Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность основных средств и нематериальных активов, привести их классификацию;
• Обозначить методику аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами;
• Осуществить проверку правильности документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах движения основных средств;
• Осуществить проверку правильности начисления и отражения в учете сумм износа;
• Выявить результаты аудиторской проверки основных средств и нематериальных активов;
• Определить пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов на предприятии;

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы аудита операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………5
1.1 Понятие основных средств и нематериальных активов………………………………….5
1.2 Методика аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………9
Глава 2 Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами на примере ЗАО «Ромашка»……………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика ЗАО «Ромашка»…………………………………………………17
2.2 Аудиторская проверка основных средств…………………………………………….….19
2.3 Аудит операций с нематериальными активами……………………………………….....25
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета…………………………………....28
3.1 Результаты аудиторской проверки…………………………………….………………….28
3.2 Пути совершенствования бухгалтерского учета на предприятии в 2008 г………….....30
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая - копия1.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     2.3 Аудит операций  с нематериальными  активами 

     Цель  аудита нематериальных активов - подтвердить  соответствие существующего в организации  порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Для достижения данной цели аудитору необходимо:

     • составить план аудита нематериальных активов;

     • оценить систему внутреннего  контроля аудируемого лица;

     • разработать программу аудиторских  процедур;

     • определить методы проверки.

     Содержание  общего плана и программы аудита приведены в таблице 2.3. (см. приложение В).

     Вопросник для оценки внутреннего контроля нематериальных активов и учета соответствующих хозяйственных операций представлен в таблице 2.4. (см. приложение Г).

     Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям  по учету нематериальных активов. Аудитор выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и составляется с учетом оценки системы внутреннего контроля.

     Для определения объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о нематериальных ивах, рассмотрим состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.

     При анализе системы внутреннего  контроля особое внимание уделяется  следующему:

     • определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

     • создана ли комиссия по приемке нематериальных активов;

     • проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

     Для получения ответов на эти вопросы  проведем тестирование, по итогам которого определим, как относится на практике администрация к организации учета и обеспечению сохранности и эффективной эксплуатации нематериальных активов на предприятии.

     Проверку  бухгалтерского учета нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» целесообразно начать с аудита документооборота, с целью подтверждения наличия всех необходимых реквизитов, достоверности арифметических расчетов и соответствия осуществляемых операций действующему законодательству.

     НМА поступают в организацию:

     •    за плату;

     •    в счет вклада в уставный капитал;

     •    на безвозмездной основе;

     • создание НМА собственными силами или  с привлечением сторонних исполнителей.

     При проверке документации поступления  нематериальных активов в ЗАО «Ромашка» нарушений по оформлению выявлено не было.

     Далее проверим сохранность объектов основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка».

     Проверку  сохранности основных средств начнем с инвентаризации.

     Приказом  руководителя ЗАО «Ромашка» была создана инвентаризационная комиссия в составе аудитора, бухгалтера и инженера.

     В ЗАО «Ромашка» инвентаризации нематериальных активов проводятся только в конце года инвентаризационной комиссией, назначенной руководителем.

     При инвентаризации нематериальных активов  проконтролируем правильность и  своевременность их отражения в  балансе, а также проверим, относятся ли они к нематериальным.

     При инвентаризации НМА проверим наличие  документов, подтверждающих исключительное право организации на использование  этих активов. Если таких документов нет, объект не относится к нематериальным активам. На предприятии по всем НМА ведутся инвентарные карточки.

     По  итогам проверки выявлено, что организация  обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими исключительное право организации на использование всех НМА.

     На  предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия сохранности НМА.

     Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные  лица, отвечающие за сохранность НМА. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

     Во-вторых, на предприятии применяются пароли, ключи доступа по используемому программному обеспечению.

     В состав материально-ответственных  лиц входят:

     1. Михайлов А.Н.- программист.

     2. Антонов И.К.- программист.

     На  предприятии установлена классификация  НМА на соответствующие группы. Все  объекты НМА приходуются и  принимаются к использованию своевременно.

     Синтетический учет НМА осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным ценностям». Синтетический учет при журнально-ордерной форме ведется в журналах-ордерах 10, 13 и в ведомости учета НМА №17. Аналитический учет ведется пообъектно. Данные аналитического и синтетического учета НМА сверяются в конце года.

     Начисление  амортизации для целей бухгалтерского учета производится линейным способом исходя из норм амортизации, определенных на основе срока полезного использования НМА.

     Во  всех расчетно-платежных документах НДС выделяется отдельной строкой. 

