Аудит производственно-материальных запасов, их достоверности, как показателя финансовой отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы разработки учетной политики организации.
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета.
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации.
2. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………………..
Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………..
2.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………….
2.3 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета а также рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

- ПБУ 1/2008 "Учетная политика  организации", утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

- Положение по бухгалтерскому  учету и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденное  приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных  запасов", утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

- ПБУ 6/01"Учет основных  средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

- ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

- ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;

- ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных  активов", утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

- ПБУ 15/2008 "Учет расходов  по займам и кредитам", утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

- ПБУ 19/02 "Учет финансовых  вложений", утвержденное приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

- Положение по бухгалтерскому  учету "Учет договоров строительного  подряда". ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций, а также Инструкция  по его применению, утвержденные  приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Указания об объеме  форм бухгалтерской отчетности  и Указами о порядке составления  бухгалтерской отчетности, утвержденные  приказом Минфина РФ от 02 июля 2010 г. № 66н;

- Методические рекомендации  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности, утвержденные  приказом Минфина РФ от 02 июля 2010 г. № 66н. С 1 января 2001 года в документах  налогового законодательства появилась  запись о необходимости формирования  учетной политики для целей  налогообложения.

Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ

С января 2013 г. система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, согласно п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, включает в себя федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. [3]

2.Аудит учётной политики.

2.1. Цель и задачи  аудиторской проверки

Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Также должны учитываться следующие допущения:

– непрерывность деятельности организации;

– имущественная обособленность организации;

– последовательность применения учетной политики;

– временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

– наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

– соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

– последовательность применения учетной политики;

– наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

– полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

– соблюдение учетной политики.

В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики:

1. Организационная и юридическая  документация:

- приказ об учетной политике организации;

- график документооборота;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации;

- рабочий план счетов предприятия.

2. Первичные учетные документы:

перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Учетные регистры бухгалтерского  учета:

- журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета);

- оборотно-сальдовая ведомость;

- главная книга;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Работы при проведении аудита учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1 этап – ознакомительный.

Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:

1. Приказ (распоряжение и  т. п.) об учетной политике проверяемой  организации;

2. Рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

3. Перечень утвержденных  форм первичных документов и  форм документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;

4. Правила документооборота  и технологии обработки учетной  информации;

5. Утвержденные методики  учета отдельных показателей  и другие приложения к приказу  об учетной политике проверяемой  организации;

6. Пояснительная записка, которая раскрывает:

– сведения, относящиеся к учетной политике организации;

– избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

– изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

– дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/2008 порядок принятия учетной политики:

– издание приказа (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/2008). Следует помнить, что вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

– утверждение рабочего плана счетов, форм используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технологии обработки учетной информации, порядока проведения инвентаризации и методов оценки имущества, порядка контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/2008);

– издание приказа о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/2008);

– издание приказа об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/2008).

Исходя из требований п. 16 ПБУ 1/2008 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:

– существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);

– изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;

– разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства РФ, оценены в стоимостном выражении.

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельностью аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.

2 этап – основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка правильности формирования учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ. Аудиторские процедуры состоят из тестирования средств внутреннего контроля и аудиторских процедур по существу.

С этой целью аудитор может провести тестирование представленного приказа (распоряжения) об учетной политике.

Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов ведения бухгалтерского учета:

– вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности;

– описание которых отсутствует в нормативных актах;

– вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

– особенности применения способов учета исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании .Одна из причин таких несоответствий – несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, выступает одним из объектов аудиторской проверки.

С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния, на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики необходимой потребности в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом, должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

Информация о работе Аудит производственно-материальных запасов, их достоверности, как показателя финансовой отчётности