Аудит кассовых операций в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:26, реферат

Краткое описание

Целью аудита является:
- проверка соблюдения банком законодательства в сфере хранения,
ведения и учета операций с денежной наличностью;
- выявление недостатков в организации кассовой работы;
- выдача рекомендаций по ее улучшению.

Оглавление

Введение 3
1. Цели и задачи аудита кассовых операций 5
2. Проверка хранения и учета ценностей и документов в денежном хранилище 8
3. Аудит операций по поступлению средств 11
4. Аудит операций по выдачам средств 14
5. Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита кассовых операций 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

реферат по учету в банках.docx

— 110.35 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФБГОУ ВПО «Сыктывкарский Государственный Университет»

Финансово-экономический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Аудит кассовых операций»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 435 гр.

Яйцева Е.И.

Проверила: Миновская В.В.

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

Оглавление

Введение 3

1. Цели и задачи аудита кассовых операций 5

2.  Проверка  хранения и учета ценностей   и документов в денежном хранилище 8

3. Аудит операций  по поступлению средств 11

4. Аудит операций  по выдачам средств 14

5. Типичные  ошибки, выявляемые в ходе  аудита  кассовых операций 17

Список использованных источников 19

 

 

 

Введение

Одним из значимых в настоящее  время, а также перспективных  и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль — аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими  свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика — клиента (проверяемого субъекта), в отдельных  случаях — за счет бюджетных средств.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной  деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать  как наличную, так и безналичную  форму.

Выбор клиентом коммерческого  банка для кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению  высокого качества оказания расчетных  услуг, которые должны выполняться  своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по кассовому  обслуживанию регулярны, то в зависимости  от качества работы банка клиенты  принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных  банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.

На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг  отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать  систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать  методы и инструменты в области  расчетно-кассового обслуживания юридических  лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания  бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране. 

Учёт кассовых операций в  коммерческом банке имеет существенные особенности – по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской  и другой учётной документации, ну и, конечно, по основным бухгалтерским  проводкам.

Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю над совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных хозяйственных ситуаций неизбежно приведёт к конфликту не только с налоговыми органами, но и с партнерами по бизнесу или своими работниками. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов организация бывает вынуждена доказывать факт осуществления тех или иных финансово – хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерских и налоговых отчётах с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, что в ряде случаев вызывает большие затруднения.

Эффективность руководства  деятельностью коммерческого банка  полностью зависит от способности  вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную  экономическую информацию. Далеко не у всех коммерческих банков организация  учетного процесса кассовых операций совершенна.

Вышеизложенные факты  подтверждают актуальность данной темы.

 

1. Цели и задачи аудита кассовых операций

Целью аудита является: 

- проверка соблюдения  банком законодательства в сфере  хранения, ведения и учета операций  с денежной наличностью; 

- выявление недостатков  в организации кассовой работы;

- выдача рекомендаций  по ее улучшению. 

Аудит кассовых операций имеет  свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе  является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых  в ходе работы аудитора.

Нормативными правовыми  документами, определяющими порядок  ведения кассовых операций, являются:

1. Федеральный закон «О  банках и банковской деятельности»  №395-1 от 02.12 1990 (ред. от 02.11.2007). 

2.  Федеральный закон   «О Центральном банке РФ»   №317-ФЗ от 30.12.2008.

3. Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» №307-ФЗ  от 30.12.2008.

4.  Положение ЦБ РФ  «О правилах ведения бухгалтерского  учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» №302-П от 26.03. 2007.

5. Положение ЦБ РФ «О  порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»  №56  от 25.03.1997.

6. Положение ЦБ РФ «О  правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»  №14-П от 05.01.1998.

7. Письмо ЦБ РФ «О  порядке ведения кассовых операций»  №29-1-2-6/5239 от 29.08.2008 и др.

Аудит включает такие моменты, как:

1) оценка технической  укрепленности денежного хранилища  и кассы; 

2) проверка учета ценностей  и документов в денежном хранилище; 

3) документарная проверка  кассовых операций;

4) сверка синтетического  и аналитического учета; 

5) проверка правильности  осуществления расчетов наличными  деньгами. 

Аудитор должен проверить  строгое соблюдение правил документооборота кассовых операций, в соответствии с которыми наличные деньги выдаются из кассы только после списания сумм с расчетного счета клиента, а зачисление денег на счет клиента производится после получения их кассой.

Следует иметь в виду,  что в отличие от безналичных  денег,  представляющих из себя обязательства  коммерческого банка, наличные деньги являются обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.

Интересы ЦБ РФ по поддержанию  устойчивости денежного обращения  и интересы отдельных коммерческих банков, заключающиеся в получении прибыли, могут не совпадать. Некоторые банки идут на нарушение правил ведения кассовых операций,  если в результате они могут получить дополнительную прибыль.

