Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность основных средств и нематериальных активов, привести их классификацию;
• Обозначить методику аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами;
• Осуществить проверку правильности документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах движения основных средств;
• Осуществить проверку правильности начисления и отражения в учете сумм износа;
• Выявить результаты аудиторской проверки основных средств и нематериальных активов;
• Определить пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов на предприятии;
Введение
Глава 1 Теоретические основы аудита операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………5
1.1 Понятие основных средств и нематериальных активов………………………………….5
1.2 Методика аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами……………………………………………………………………9
Глава 2 Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами на примере ЗАО «Ромашка»……………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика ЗАО «Ромашка»…………………………………………………17
2.2 Аудиторская проверка основных средств…………………………………………….….19
2.3 Аудит операций с нематериальными активами……………………………………….....25
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета…………………………………....28
3.1 Результаты аудиторской проверки…………………………………….………………….28
3.2 Пути совершенствования бухгалтерского учета на предприятии в 2008 г………….....30
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Целью
проверки будет являться: контроль операций
с основными средствами и нематериальными
активам; проверка соблюдения экономическим
субъектом установленного порядка учета
и списания основных средств и нематериальных
активов; начисления износа; обоснованность
расход на ремонт основных средств; правильность
отражения в учете и отчетности данных
о наличии и движении основных средств
и нематериальных активов.
Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
Проверка наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:
• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;
• оформлены ли договоры купли - продажи ОС;
• оформлены ли протоколы договорной цены;
• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;
• правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.
Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение их инвентаризации.
Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Для
целей более глубоко
Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.
Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. Поданным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».
Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.
Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте.
Документальное
подтверждение хозяйственных
По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Также в процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств.
Проверка учета движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие:
• приобретение за плату у поставщиков;
• безвозмездное поступление;
• учредительные взносы в уставный капитал;
• выкуп арендованных основных средств;
• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.
Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.
Причины выбытия основных средств на предприятии:
Для
определения негодности основных средств
на предприятии создается
Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:
• неточное исчисление амортизации;
• искажение сумм исчисляемых налогов;
• неправильное отражение основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:
• при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть предложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
• при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа цены приобретения;
• при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка-перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
• при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
• объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;
• объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001;
• при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны, за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы);
• для определения непригодности основных средств, невозможности и неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
• если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
• все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Эта операция отражается записью в бухгалтерском учете (Д 10 К 01)
Проверка расчетов по начислению амортизации.
В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
По объекту основных средств амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полито погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учёта в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Прекращаются амортизационные отчисления по объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.
Отражаются амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм на отдельном счете.
В
настоящее время могут
1. Способ уменьшаемого остатка.
2.
Способ списания стоимости по
сумме чисел лет срока
3.
Способ списания стоимости
В течении отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.
Проводя
проверку начисления амортизации, аудитор
должен обратить внимание на начисление
амортизации по основным средствам,
не относящимся к промышленно-
Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ: не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
При контроле начисления амортизации необходимо учитывать, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. При проверке начисления амортизации основных средств следует проверить, как начисляется амортизация по видам и амортизационным группам в целях налогообложения в соответствии со ст.257 и 258 НК РФ.
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести информацию о них до сведения клиента, предложить их исправить и внести необходимые коррективы в регистры и отчетные формы.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Информация о работе Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами