Анализ отчета о прибылях и убытках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятием. Основным условием функционирования предприятия в условиях жесткой конкуренции является получение прибыли – важнейшего показателя эффективности работы предприятия, источника ее жизнедеятельности, а так же источника расширения производства предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Цели и задачи анализа отчета о прибылях и убытках 5
2. Анализ структуры и динамики прибыли от продаж 9
3. Анализ прочих доходов и расходов организации 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения

Файлы: 1 файл

Салихзянова Анализ ОПУ Курсовик 4.2.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

    Управленческие  расходы – это общехозяйственные  расходы, которые в соответствии с учетной политикой не включены в состав себестоимости проданных  товаров. Этот показатель состоит из административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом. К управленческим расходам относятся также  амортизационные отчисления, расходы на ремонт основных средств и арендная плата за помещения управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и другие аналогичные по назначению расходы.

    Прибыль от продаж определяется по формуле [6, с.109]: 

    Пр = V – С – КР – УР,                                                                               (2.1)

    где Пр – прибыль от продаж, тыс. руб.;

    V – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

    С – себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

    КР  – коммерческие расходы, тыс. руб.;

    УР  – управленческие расходы, тыс. руб.

    Увеличение  выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.

    Снижение  себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли  от продаж. Увеличение же себестоимости  сказывается на величине прибыли  отрицательно.

    Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают  в относительные показатели (процент к выручке от продажи) [7,с.145] .

    Для проведения анализа состава, структуры  и динамики  прибыли от продаж (таблица 2.1), а также для факторного анализа прибыли от продаж были использованы данные Отчета о прибылях и убытках ОАО «Таиф» (Приложение1).

    Данные  таблицы 2.1 показывают, что уменьшение прибыли от продаж на 4949226 тыс. руб. или на 78,3% обусловлено тем, что выручка от продаж в отчетном периоде уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом на 5194633 тыс. руб. или на 9,2%. Наблюдается увеличение удельного веса себестоимости проданной продукции с 88,2% в предыдущем году до 95,7% в отчетном. В то же время появились коммерческие расходы и их доля в объеме продаж составила 0,0003% , также увеличилась доля управленческих расходов в объеме продаж с 0,6% до 1,6 %.   

    Таблица 2.1

    Состав, структура и динамика прибыли от продаж ОАО «Таиф»

     

Показатель Предыдущий  год Отчетный  год Отклонение
тыс. руб. уд.вес,% тыс. руб. уд.вес,% тыс. руб. % к пред. году удельного веса
1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка от продаж 56493852 100 51299219 100 -5194633 -9,2 х
Себестоимость проданной продукции 49844587 88,2 49111391 95,7 -733196 -1,5 7,5
Валовая прибыль 6649265 11,8 2187828 4,3 -4461437 -67,1 -7,5
Коммерческие  расходы 0 0 131 0,0003 131 0 0,0003
Управленческие  расходы 326539 0,6 814197 1,6 487658 149,3 1
Прибыль от продажи 6322726 11,2 1373500 2,7 -4949226 -78,3 -8,5
 

    Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит  в расчете факторов, влияющих на ее величину [6, с.111]:

    1. изменение объема продаж;

    2. изменение цен продаж на продукцию;

    3. изменение удельного веса себестоимости  продаж в объеме продаж;

    4. изменение удельного веса коммерческих расходов в объеме продаж;

    5. изменение удельного веса управленческих расходов в объеме продаж.

    Объект  анализа: 

    ∆Пр = Пр1 – Пр0 ,                                                                                       (2.2)

    где ∆Пр – изменение прибыли от продаж, тыс. руб.;

    Пр1, Пр0 – прибыль от продаж отчетного и предыдущего периодов соответственно, тыс. руб.

    ∆Пр = 51299219 – 56493852 = -5195633 тыс. руб.

    Прежде  всего следует определить влияние  инфляции. Для этого надо выручку  от продажи товаров отчетного  периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле: 

    Vсоп = V1 / Jp ,                                                                                                (2.3)

    где Vсоп  - выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.;

    Jp – индекс цен.

    Цены  на продукции ОАО «Таиф» в 2009 г. выросли  в среднем на 10%. Таким образом, индекс цен составил 1,1 [(100 +10):100].

