. Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 г. №26.
  21. Для исчисления налога на доходы физических лиц бухгалтер использует Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (утв. приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11.2000 г.).
  22. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н (в редакции от 18.09.2006 №115н)
 

1.3Цели, задачи и источники проведения аудиторской проверки

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным  документам с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах, методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в части задолженности по расчетам с подотчетными лицами и персоналом по оплате труда расчетных операций законодательству РФ.

В процессе аудита необходимо проверить соблюдение действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между предприятием и работниками.

Основные  задачи аудита операций по оплате труда:

- оценка  существующей в организации системы  расчетов с персоналом и ее  эффективности;

- оценка  состояния синтетического и аналитического  учета операций по оплате труда  и расчетам с персоналом организации  в проверяемом периоде; 

- оценка  полноты отражения совершенных  операций в бухгалтерском учете; 

- проверка  соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда, по расчетам с внебюджетными фондами.

     Исходя  из целей, которые необходимо достичь  аудитору при проведении проверки расчетов по оплате труда, формируются объекты  аудита (таб. 1.1) 
 

Таблица 1.1

Объекты аудита по оплате труда

Показатели Формы бухгалтерской  отчетности, в которых приведен показатель
Наименование Номер счета,

субсчета

Форма №1 Форма №2 Форма №5
Номер строки Номер графы Номер строки Номер графы Номер строки Номер графы
Расходы на оплату труда 70 624

624

3

4

    620

860

3

3

Расчеты с бюджетом по: 68 626

626

3

6

    230

230

3

6

-подоходному  налогу 68            
-целевому  сбору на содержание правоохранительных  органов  68            
-сборы  на нужды образовательных учреждений 68            
-транспортному  налогу 68            
Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению 69 625 3        
-расчеты  по социальному страхованию 69-1 625 4     810 3
-расчеты  по пенсионному обеспечению 69-2         810

810

4

5

-расчеты  по медицинскому страхованию 69-3         820

820

820

3

4

5

-расчеты  занятости 69-4         830

830

830

840

840

840

3

4

5

3

4

5

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда