Анализ хозяйственной деятельности на предприятии транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Анализ эксплуатационной деятельности железной дороги должен показать, какая продукция для железнодорожного транспорта является выгодной, а какая убыточной. Поэтому основное внимание при анализе хозяйственной деятельности следует уделять установлению рентабельности видов сообщений, обоснованию необходимости государственной поддержки или любых других преференций по осуществлению убыточных видов перевозок (сообщений)

Оглавление

1 Особенности железнодорожного транспорта и их влияние на методику проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности….....3
2 Анализ использования материальных ресурсов. Система обобщающих и частных показателей оценки эффективности использования материальных ресурсов…………………………………………………………...8
3 Анализ динамики и сбалансированности денежных потоков. Оценка путей достижения сбалансированности и синхронизации денежных потоков…………………………………………………………………………...11
Список использованных источников…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

Содержание: 

     1 Особенности железнодорожного транспорта и их влияние на методику проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности….....3

     2 Анализ использования материальных ресурсов. Система обобщающих и частных показателей оценки эффективности использования материальных ресурсов…………………………………………………………...8

     3 Анализ динамики и сбалансированности  денежных потоков. Оценка путей  достижения сбалансированности  и синхронизации денежных потоков…………………………………………………………………………...11

Список  использованных источников…………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности железнодорожного транспорта и их влияние на методику проведения анализа финансово-хозяйственной  деятельности 
 

     Железнодорожный транспорт – вид наземного  рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железной дороги.

     Как отрасль, оказывающая услуги производственного  характера, железная дорога перемещает продукты труда из пунктов их производства в пункты потребления, продолжая  процесс производства в сфере  обращения. Она также удовлетворяет  потребность людей в передвижении, создавая товар-услугу [1, с. 32].

     Отсутствие  этапа производства продукта вещественного  содержания предопределяет характер кругооборота средств железной дороги:

     

.

     Железная  дорога на деньги ( ) приобретает средства производства( ), которые, вступив в процесс производства – перевозку ( ), соединяются с рабочей силой. Результатом этого процесса является работа по перемещению грузов и пассажиров с целью изменения их территориального положения.

     Железная  дорога осуществляет разнообразную  деятельность, связанную не только с производством наиболее характерной  для нее продукции – перевозок , но и выполнение других видов деятельности, часто не связанных с перевозочным процессом, которые в настоящее время относятся к подсобной и вспомогательной деятельности (рисунок 1) [1, с. 33]. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Виды деятельности, осуществляемые железнодорожным  транспортом 

     Эксплуатационная  деятельность включает в себя два  основных направления – перевозка  грузов и перевозка пассажиров, которые, в свою очередь, по видам сообщения  подразделяются:

  1. на внутригосударственное:
  • пригородное;
  • местное – перевозки между станциями, расположенными на территории государства;
    1. международное (межгосударственное):
  • перевозки грузов из третьих стран в третьи транзитом;
  • перевозки грузов из/в страны стран(ы) в/из третьи(х) стран(ы);
  • перевозки грузов между станциями железных дорог государств-участников СНГ.

     Перевозки в международном сообщении в  зависимости от технологических  особенностей их осуществления разделяются  по видам: ввоз, вывоз, транзит; также  сюда относится оказание таких услуг, как передача во временное пользование  грузовых вагонов, тележек, контейнеров, ТТО сопредельных дорог, перестановка вагонов, использование РПС.

     К ввозу относят перевозки, осуществляемые из-за пределов Республики Беларусь и имеющие конечной целью пункт, находящийся в пределах Республики Беларусь.

     Вывоз – это перевозки, осуществляемые за пределы Республики Беларусь, при этом станция отправления находится в пределах Республики Беларусь.

     К транзитным перевозкам относят такие перевозки, когда станция назначения и отправления груза находится за пределами Республики Беларусь.

     Анализ  эксплуатационной деятельности железной дороги должен показать, какая продукция  для железнодорожного транспорта является выгодной, а какая убыточной. Поэтому  основное внимание при анализе хозяйственной  деятельности следует уделять установлению рентабельности видов сообщений, обоснованию  необходимости государственной  поддержки или любых других преференций  по осуществлению убыточных видов  перевозок (сообщений) [1, с. 34].

     Для достижения эффективности в управлении хозяйственной деятельностью на железнодорожном транспорте используются два подхода:

  1. территориальный;
  2. функциональный (отраслевой).

     Различные полигоны, направления и участки  железной дороги характеризуются неодинаковыми  техническим оснащением, густотой перевозок, качественными показателями использования  подвижного состава, удельными натуральными и денежными нормативами, производительностью  труда и численностью работников, эксплуатационными расходами и  себестоимостью перевозок. Поэтому специфика осуществления хозяйственной деятельности определяет необходимость территориального деления, которое обеспечивает управление перевозочным процессом в регионах – отделения дороги и в целом по республике – Управление дороги.

