Аудит амортизации нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.
Цель работы – углубить свои знания по амортизации нематериальных активов в бухгалтерском учете, уяснить способы расчета амортизации, используемые в бухгалтерском учете.

Оглавление

Введение...........................................................................................................4
1. Теоретический аспект учета и аудита НМА.........................................6
1.1 Сущность и особенности отражения в бухгалтерском учете НМА......6
1.2.Учет амортизации НМА .........................................................................15
1.3 Цель, задачи и информационная база аудита НМА.............................18
1.4 Планирование аудита НМА на предприятии........................................20
2. Методика аудиторской проверки НМА на предприятии................21
2.1 Аудит движения НМА.............................................................................21
2.2 Особенности аудита амортизации НМА...............................................26
2.3 Порядок подготовки итоговой информации по результатам аудита..29
Заключение...................................................................................................30
Список использованной литературы.......................................................32

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Деловая репутация фирмы или иначе цена фирмы представляет собой разницу в стоимости организации как единого целостного имущественно-физического комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью этой фирмы. В отечественном учете данное понятие используется в основном по приватизируемым предприятиям как разница между покупкой и оценочной стоимостью имущества. основными документами, подтверждающими поступление нематериальных активов в организацию (права собственности на эти нематериальные активы), являются патенты и свидетельства (при создании объекта силами самой организации) либо лицензионные договоры и исключительные лицензии (при уступке прав). Попутно следует заметить, что эти же документы служат основанием для отражения и в налоговом учете.

Для отражения в бухгалтерском учете таких НМА как организационные расходы и деловая репутация фирмы помимо документов, в которых оговаривается сделка (учредительные документы, договор на приобретение предприятия как имущественного комплекса и т.п.), необходимо иметь также документы, подтверждающие сам факт получения нематериальных активов (акты приемки-передачи).

В бухгалтерском учете такие документы являются основанием для оприходования актива в качестве внеоборотного. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению, любое поступление нематериальных активов отражается в учете с применением счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов»:

Дебет 08 Кредит 60 (либо счета учета затрат)

– оприходован объект НМА (собраны затраты по созданию (приобретению) НМА). Кроме того, в целях постановки нематериального актива на учет в качестве действующего (участвующего в процессе производства, приносящего доходы), а также для начала начисления амортизации, необходимо составить Акт ввода объекта нематериальных активов в эксплуатацию. В бухгалтерском учете на основании данного документа будет сделана проводка:

Дебет 04 Кредит 08

– введен в эксплуатацию объект НМА. Действующими нормативными актами не предусмотрены какие-либо унифицированные формы такого рода первичных документов. Поэтому каждое предприятие – владелец нематериального актива самостоятельно занимается их разработкой. В этом случае следует помнить два основных требования законодательства:

1) данный документ должен иметь  ряд обязательных реквизитов, предусмотренных  пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете (наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц, личные подписи указанных лиц);

2) самостоятельно разработанный  организацией документ (Акт ввода  нематериального актива в эксплуатацию) должен быть зафиксирован в  приложении к учетной политике предприятия (п. 5 ПБУ 1/2007).

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом НМА считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использование для управленческих нужд организации (п. 5 ПБУ 14/2007).

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2007 все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости. Однако порядок определения этой стоимости различается в зависимости от способа поступления НМА в организацию.

Так же, как и основные средства, НМА могут поступать в организации при их приобретении за плату, создании силами самой организации, в порядке дарения (безвозмездно), в ходе товарообменных операций, а также путем взноса в их уставный капитал.

Наиболее распространенным вариантом поступления нематериальных активов в организацию является их приобретение за плату (покупка).

Первоначальная стоимость такого имущества определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом фактическими расходами на приобретение объектов нематериальных активов могут быть:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с лицензионным или иным договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением данного имущества;

– регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением исключительных прав у правообладателя (продавца);

– невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

– иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

К последним, в частности, относятся проценты по заемным обязательствам, связанным с приобретением НМА. О данном противоречии в нормативных актах по бухгалтерскому учету уже говорилось в разделе, посвященном оценке основных средств. Поэтому в данной ситуации организация также должна решить, как ей отражать такого рода проценты: в первоначальной стоимости НМА или в составе внереализационных расходов.

