Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:04, курсовая работа
Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы разработки учетной политики организации.
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета.
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации.
2. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………………..
Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………..
2.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………….
2.3 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации.
Заключение
Библиографический список
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I »
Кафедра «Бухгалтерский учет»
Дисциплина: «Аудит»
Курсовая работа на тему по теоретической части:
«Аудит
учётной политики».
По практической части:
«Аудит производственно-материальных
запасов, их достоверности, как показателя
финансовой отчётности»
Работу выполнила: студентка
факультета ЭСУ
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы разработки учетной политики организации.
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета.
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации.
2. Сущность аудита организации
бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………
2.2 Этапы аудита организации
бухгалтерского учета и учетной
политики…………………………………………………………
2.3 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации.
Заключение
Библиографический список
Введение.
Вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.
В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.
Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
- сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
- рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
Предметом исследования работы является учетная политика коммерческой организации.
Объектом исследования являются теоретические и методические аспекты функционирования учетной системы организации.
В настоящее время разработка и изменение учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода, так как выбранная учетная политика влияет на величину многих показателей: себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, показателей финансового состояния предприятия. Учетная политика предприятия является важным средством формирования величины основных показателей деятельности предприятия, налогового планирования, ценовой политики.
Актуальность данной работы объясняется тем, что правильность составления учетной политики организации имеет большое значение, так как в значительной мере влияет на достоверность финансовой отчетности, как для самой организации, так и для внешних пользователей.
1. Теоретические
основы разработки учетной
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета.
Общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом дано в ПБУ 1/2008, в Законе "О бухгалтерском учете" №403-ФЗ от 03.12.2011г.
Учетная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь Законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. (ст. 8 Закона №402-ФЗ)
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни (в т. ч. тех, по которым не предусмотрены типичные формы первичных учетных документов), а также формы регистров бухгалтерского учета и документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– способы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за фактами хозяйственной жизни (сделками, событиями, операциями и др).
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Основу бухгалтерского учета составляют принятые допущения и требования, предъявляемые к самому учету. Допущения вытекают из принципов, требования – из правил. Минфин рекомендует и допускает четыре определенных принципа (с.п.5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Первый принцип: имущественная обособленность. Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, а также от активов и обязательств других организаций. Действие принципа имущественной обособленности на практике имеет совершенно определенное влияние на методологию бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской отчетности. В российской учетной практике данный принцип реализуется в правиле, согласно которому в активе баланса отражается только те активы, которые принадлежат предприятию на праве собственности. Активы, находящиеся во владении или владении и пользовании организации, отражаются на забалансовых счетах.
Второй принцип: непрерывность, т.е. предположение, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Основная идея заключается в том, что если при составлении баланса не предполагается возможность закрытия организации, ее активы не должны переоцениваться.
Третий принцип: последовательность. Предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому. Таким образом, однажды выбранные в учетной политике методологические подходы будут сохраняться на протяжении многих лет. При этом предусматривается обеспечение сопоставимости отчетных данных. Но хозяйственная ситуация постоянно меняется во времени и, следовательно, администрация организации должна, подстраиваясь к ней, вносить изменения в свою учетную политику.
Четвертый принцип: временная определенность. Сделки, события в хозяйственной жизни организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Каждая организация должна формировать свою учетную политику в соответствии с этими допущениями. В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
Также необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к учетной политике. В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:
1. Полноту отражения в
бухгалтерском учете всех
2. Своевременное отражение
фактов хозяйственной жизни в
бухгалтерском учете и
3. Большую готовность к
признанию в бухгалтерском
4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
5. Тождество данных
6. Рациональное ведение
бухгалтерского учета, исходя из
условий хозяйствования и
Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – все это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики. Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Учетная политика обеспечивает реализацию элементов метода бухгалтерского учета. Взаимосвязь элементов метода бухгалтерского учета и учетной политики организации отражена на рисунке 1.1.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной жизни.
Все приемы и способы, используемые как метод ведения бухгалтерского учета, взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Рисунок 1.1 – Взаимосвязь элементов метода бухгалтерского учета и учетной политики организации
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете", законы РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и другие.
Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 24.12.2010 N 186н). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, фактов хозяйственной жизни без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (№402-ФЗ).