Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:44, контрольная работа
Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности обязаны хранить наличные денежные средства в учреждениях банков. При этом предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими юридическими лицами, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Введение 2
Назначение аудита кассы. 3
Нормативная база. 3
Действия аудитора: 4
Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций 4
Программа проведения проверки кассовых операций. 5
Аудиторская проверка кассовых операций. 5
Инвентаризация кассы 7
Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе 8
Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств 9
Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами 10
Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин 16
Оформление отчета по результатам проведения проверки 17
Заключение. 18
Список используемой литературы. 19
В случае выявления расхождений следует заполнить следующую таблицу по соответствующей форме (см. табл. 7).
Таблица 7 Реестр возврата и оприходования не израсходованных остатков подотчетных сумм
Авансовый отчет |
ПКО |
Отклонение |
Журнал-ордер | ||||||
№ |
Дата |
сумма |
номер |
Дата |
сумма возвр |
ФИО |
Сумма возврата |
Сумма остатка |
Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).
Часто на предприятиях используются бланки расходных кассовых ордеров, объединенных с заявлением на выдачу денег на оборотной стороне. Если срок, на который выдаются деньги, установлен, то аудитор сверяет эту дату с датой составления авансового отчета и датой приходного ордера. Необходимо помнить, что в случае несвоевременной сдачи авансового отчета и невозврата остатка денежных средств эта сумма присоединяется к основному заработку и облагается подоходным налогом.
Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.
Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Не отражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.
Признаками подлога могут
Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или исправления не допускаются.
Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога является внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы и с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), периода, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.
Если в расчетно-платежной
Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:
Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.
При наличии расхождений между документами следует составить таблицу по прилагаемой форме (см. табл. 8).
Таблица 8 Ведомость расхождений между платежными ведомостями и реестром депонированных сумм
Ведомость |
Реестр депонированных сумм |
Отклонение (+,-) | |||||||||
номер |
дата |
ФИО |
Сумма записи |
номер |
ФИО |
За какой период |
Номер ведомости |
сумма |
Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, которые следует исключить в учетной практике.
Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите кассовых операций.
Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:
Все организации обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ).
Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ3:
- оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности;
- реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-журнальных киосках;
- реализующие ценные бумаги;
- реализующие лотерейные билеты;
- торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.
Организации, использующие ККМ для
учета выручки, ведут книгу кассира-
Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.
Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:
на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ;
на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
При обнаружении расчетов с населением без применения ККМ целесообразно занести эти данные в таблицу 9.
Таблица 9 Реестр операций не пробитых на ККМ
Номер и дата ПКО |
Сумма, руб. |
От кого |
Основание |
По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.
Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.
Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе» бухгалтерского баланса.
В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Результатом аудиторской проверки
операций является установление соответствия
применяемой в организации
В работе я предложил приблизительную программу проведения аудиторской проверки кассовых операций в рублях.
На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами.
В начале проверки следует оценить
эффективность внутреннего
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает в себя следующие вопросы:
проверку соблюдения, установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведения кассовых операций;
проверку законности и своевременности расчетов наличными и безналичными денежными средствами (в рублях и в валюте);
проверку денежных документов по существу;
проверку бухгалтерского учета денежного оборота организации;
проверку достоверности