При приобретении НМА могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты труда занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение (единый социальный налог и взносы во внебюджетные фонды), материальные и иные расходы. Такого рода дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

 

1.2 Учет амортизации НМА

 

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости НМА на себестоимость продукции, (работ, услуг).Начисление амортизации по НМА предприятие может производить в соответствии с учетной политикой одним из следующих способов:

• линейным способом;

• способом уменьшаемого остатка;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ состоит в определении годовой суммы начисления амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости актива и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.

При использовании линейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта определяется по формуле:

 
К = (1/n) * 100 %, где

 
К – норма амортизации в % к первоначальной стоимости;

 
n – срок полезного использования.

 

          При  использовании способа уменьшаемого  остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений по нематериальному активу (группе активов) определяется исходя из остаточной стоимости актива на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

Начисление амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) на объекты НМА производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.

Срок полезного использования НМА предприятие определяет исходя

из:

• предполагаемого срока службы объектов, который, как правило, равняется

времени, в течение которого они должны приносить доход;

• срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

• количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта;

• в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации) - по нематериальным активам, по которым срок полезного использования документально не установлен, а также организационным расходам и деловой репутации. 
Обязательным условием того, чтобы нематериальные активы амортизировались с отнесением сумм амортизации на себестоимость производства продукции (работ, услуг), является их использование в данном процессе. Приостановление начисления амортизации допускается только в случае приостановки деятельности всего предприятия по причине его консервации. 
Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету.

Начисление амортизации нематериальных активов может производиться путем: 
• накопления соответствующих сумм на отдельном счете;

• уменьшения первоначальной стоимости объекта.

При применении способа накопления в учете отражаются по первоначальной стоимости актив и начисленная амортизация по нему:

Дт 20, 26 - Кт 05 - на сумму начисленной амортизации.

При начислении амортизации способом уменьшения первоначальной стоимости объекта в учете отражается по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью актива и списанной его частью, определенной по применяемому способу начисления амортизации за соответствующий период эксплуатации объекта. 
                    Дт 20, 26 - Кт 04 - на сумму начисленной амортизации.

Данный метод начисления амортизации применяется в отношении объектов НМА в форме организационных расходов и положительной деловой репутации. 
При этом организационные расходы и положительная деловая репутация переносят свою стоимость (амортизируются) на затраты равномерно ежемесячно в размере, определенном по выбранному способу начисления амортизации, в течение 20 лет (но не более срока действия предприятия). 
 
Отрицательная деловая репутация списывается:

Дт 98 - Кт 91-1 - на сумму скидки.

Амортизационные отчисления прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериального актива или списания его с баланса.

 

1.3 Цель, задачи и информационная база аудита НМА

 

Целью аудита нематериальных активов является определение соответствия применяемой организацией методики учета операций с нематериальными активами (далее – НМА) нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации.

Для достижения данной цели следует решить ряд задач:

– подтвердить соответствие оформленных организацией бухгалтерских операций действующему законодательству;

– проверить правильность отнесения объекта к НМА;

– подтвердить достоверность оценки затрат на приобретение или создание НМА;

– оценить соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета;

– проверить полноту и своевременность отражения, а также документального оформления операций по учету НМА.

В процессе аудиторской проверки операций с НМА следует пользоваться следующими документами: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о движении денежных средств (форма №4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 05 Амортизация нематериальных активов», 91 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов».

При проведении проверки аудитор должен использовать унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций по учету НМА, – карточку учета нематериальных активов НМА 1 и другие первичные документы.

В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства, анализируются учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету:

– журналы-ордера №13, 16;

– ведомость учета нематериальных активов и износа №17;

– главная книга;

– бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

При планировании аудиторской проверки аудитор определяет уровень существенности, аудиторский риск и используемые при проверке процедуры. Также формируется группа аудиторов, которая будет принимать участие в проверке. Затем составляется программа аудиторской проверки.

Программа аудиторской проверки включает, в частности, следующие объекты аудита:

– оформление первичных документов;

– арифметическая проверка поступления и выбытия НМА;

– правильность начисления износа НМА;

– показатели синтетического и аналитического учета;

– НДС при поступлении и выбытии НМА;

– выбытие НМА и правильность их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности.

 

 

1.4 Планирование аудита НМА на предприятии

 

Отражение и обобщение информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на праве собственности, осуществляется в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов на счетах подраздела 10 по видам нематериальных активов, используемых в хозяйственной деятельности предприятия – лицензии, программное обеспечение, прочие нематериальные активы.

Информация о работе Аудит амортизации нематериальных активов