 

Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ЗАО «Ромашка» 

3.1 Результаты аудиторской проверки 

     При планировании и проведении аудита основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка» для определения объема работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности учета и отчетности, было рассмотрено состояние внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на данном предприятии. В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на предприятии ЗАО «Ромашка» масштабам и характеру его деятельности.

     По  результатам проверки подтвердилось  соответствие регистров синтетического и аналитического учета движения основных средств ЗАО «Ромашка», что соответствует требованиям п. 46-54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

     Аудиторская проверка показала, что поступление, выбытие основных средств в ЗАО «Ромашка» является законным и целесообразным.

     При выборочной инвентаризации основных средств  ЗАО «Ромашка» было выявлено соответствие их фактического наличия бухгалтерским остаткам. Однако в нарушение требований п.7 ст. 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н), на отдельные объекты основных средств не нанесен инвентарный номер.

     Также в ходе проверки выяснили, что по учету основных средств ведутся инвентарные карточки, однако они имеются не на все объекты.

     Основные  средства предприятия не застрахованы, однако на предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия для сохранности ОС. Приказы и договора, заключенные с материально-ответственными лицами предприятия отвечают установленным требованиям.

     В результате проверки пришли к выводу, что ЗАО «Ромашка» определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства от 1.01.02 г. № 1.

     Начисление  амортизации по вновь поступившим  объектам основных средств начинается с месяца, следующего за месяцем  поступления объекта, что соответствует требованиям п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

     Начисление  амортизации по выбывшим и самортизированным  объектам основных средств, прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта, что соответствует требованиям п. 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

     По  мнению аудитора, регистры аналитического и синтетического учета основных средств, бухгалтерская отчетность ЗАО «Ромашка» подготовлены таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение информации об основных средствах по состоянию на 01.01.2010 г.

     По  результатам проверки нематериальных активов установили, что по документации поступления нематериальных активов  в ЗАО «Ромашка» нарушений по оформлению выявлено не было.

     По  итогам проверки выявлено, что организация  обладает всеми необходимыми документами, подтверждающими исключительное право организации на использование всех НМА.

     На  предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия сохранности НМА.

     Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность НМА. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

     Во-вторых, на предприятии применяются пароли, ключи доступа по используемому  программному обеспечению.

     На  предприятии установлена классификация  НМА на соответствующие группы. Все  объекты НМА приходуются и  принимаются к использованию  своевременно.

     На  предприятии ЗАО «Ромашка» как показала проверка, некоторые объекты основных средств не используются в производстве. Было принято решение о продаже этих основных средств.

     Таким образом, мы рассчитаем экономическую эффективность, полученную в результате продажи (см. таблицу 2.5). 

     Таблица 2.5 - Расчет экономической эффективности

Наименование основного средства Остаточная  стоимость Плановая цена реализации Экономический эффект
1. Станок токарный 18 400 21 300 2 900
2. Станок токарно-винторезный 22 000 26 450 4 450
3. Конвейер для сварки 23 420 29 700 6 280
Итого 63 820 77 450 13 630
 

     Из  таблицы видим, что в результате продажи основных средств, которые на предприятии ЗАО «Ромашка» простаивают по причине смены технологии производства, другому заводу, экономический эффект составит 13 630 рублей. 

    1.   Пути совершенствования бухгалтерского учета на предприятии в 2010 году
 

     При написании курсовой работы были рассмотрены  главные направления аудита основных средств и нематериальных активов, его целесообразность.

     Главным условием эффективности аудита на предприятии  является четкое определение задач  и постановка целей, а также выбор стратегии консультирования в вопросах финансового, налогового, банковского и другого хозяйственного законодательства.

     Высокая квалификация и профессионализм  руководителей предприятия, компетентность в вопросах маркетинга и в сфере услуг предоставляемых аудиторами, а также сотрудничество с ними являются благоприятными факторами для роста предприятия и отрасли в целом.

     Для успешного своего развития предприятия  должны начать консультироваться с  аудиторскими фирмами, либо иметь квалифицированный персонал для исполнения ревизионных заданий.

     Предприятию нужны аудиторы, знающие особенности  производства, которые могли бы практически  помочь заводу организовать учет, составить  необходимую отчетность, дать конкретные рекомендации повышения экономической устойчивости, проконсультировать по разным вопросам деятельности предприятия, прежде всего по экономическим и вопросам налогообложения. Помощь аудитора полезна всем подразделениям предприятия. Бухгалтеру и финансисту она помогает вовремя исправить все ошибки, быть готовым к любой финансовой проверке. Руководителю аудит необходим как инструмент объективного контроля за бухгалтерской и финансовой службами.

Информация о работе Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами