Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методики аудит движения денежных средств в ООО «Караван», а так же разработка направлений совершенствования учета операций с денежными средствами.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы аудита денежных средств…………………… 5
1.1 Цели и задачи, информационная база аудита кассовых операций…. 5
1.2. Цели и задачи, информационная база аудита операций на расчётном счёте………………………………………………………………………………. 8
1.3. Цели и задачи, информационная база аудита операций на валютном счёте………………………………….................................................................. 12
1.4 Проверка операций с депозитами…………..………………………… 15
Глава 2. Аудит денежных средств в ООО «Караван»…………………… 21
2.1. Методика аудита наличных денежных средств……………………...21
2.2. Методика аудита операций на расчётном счёте……………………. 25
2.3. Выводы по результатам аудита……………………….……………… 27
Заключение……………………………………………………………………… 30
Библиографический список……………………………………………………..32
- лицевые счета клиентов по депозитным операция;
- депозитные договоры;
- ведомости начисленных процентов;
- ежедневные балансы, отчетность банка по выполнению экономических нормативов, отчетность по средневзвешенным процентным ставкам за отчетный месяц по всем привлеченным ресурсам;
- налоговая декларация по налогу на прибыль;
- отчет о прибылях и убытках по символам уплаченных процентов по привлеченным средствам, по видам клиентов.
Кроме того, может быть запрошена информация о лицевых счетах по учету причитающихся к выплате процентов, но не выплаченных по следующим основаниям:
- ненаступление срока выплаты процентов по условиям депозитного договора;
- отсутствие денег на корреспондентском счете банка.
На основе результатов оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля депозитных операций строится аудиторская выборка, определяется минимальный объем документов, отбираемых в выборку.
Важным является проведение аналитических процедур для анализа депозитной базы банка, по результатам которого можно определить периоды существенных изменений в структуре депозитной базы. Для этого берутся балансы по счетам второго порядка на каждую отчетную дату - первое число каждого месяца. Составляется ряд, отражающий структуру депозитного портфеля. На основе анализа динамики структуры депозитной базы определяются критерии отбора депозитных дел в выборку:
- по видам клиентов (отбираются дела по каждому счету второго порядка), при этом учитываются как отдельные критерии срок депозита и лицо, размещающее средства на депозит;
- по суммам депозита (определяются самый крупный и средний депозиты, отбираются наиболее крупные вклады, при этом может быть использован показатель уровня существенности).
Законность совершения депозитных операций означает соответствие лицензии банка и выполнение предписаний Банка России в части ограничений на привлечение средств в депозиты, в том числе и по структурным подразделениям банка.
Для проверки законности выделяются группы рублевых депозитов, депозитов в иностранной валюте и в драгоценных металлах. Проверяется соблюдение законодательства в части выполнения порядка совершения депозитных операций по счетам юридических лиц, соблюдение ограничений, установленных законодательством. Анализируется достаточность внутренних распорядительных документов по организации депозитных операций. Проверка внутренних регламентирующих документов производится на основе их сплошного изучения. Оценивается законность выдачи средств с вкладов наследникам на достойные похороны, определенная нормой ст. 1174 ГК РФ, рассматриваются тексты депозитных договоров на предмет наличия условий, противоречащих нормам законодательства (например, возможность применения штрафных санкций по отношению к клиенту за нарушение условий хранения средств).
При проверке правильности открытия и ведения депозитных счетов исследуются:
- присвоение номера счета в зависимости от срока депозита и вида вкладчика;
- глубина аналитического учета, предусмотренная учетной политикой банка для формирования информации по анализу депозитной базы;
- отражение одноименных депозитов по аналитическим признакам на счетах аналитического учета;
- переоформление депозитных договоров по юридическим и физическим лицам, межбанковских депозитов;
- бухгалтерские корреспонденции;
- своевременность внесения изменений, обусловленных законодательством.
Соответствие отраженных на счетах депозитных операций утвержденному порядку означает согласование сведений о виде, сроках и сумме депозита, условиях начисления и выплате процентов, указанных в депозитных договорах, с документом, утвердившим порядок открытия и ведения этого вида депозита.
Проверка достаточности и полноты наличия первичных учетных документов производится на основе изучения формальных признаков в депозитном договоре, платежном документе по приему/выдаче денежных средств, соблюдения единообразия оформления депозитных операций.
В качестве особого вида депозита рассматриваются счета до востребования, и обращается особое внимание на достаточность документации на списание денежных средств с вклада клиента (проверка оснований для списания), в том числе по доверенности. Проверяется оформление операций без открытия счетов (прием и перечисление по заявлению клиента).
Проверка точности начисления процентов включает установление методом пересчета правильности начисления процентов по отдельным видам вкладов. Проверяется алгоритм расчета процентов. Для получения доказательств отсутствия ошибок выбираются два периода начисления процентов, в течение которых работали разные исполнители по одному и тому же виду вкладов. Способ отражения процентов в учете проверяется на соответствие утвержденному учетной политикой. Такую проверку осуществляют по вкладам, начало и окончание которых приходятся на один период. Затем проводится сравнение с аналогичными вкладами, по которым начало и окончание приходятся на разные периоды.
Проверка правильности и своевременности исчисления налога на доходы физических лиц включает рассмотрение вкладов с высоким уровнем процентов, начисление которых выше ставки рефинансирования Банка России за весь проверяемый период. Применяется аналитическая процедура, с помощью которой выписываются последовательно все ставки привлечения по всем видам депозитов, установленных регламентными документами банка. Эти ставки сопоставляются со ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в проверяемом периоде.
