Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:04, курсовая работа
Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы разработки учетной политики организации.
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета.
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации.
2. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………………..
Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………..
2.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………….
2.3 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации.
Заключение
Библиографический список
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.
Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета а также рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.
Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:
- ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;
- Положение по бухгалтерскому
учету и бухгалтерской
- ПБУ 5/01 "Учет материально-
- ПБУ 6/01"Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
- ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
- ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;
- ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;
- ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.
- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н.
Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда". ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;
- План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
- Указания об объеме
форм бухгалтерской отчетности
и Указами о порядке
- Методические рекомендации
о порядке формирования
Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ
С января 2013 г. система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, согласно п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, включает в себя федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. [3]
2.Аудит учётной политики.
2.1. Цель и задачи аудиторской проверки
Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
Также должны учитываться следующие допущения:
– непрерывность деятельности организации;
– имущественная обособленность организации;
– последовательность применения учетной политики;
– временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
– наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
– соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
– последовательность применения учетной политики;
– наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
– полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
– соблюдение учетной политики.
В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики:
1. Организационная и юридическая документация:
- приказ об учетной политике организации;
- график документооборота;
- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
- пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации;
- рабочий план счетов предприятия.
2. Первичные учетные документы:
перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3. Учетные регистры
- журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета);
- оборотно-сальдовая ведомость;
- главная книга;
2.2. Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.
Работы при проведении аудита учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
1 этап – ознакомительный.
Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:
1. Приказ (распоряжение и
т. п.) об учетной политике
2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3. Перечень утвержденных
форм первичных документов и
форм документов для
4. Правила документооборота
и технологии обработки
5. Утвержденные методики
учета отдельных показателей
и другие приложения к приказу
об учетной политике
6. Пояснительная записка, которая раскрывает:
– сведения, относящиеся к учетной политике организации;
– избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
– изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
– дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/2008 порядок принятия учетной политики:
– издание приказа (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/2008). Следует помнить, что вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
– утверждение рабочего плана счетов, форм используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технологии обработки учетной информации, порядока проведения инвентаризации и методов оценки имущества, порядка контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/2008);
– издание приказа о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/2008);
– издание приказа об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/2008).
Исходя из требований п. 16 ПБУ 1/2008 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.
Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:
– существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
– изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
– разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства РФ, оценены в стоимостном выражении.
Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельностью аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.
2 этап – основной.
Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка правильности формирования учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ. Аудиторские процедуры состоят из тестирования средств внутреннего контроля и аудиторских процедур по существу.
С этой целью аудитор может провести тестирование представленного приказа (распоряжения) об учетной политике.
Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.
Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов ведения бухгалтерского учета:
– вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности;
– описание которых отсутствует в нормативных актах;
– вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;
– особенности применения способов учета исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.
Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании .Одна из причин таких несоответствий – несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.
Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, выступает одним из объектов аудиторской проверки.
С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния, на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики необходимой потребности в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом, должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.