Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель работы: изучить методику работы аудиторов, способы ведения проверки объектов основных средств, выявление типичных ошибок при учете и движении объектов основных средств.
Введение 3
Общая характеристика предприятия МУ СПО «ФЭК»………………………6
Глава 1 Аудит основных средств 10
1.1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки ………………………………………………………………… ….10
1.2. Понятие аудит и его цели…………………………………………… 10
1.3. Источники информации и основные направления проверки 14
1.4. Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторское заключение 15
1.5.Аудит наличия и сохранности основных средств 20
1.6.Аудит движения основных средств 21
1.7. Аудит начисления износа 25
Глава 2 Аудиторская проверка объектов основных средств 29
2.1. Виды аудиторских проверок 29
2.2 Способы аудиторских проверок 31
2.3 Распространенные ошибки в деятельности предприятий, выявляемые аудиторами 32
Заключение 35
Библиографический список 36
Приложение
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальная стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств формируется на основе цены покупки с учетом фактических расходов, связанных с их приобретением (доставка, монтаж, установка).
В соответствии с этим в учете предприятия следовало сделать следующие записи:
08/60-16000 – акцептован
счет поставщика на
19/60-3200 – 3200 – на сумму НДС, указанную в счете поставщика;
08/60-600 – на стоимость погрузочно-разгрузочно работ;
19/60 – 120 – на сумму
НДС, относящегося к погрузочно
01/08 – 17600 – объект
основных средств веден в
В процессе аудиторской проверки необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств; правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, числящихся на балансе предприятия. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого, следующего за месяцем принятия принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
В ходе аудита важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для этого следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
Проводя проверку начисления
амортизации, аудитор должен обратить
особое внимание на начисление амортизации
по основным средствам, не относящимся
к промышленно-производственным
По всем фактам неправильно начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Пример:
При проверке первичных документов и сопоставлении даты совершения хозяйственной операции с датами их отражения в учете, аудитором установлено, что 25 декабря отчетного года был продан объект основных средств (согласно договору и акту приемки-передачи) стоимостью 60000 руб. Первоначальная стоимость объекта 50000 руб., износ 8000 руб. Расчеты с покупателем не произведены. Эта хозяйственная операция не отражена в учетных документах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Оценить ситуацию и дать рекомендации аудитора.
Ответ:
В данной ситуации необходимо отразить: продажу объекта основных средств, поскольку в декабре была произведена их отгрузка, уплату НДС и налога на прибыль. В учетных регистрах следует сделать записи:
62/91.1-60000 руб. – продан объект основных средств;
91.2/68-10000 – начислен НДС;
91.2/01 – 50000 – списан объект основных средств;
02/01 – 8000 – списана начисленная амортизация;
91.9/99 – 8000 – отражен финансовый результат от продажи.
Таким образом, организацией налогооблагаемая прибыль занижена на 8000 руб., не перечислены НДС – 10000 руб. и налог на прибыль – 8000*24% = 1920 руб., а также завышена налогооблагаемая база налога на имущество, т.к. основное средство не было списано с баланса.
Пример:
При проведении аудиторской проверки установили, что амортизация по основным средствам начислена в течение 2004 года на сумму 67000 руб., амортизация начислялась способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и была сделана проводка:
26/02 – начислена амортизация на объект основных средств – 67000 руб. срок полезного использования данного объекта 10 лет. Первоначальная стоимость 257000 руб.
Оценить размер начисленной амортизации и достоверности ее отражения в учете.
