Аудит как независимый финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.39 Кб (Скачать)

      В Правилах (стандартах4) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:

      Внутренний  аудит - организованная на экономическом  субъекте в интересах его собственников  и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

      Внутренний  аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

      Проведение  внутреннего аудита имеет для  руководства и (или) собственников  экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

      Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

      Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками,

      в зависимости от:

    • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
    • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
    • сложившейся системы управления экономического субъекта;
    • состояния внутреннего контроля.

      Функции внутреннего аудита могут выполнять  специальные службы или отдельные  аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

      В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

      Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

    • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
    • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
    • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
    • проверка деятельности различных звеньев управления;
    • оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
    • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
    • работа над специальными проектами и контроль над отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
    • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
    • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
    • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

      Внутренний  аудит не только дает информацию о  деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

      Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре  управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему  аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам  и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

      Внутренний  аудитор - это сотрудник  подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

      Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся  в штате предприятия  и подчиненные  его руководству. 

      Внутренний  аудитор выполняет  следующие функции:

    • проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
    • оценка экономичности и эффективности операций компании;
    • проверка уровней достижений программных целей;
    • подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

      Ответственность за выполнение своих  обязанностей аудитор  несет только перед  собственниками и (или) руководством предприятия.

      Задачи  внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления, как  подразделениями предприятия, так  и предприятием в целом.

      Внутренний  аудит решает следующие  задачи:

      • контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
      • подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
      • анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
      • оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

      Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством  менеджмента.

      Несмотря  на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют  друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

      Основные  особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита рассмотрены в приложении 1.

      По  отношению к требованиям  законодательства различают: обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

      Обязательный  аудит регламентируется государством. Правительство Российской Федерации утвердило основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая, отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении2 даны критерии деятельности экономических субъектов, предусматривающие обязательный аудит.

      По  объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

      В зависимости от назначения аудит делится  на несколько видов.

      Аудит финансовой отчетности - представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

      Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

      Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов, либо как специальный аудит.

      Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

      Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

      Управленческий  аудит, выполняемый  независимыми аудиторами, - один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

      Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации, преследует следующие цели:

      оценка  эффективности управления;

      выявление возможностей улучшения хозяйственной  деятельности;

      внесение  рекомендаций относительно улучшения  деятельности или дальнейших действий.

      Аудит хозяйственной деятельности может  быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных  органов.

      Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

      По  времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

      Первоначальный  аудит проводится аудитором (аудиторской  фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

      Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Информация о работе Аудит как независимый финансовый контроль