    В анализируемой организации выручка  от продажи товаров в сопоставимых ценах равна 46635653,64 тыс. руб. (51299219/1,1).

    Изменение выручки от продажи продукции  под влиянием цены ∆V(p) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:

    ∆V(p) = V- Vсоп = 4663565,36 тыс. руб.

    Влияние на сумму прибыли от продаж ∆Пр(v) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле: 

    ∆Пр(v) = [(V1 –V0) -∆V(p)]*Rпр0/100,                                                          (2.4)

    где Rпр0 – уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;

    V1, V0 – выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.

    Rпр0 = 6322726/56493852*100 = 11,19%

    В ОАО «Таиф» убыток от продаж за счет изменения выручки от продаж (исключая влияния цены) составила -1103318,06 тыс. руб.

    ∆Пр(v) = [(51299219 – 56493852)- 4663565,36]*11,19/100 = -1103318,06 тыс. руб.

    Влияние ценового фактора определяется по формуле: 

    ∆Пр(р) = ∆V(p)* Rпр0/100,                                                                          (2.5)

    где ∆Пр(р) – прирост (снижение) прибыли  от продаж за счет изменения цен  на продукцию.

    За  счет увеличения цен на продукцию  на 10% ОАО «Таиф» получило прибыль  в сумме 521940,79 тыс. руб.:

    ∆Пр(р) = 4663565,36*11,19/100 = 521940,79 тыс. руб.

    На  прибыль от продаж влияет себестоимость  проданных товаров. Себестоимость  проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался [6, с.112].

    Более правильным будет расчет изменения  прибыли от продаж за счет фактора  «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости. Для расчета используется формула: 

    ∆Пр(с) = - (УС1 – УС0)* V1/100,                                                                 (2.6)

    где ∆Пр(с) – прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;

    УС1, УС0 – уровни себестоимости в отчетном и предыдущем периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.

    По  данным таблицы 2.1 себестоимость проданных товаров, продукции в отчетном периоде уменьшилась на 733196 тыс. руб., и ее уровень по отношению к выручке от продажи вырос на 7,5 процентных пункта.

    Прибыль от продаж за счет роста уровня себестоимости  проданных товаров (продукции, работ, услуг)  ОАО «Таиф» снизилась на тыс. руб.:

    ∆Пр(с) = - (95,7-88,2)*51299219/100 = -3850034,34 тыс. руб.

    Одним из факторов роста прибыли от продаж является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как  прибыль находиться в обратной зависимости  от величины расходов. Мероприятия  любого рода по снижению затрат организации  увеличивают сумму прибыли. Для  расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу: 

    ∆Пр(кр) = - (УКР1 – УКР0)* V1/100,                                                          (2.7)

    где ∆Пр(кр) – увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;

    УКР1, УКР0 – уровни коммерческих расходов в отчетном и предыдущем периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.

    Увеличение  уровня коммерческих расходов на 0,0003 процентных пункта привело к снижению прибыли  от продаж на 131 тыс. руб.

    ∆Пр(кр) = - (0,0003 – 0)*51299219/100 = - 131 тыс. руб.

    Влияния уровня управленческих расходов на прибыль  от продаж рассчитывают по формуле: 

    ∆Пр(ур) = - (УУР1 – УУР0)* V1/100,                                                          (2.8)

    где ∆Пр(ур) – увеличение (уменьшение) суммы  прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;

    УУР1, УУР0 – уровни управленческих расходов отчетного и предыдущего периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.

    В анализируемой организации увеличение уровня управленческих расходов на 1 процентный пункт привело к снижению прибыли  от продаж на -517683,39 тыс. руб.:

    ∆Пр(ур) = - (1,6 – 0,6)* 51299219/100 = -517683,39 тыс. руб. 

    Таблица 2.2

    Баланс  факторов

Показатель - фактор Сумма, тыс. руб.
1 2
1. Физический  объем продаж -1103318,059
2. Цены  на проданную продукцию, товары 521940,7941
3. Уровень  себестоимости проданной продукции -3850034,34
4. Уровень  коммерческих расходов -131
5. Уровень  управленческих расходов -517683,3958
Итого -4949226

Информация о работе Анализ отчета о прибылях и убытках