Ответ:
Таблица: Рабочая таблица по начислению амортизации
Характер нарушений |
Нормативный документ, который нарушен |
Расчет амортизации по данным организации |
Расчет амортизации по данным аудитора |
Расчет количественного влияния нарушения на показатели финансовой отчетности |
Наименование показателя финансовой отчетности, на который повлияла ошибка |
Скорректированное значение или предложение аудитора |
Наименование показателей |
Предложение аудитора |
В результате неверного применения метода начисления амортизации (следовало линейный метод, а фактически применили способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования). Завышена сумма начисленной амортизации за 2004г. |
ПБУ 1/98 ПБУ 6/01 Приказ по учетной политике |
Сумма начисленной амортизации за 2004 год 67000 руб. |
Сумма амортизации за 2004 год 64000 руб. |
Излишне начисленная амортизация 3000 руб. |
1. Форма № 1 стр.020 остаточная стоимость основных средств 2. Форма № 2 стр. 020 себестоимость |
1. Уменьшить величину 2.Увеличить остаточную |
1. Декларация по налогу на прибыль: Раздел – «расходы организации» 2. Декларацию по налогу на имущество на 3000 руб. |
1. Внести исправления в 2. Доплатить налог на прибыль в сумме 720 руб. (3000*24%). 3. Досчитать пени 4. Внести уточненный расчет. 5. Внести изменения в декларацию по налогу на имущество |
Глава 2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Виды аудиторских проверок
Существует несколько видов аудиторских проверок, каждая из которых проводится в определенных случаях:
- обязательный аудит;
- инициативный аудит;
- внешний аудит;
- внутренний аудит.
Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ или международными договорами.
Обязательный аудит- ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуальных предпринимателей.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
Инициативный аудит проводится по решению собственников аудируемой организации или других заинтересованных лиц.
Внешний аудит.
Внешние или независимые аудиторы не принимаются на службу теми предприятиями и организациями, которые подвергаются аудиту, а также не могут иметь родственных связей с представителями ее руководства, не участвующие даже косвенно в ее хозяйственной жизни. Они должны в первую очередь подтверждать или опровергать достоверность той финансовой информации, которую эти клиенты представляют инвесторам, кредиторам и другим лицам, давать оценку конечной результативности функционирования проверяемой хозяйственной системы при достижении ею своих целей.
Заказчиками внешнего аудита могут быть:
- государственные органы;
- собственники предприятия
(акционеры, инвесторы,
- банки и другие кредитные учреждения.
Внутренний аудит.
Аудит внутренний-организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Внутренние аудиторы являются служащими тех хозяйственных систем, структурные подразделения которых они проверяют, но работают независимо от них. Внутренний аудит осуществляется самим предприятием, его задачи состоят во внутрихозяйственном контроле за формированием затрат, выявлением отклонений от плановых смет и нормативов, анализе их причин и установлении виновных лиц, поиске резервов финансово-хозяйственной деятельности и обеспечении необходимой информацией руководителей предприятия.
Для проведения внутреннего аудита можно привлекать профессиональных аудиторов со стороны.
2.2. Способы аудиторских проверок
Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого доказательства. Поэтому при проверке учета основных средств он может применять следующие способы получения доказательств:
2.3. Распространенные
ошибки в деятельности
К наиболее характерным ошибкам учета основных средств отнести следующие:
- в учетной политике
предприятия указано, что анали
-Основные средства приходуются не по цене их приобретения.
-При покупке основных
средств у физических лиц не
всегда удерживается
-Неправильная информация о наличии основных средств и об их остатках нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.
-Начисление износа основных средств один раз в квартал.
-Предприятие продолжает начислять износ по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.
-Неправомерное ускоренное
начисление износа основных
-Списание 50 % балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.
-Оприходовании нематериальных
активов не по цене их
-Неправильное определение
срока эксплуатации
-Отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам.
-Неправомерное увеличение
стоимости нематериальных
-Простое хищение средств( основной тип мошенничества).
Зная о таких наиболее распространенных ошибках ведения учета основных средств и нематериальных активов, аудиторы могут быстро и точно проанализировать деятельность предприятия (организации).
Пример:
Предприятием в октябре текущего года получен кредит на приобретение основных средств на два месяца в 120000 руб. под 24% годовых.
Объект введен в эксплуатацию 1 ноября. Проценты банку по условиям договора перечисляются равными платежами не позднее 30-го числа каждого месяца.
Данная ситуация отражена
в бухгалтерском учете
51/66-120000 – получен кредит банка;
08/60-100000 – акцептован
счет поставщика за
19/60-20000 – отражен НДС, выделенный в счете поставщика;
08/66-2400 – начислены проценты за кредит до ввода объекта основных средств в эксплуатацию;
01/08-102400 – объект основных средств введен в эксплуатацию;
26/66-2400 – начислены
проценты за кредит после
Оценить ситуацию и дать рекомендации аудитора.