Для оценки своевременности выполнения функций налогового агента проверяются даты соответствующих бухгалтерских записей по удержанию суммы налога и перечислению в бюджет, а также дата выплаты дохода.
Оценивается целесообразность наличия вкладов, по которым имеются высокие обязательства по процентным ставкам, требующие налоговой отчетности. Оцениваются риски произведения перерасчета налоговых обязательств в связи с расторжением вкладов по инициативе вкладчика и отсутствием у банка обязательств налогового агента. Производится оценка трудозатрат банка по ведению учета по таким вкладам и их роль в ресурсном обеспечении банка.
Программа аудита считается выполненной после документирования результатов проверки всех операций и оценки достаточности полученных аудиторских доказательств для выражения мнения аудитора. В аудиторское заключение могут быть вынесены обстоятельства, связанные с нарушением законности совершения операций, неверным отражением по счетам аналитического учета операций по депозитам. Такие обстоятельства являются основанием для подготовки модифицированного аудиторского заключения. При этом аудитор обязан сообщить руководству банка до оформления аудиторского заключения все обстоятельства, модифицирующие заключение, и получить дополнительные разъяснения для полного понимания причин возникновения этих обстоятельств.
В следующей части работы рассмотрим аудит операций с денежными средствами в кассе и на расчетном счете в исследуемой организации.
2. Аудит денежных средств в ООО «Караван»
2.1. Методика аудита наличных денежных средств
Прежде чем приступить к проверке кассовых операций аудитору необходимо составить и утвердить план и программу проведения аудита. Общий план аудита кассовых операций в ООО «Караван» представлен в таблице 2.1.)
Таблица 2.1
Общий план аудита кассовых операций в ООО «Караван»
Этап проверки | Наименование этапа проверки | Задачи аудитора на данном этапе проверки |
1 | 2 | 3 |
I | Изучение организационных документов и учетной политики | Определить особенности организации учета в ООО «Караван» |
II | Аудит кассовых операций | - аналитические процедуры; - сбор аудиторских доказательств; -оформление рабочих документов. |
III | Заключительный этап аудита | - обобщение и оценка результатов аудита; - документальное оформление результатов аудита.
|
На основе имеющихся данных составим программу аудита кассовых операций в ООО «Караван» в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Программа аудита кассовых операций в ООО «Караван»
№ п/п | Направление проверки | Проверяемые совокупности | Процедуры проверки | Способ проверки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Инвентаризация кассы
| Кассовые отчеты, документы по операциям последнего дня, расписка кассира | Фактическая проверка денежных средств в кассе, проверка документов | Сплошной |
2. | Проверка условий хранения денежных средств | Договор о страховании, расчет лимита кассы | Фактический контроль (осмотр). Документальный контроль (проверка расчета лимита кассы) | Сплошной |
3. | Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
| Кассовые отчеты, кассовая книга, объявления на взнос наличными | Проверка документов, арифметический пересчет | Сплошной |
4. | Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств
| Чеки банка, корешки чеков, кассовая книга кассовые отчеты | Сверка записей в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции. Сверка идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). | Выборочный |
5. | Проверка расходования наличных денег из кассы
| Платежные, расчетно-платежные ведомости бухгалтер | Документальная проверка | Выборочный |
6. | Проверка синтетического и аналитического учета по счету 50 «Касса» | Первичные документы, кассовая книга, журнал – ордер по кредиту счета 50, Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств | Документальная проверка | Выборочный |
На основании предлагаемой программы в ходе аудита выявлено следующее.
Ежедневно до начала рабочего дня (до начала продаж) старший кассир производит сбор данных с касс для заполнения журнала кассира-операциониста.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами (Приложение 1, Приложение 2). Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные - руководитель организации и главный бухгалтер. Заработную плату, премии, пособия по временной нетрудоспособности выдают из кассы по платежным и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером.
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (Приложение 3).
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу (Приложение 4), которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу на 2-х листах. Один лист отрывают, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром по каждому ордеру, сначала все приходные, затем все расходные. Потом выводится остаток денег в кассе, отрывной лист кассовой книги с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию в качестве отчета. Учет кассовых операций в магазине «Караван» ведется на счете 50 «Касса». По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
В конце рабочего дня старший кассир сдает все подготовленные за день отчеты бухгалтеру, который их обрабатывает.
После закрытия магазина старшему кассиру передают акты и необходимые документы по расчету выручки, на основании которых составляется сводный отчет. Полученные в виде торговой выручки в кассу средства должны быть зачислены на счет организации. Для этого денежные средства сдаются инкассаторам. Данные средства еще не зачисленные по назначению, учитывают на счете 57 «Переводы в пути». Операцию по передаче выручки инкассаторы оформляют с помощью препроводительной ведомости составляемой в трех экземплярах. Первый экземпляр препроводительной ведомости, оформленный в установленном порядке, кассир вкладывает в денежную сумку с уложенными туда подобранными деньгами, после чего пломбирует ее. Кассир, обозначив в соответствующем журнале регистрации сданную сумму выручки и номер сумки, дает его на подпись инкассатору, который вместе с тем фиксирует дату и время приема средств. Третий экземпляр остается у кассира и подкалывается к документам дня. В конце месяца все операции по счету 50 сводятся в оборотную ведомость.