От аудиторской фирмы  требуется особое внимание при проверке ведения кассовых операций и кассовой дисциплины, учета и оформления операций.

Большое место в аудите банков занимают ревизии кассы и  кассовых операций. Главной особенностью проверки кассы является её внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг  и бланков строгой отчётности, находящиеся в кассе, в присутствии  главного бухгалтера и кассира. Полный пересчёт денег обязателен. После  пересчёта денег составляется акт  о сумме наличных и их соответствие кассовому журналу, а также бухгалтерскому учёту. Проверяется полнота оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка. В кассовых документах не допускается никаких подчисток.

Аудитор также должен удостовериться в следующем:

- обслуживается ли клиентура  одним кассиром или несколькими; 

-  работает ли кассир  только в проверяемом банке  или совмещает свои обязанности с другими;

- имеется ли обязательство  кассира о материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций.

Не является целью внешнего аудита определение лиц,  виноватых  в выявленных нарушениях.  Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения.

Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов, аудиторы составляют только аудиторское  заключение.

Особенностью аудита кассы  является то, что он ни в коем случае не должен нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение операционного дня не может находиться в помещении операционной кассы, поэтому вопросы, возникающие в ходе проверки, выясняются после операционного дня.

Кроме выявленных нарушений  аудиторы дают рекомендации по улучшению работы.

 

2. Проверка хранения и учета ценностей и документов в денежном хранилище.

О времени проведения такой  проверки следует договориться с  руководством банка заранее. Лучше  приурочить ее к утру операционного  дня, когда деньги из хранилищ передаются в расходные кассы банка, и проверку наличия ценностей осуществляют сами работники банка.

Аудитору следует оценить  техническую укрепленность хранилища (оно должно иметь капитальные стены, сейфы, сигнализацию и т. д.). К сожалению, не во всех банках кассовые помещения изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу.

В кладовой должны храниться:  денежные билеты, монеты,  валюта, документы  в валюте,  драгоценные металлы,  бланки строгой отчетности, ценные бумаги.

Не должны храниться вещи и ценности работников банка. Каждый шкаф, стеллаж должен быть закрыт на ключ заведующим кассой. Разрешается денежную наличность,  подготовленную кассирами для совершения на следующий день расходных операций, хранить в тележках; в этом случае тележки должны быть закрыты на ключ и опломбированы.

Денежное хранилище должно быть закрыто не менее чем на три ключа и опечатано печатями трех должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей  (руководитель,  главный бухгалтер,  заведующий  кассой).

При открытии хранилища аудитор  вместе с лицами, ответственными за сохранность ценностей,  и в присутствии представителей охраны должен проверить, не повреждены ли двери, замки, печати.

Прием и выдачу наличности и ценностей из хранилища могут осуществлять только на основе соответствующих распоряжений.

Для учета ценностей, помещенных в хранилище, заведующим кассой ведутся кассовые книги. В них указываются суммы остатков отдельных видов ценностей, а по счету «Касса» − обороты по расходу и приходу.

Аудитор вместе с ответственными лицами проверяет фактическое наличие денег; при этом денежные билеты пересчитываются по пачкам, а монеты − по мешкам. Если встречается пачка или мешок с поврежденной упаковкой или неправильно оформленным ярлыком, то аудитор может пересчитать эту пачку полистно, а монету − поштучно.

После проверки фактического наличия денег сверяется, совпадает  ли их остаток с записями в книге учета ценностей и данными бухгалтерского учета. Следует обратить внимание на наличие трех подписей в книге учета ценностей. Аудитор должен проверить,  все ли подлежащие хранению ценности,  книги и документы действительно находились в хранилище.

Аудитор смотрит, правильно  ли вывозятся деньги из хранилища  в операционные кассы; они должны непосредственно перевозиться из кладовой в помещение кассы, минуя их провоз по другим помещениям.

Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, производилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассирами и есть ли на них расписка главного бухгалтера или  его заместителя, имелись ли случаи подписки руководителем или главным  бухгалтером незаполненных чеков  и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег  в банке. Обращается внимание на наличие  журнала регистрации приходных  и расходных кассовых ордеров, а  также кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и  опечатана сургучной печатью, а  все листы заверены подписями  руководителя и главного бухгалтера.

Следует иметь в виду, что в кассовой работе не может  быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчёт в кассе приносит помимо материальных потерь страдания  лицам, их допустившим.

К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения  в кассовой работе: хранение денег  в неисправных шкафах, которые  по окончанию работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов ключей от сейфов, всевозможные подчистки  в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчёта денег клиентами  – нет представителя банка. Выявлены факты, когда к работе с ценностями в банках допускаются лица, находящиеся  в родственных отношениях.

В ходе аудиторской проверки аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности  дают свои рекомендации по улучшению  работы.

Информация о работе Аудит кассовых операций в банке