Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа
Современная рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятием. Основным условием функционирования предприятия в условиях жесткой конкуренции является получение прибыли – важнейшего показателя эффективности работы предприятия, источника ее жизнедеятельности, а так же источника расширения производства предприятия.
Введение 3
1. Цели и задачи анализа отчета о прибылях и убытках 5
2. Анализ структуры и динамики прибыли от продаж 9
3. Анализ прочих доходов и расходов организации 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения
Управленческие
расходы – это
Прибыль
от продаж определяется по формуле [6, с.109]:
Пр
= V – С – КР – УР,
где Пр – прибыль от продаж, тыс. руб.;
V – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
С
– себестоимость проданных
КР – коммерческие расходы, тыс. руб.;
УР – управленческие расходы, тыс. руб.
Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.
Снижение
себестоимости проданных
Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели (процент к выручке от продажи) [7,с.145] .
Для проведения анализа состава, структуры и динамики прибыли от продаж (таблица 2.1), а также для факторного анализа прибыли от продаж были использованы данные Отчета о прибылях и убытках ОАО «Таиф» (Приложение1).
Данные
таблицы 2.1 показывают, что уменьшение
прибыли от продаж на 4949226 тыс. руб. или
на 78,3% обусловлено тем, что выручка от
продаж в отчетном периоде уменьшилась
по сравнению с предыдущим периодом на
5194633 тыс. руб. или на 9,2%. Наблюдается увеличение
удельного веса себестоимости проданной
продукции с 88,2% в предыдущем году до 95,7%
в отчетном. В то же время появились коммерческие
расходы и их доля в объеме продаж составила
0,0003% , также увеличилась доля управленческих
расходов в объеме продаж с 0,6% до 1,6 %.
Таблица 2.1
Состав, структура и динамика прибыли от продаж ОАО «Таиф»
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||||
тыс. руб. | уд.вес,% | тыс. руб. | уд.вес,% | тыс. руб. | % к пред. году | удельного веса | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка от продаж | 56493852 | 100 | 51299219 | 100 | -5194633 | -9,2 | х |
Себестоимость проданной продукции | 49844587 | 88,2 | 49111391 | 95,7 | -733196 | -1,5 | 7,5 |
Валовая прибыль | 6649265 | 11,8 | 2187828 | 4,3 | -4461437 | -67,1 | -7,5 |
Коммерческие расходы | 0 | 0 | 131 | 0,0003 | 131 | 0 | 0,0003 |
Управленческие расходы | 326539 | 0,6 | 814197 | 1,6 | 487658 | 149,3 | 1 |
Прибыль от продажи | 6322726 | 11,2 | 1373500 | 2,7 | -4949226 | -78,3 | -8,5 |
Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину [6, с.111]:
1. изменение объема продаж;
2.
изменение цен продаж на
3.
изменение удельного веса
4. изменение удельного веса коммерческих расходов в объеме продаж;
5. изменение удельного веса управленческих расходов в объеме продаж.
Объект
анализа:
∆Пр
= Пр1 – Пр0
,
где ∆Пр – изменение прибыли от продаж, тыс. руб.;
Пр1, Пр0 – прибыль от продаж отчетного и предыдущего периодов соответственно, тыс. руб.
∆Пр = 51299219 – 56493852 = -5195633 тыс. руб.
Прежде
всего следует определить влияние
инфляции. Для этого надо выручку
от продажи товаров отчетного
периода (V1) привести в сопоставимый
вид по формуле:
Vсоп
= V1 / Jp ,
где Vсоп - выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.;
Jp – индекс цен.
Цены на продукции ОАО «Таиф» в 2009 г. выросли в среднем на 10%. Таким образом, индекс цен составил 1,1 [(100 +10):100].
В
анализируемой организации
Изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены ∆V(p) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:
∆V(p) = V1 - Vсоп = 4663565,36 тыс. руб.
Влияние
на сумму прибыли от продаж ∆Пр(v)
изменения выручки от продаж (исключая
влияние цены) можно рассчитать по формуле:
∆Пр(v)
= [(V1 –V0) -∆V(p)]*Rпр0/100,
где Rпр0 – уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;
V1, V0 – выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.
Rпр0 = 6322726/56493852*100 = 11,19%
В ОАО «Таиф» убыток от продаж за счет изменения выручки от продаж (исключая влияния цены) составила -1103318,06 тыс. руб.
∆Пр(v) = [(51299219 – 56493852)- 4663565,36]*11,19/100 = -1103318,06 тыс. руб.
Влияние
ценового фактора определяется по формуле:
∆Пр(р)
= ∆V(p)* Rпр0/100,
где ∆Пр(р) – прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.
За счет увеличения цен на продукцию на 10% ОАО «Таиф» получило прибыль в сумме 521940,79 тыс. руб.:
∆Пр(р) = 4663565,36*11,19/100 = 521940,79 тыс. руб.
На
прибыль от продаж влияет себестоимость
проданных товаров. Себестоимость
проданной продукции может
Более
правильным будет расчет изменения
прибыли от продаж за счет фактора
«себестоимость проданной продукции»
с применением относительного показателя
себестоимости. Для расчета используется
формула:
∆Пр(с)
= - (УС1 – УС0)* V1/100,
где ∆Пр(с) – прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;
УС1, УС0 – уровни себестоимости в отчетном и предыдущем периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.
По данным таблицы 2.1 себестоимость проданных товаров, продукции в отчетном периоде уменьшилась на 733196 тыс. руб., и ее уровень по отношению к выручке от продажи вырос на 7,5 процентных пункта.
Прибыль от продаж за счет роста уровня себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) ОАО «Таиф» снизилась на тыс. руб.:
∆Пр(с) = - (95,7-88,2)*51299219/100 = -3850034,34 тыс. руб.
Одним
из факторов роста прибыли от продаж
является снижение уровней коммерческих
и управленческих расходов, так как
прибыль находиться в обратной зависимости
от величины расходов. Мероприятия
любого рода по снижению затрат организации
увеличивают сумму прибыли. Для
расчета влияния уровня коммерческих
расходов используют формулу:
∆Пр(кр)
= - (УКР1 – УКР0)* V1/100,
где ∆Пр(кр) – увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;
УКР1, УКР0 – уровни коммерческих расходов в отчетном и предыдущем периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.
Увеличение уровня коммерческих расходов на 0,0003 процентных пункта привело к снижению прибыли от продаж на 131 тыс. руб.
∆Пр(кр) = - (0,0003 – 0)*51299219/100 = - 131 тыс. руб.
Влияния
уровня управленческих расходов на прибыль
от продаж рассчитывают по формуле:
∆Пр(ур)
= - (УУР1 – УУР0)* V1/100,
где ∆Пр(ур) – увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;
УУР1, УУР0 – уровни управленческих расходов отчетного и предыдущего периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.
В
анализируемой организации
∆Пр(ур)
= - (1,6 – 0,6)* 51299219/100 = -517683,39 тыс. руб.
Таблица 2.2
Баланс факторов
Показатель - фактор | Сумма, тыс. руб. |
1 | 2 |
1. Физический объем продаж | -1103318,059 |
2. Цены на проданную продукцию, товары | 521940,7941 |
3. Уровень
себестоимости проданной |
-3850034,34 |
4. Уровень коммерческих расходов | -131 |
5. Уровень управленческих расходов | -517683,3958 |
Итого | -4949226 |