     Целью территориального управления является полное обеспечение потребностей в перевозках регионов с наименьшими затратами. Ответственными за достижение данной цели являются отделения железной дороги. Поэтому при анализе резервов хозяйственной деятельности с точки зрения территориального подхода важное значение приобретает поиск резервов по снижению затрат на единицу перевозок.

     Кроме территориального деления структура  Белорусской железной дороги имеет  отраслевое деление. Для осуществления процесса перевозок необходимо участие десяти отраслей хозяйства, выполняющих свои специфические функции перевозочного процесса. Их организационное единство и управление позволяет осуществить процесс перевозок.

     Расчет  и анализ себестоимости перевозок  на железных дорогах значительно  сложнее, чем в промышленности. Это  объясняется особенностями транспорта как отрасли материального производства (стоимость грузов и пассажиров не включается в себестоимость перевозок  железной дороги) и сложностью его  технологического процесса. Вследствие особенностей технологического процесса перевозок структура эксплуатационных затрат рассматривается с пяти позиций [1, с. 34]:

  • по элементам;
  • отраслевым хозяйствам;
  • уровням управления (степень разобщения данных по территории);
  • операциям перевозочного процесса;
  • видам сообщения.

     Целью функционального управления является качественное выполнение каждой службой своих технологических операций, разработка системы мер, направленных на снижение затрат по выполнению своей функции в общем технологическом процессе перевозки конкретно в регионе.

     Ответственными  за достижение поставленных целей являются отраслевые службы и структурные  подразделения, входящие в состав той  или иной отрасли железнодорожного транспорта. При анализе результатов  хозяйственной деятельности с точки  зрения функционального подхода  важное значение имеет оценка вклада каждой отрасли в достигнутые результаты отделений и дороги в целом.

     На  методику проведения анализа хозяйственной  деятельности в организациях железнодорожного транспорта, кроме вышеперечисленных  факторов, существенное влияние оказывают  следующие особенности, связанные  как со спецификой деятельности, так  и с процессом формирования финансовых ресурсов и исходной информации.

     Во-первых, Белорусская железная дорога является монополистом на рынке транспортных услуг Республики Беларусь, и, следовательно, цели исследования будут несколько иными, чем для организаций других отраслей народного хозяйства. Так, на второй план отступают задачи, связанные с определением и повышением конкурентоспособности продукции организации, а на первый выдвигаются задачи, связанные с прогнозированием возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов с целью более рационального распределения и перераспределения прибыли между отделениями дороги и структурными подразделениями.

     Во-вторых, особенность технологии производства, характеризующая два момента:

  • высокая централизация управления процессом производства, определяющая непрерывное движение поездов по единому графику и расписанию;
  • отдельный акт производства (перевозка грузов и пассажиров) не заканчивается в границах одного отделения или даже дороги в целом, т. е. не совпадает с границами организации. Договор перевозки заключает отделение дороги (дорога), принимающая груз или пассажиров, а работу выполняют несколько отделений дороги (дорог в целом), передавая друг другу перевозимые грузы или пассажиров. В связи с этим возникает необходимость централизации выручки (доходных поступлений) от перевозок на расчетном (доходном) счете дороги с последующим распределением доходов от перевозок грузов и пассажиров между отделениями и их структурными подразделениями.

     В-третьих, финансовые ресурсы дороги, отделений дороги и их структурных подразделений формируются через систему внутридорожных хозрасчетных отношений. Управление дороги осуществляет расчеты с отделением за выполненные работы по перевозкам; отделения дороги, в свою очередь, осуществляют расчеты с подведомственными им структурными подразделениями, используя при этом систему внутридорожных расчетных цен. Кроме того, ведение учета затрат и финансовых результатов в целом по железной дороге определяет необходимость централизованного порядка расчетов и уплаты в республиканский бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по перевозкам [1, с. 35].

     Доходы  организаций железнодорожного транспорта от перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, почты, осуществления  других транспортных работ и услуг  формируются через единую (централизованную) систему расчетов Белорусской железной дороги. Порядок формирования доходов  организаций железнодорожного транспорта устанавливается Белорусской железной дорогой исходя из конкретного вклада каждой организации и регламентируется утвержденным приказом Начальника дороги Положением о централизованном формировании доходов от перевозочной деятельности Белорусской железной дороги и расчетах за выполненные работы и услуги по перевозкам грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа, что также оказывает непосредственное влияние на цель и методику проведения финансового анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

     Анализ  использования материальных ресурсов. Система  обобщающих и частных  показателей оценки эффективности использования  материальных ресурсов 

     Материальные  затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Рациональное использование материалов - один из важнейших факторов роста производства и снижения себестоимости продукции, следовательно, роста прибыли и уровня рентабельности.

     Целью анализа использования материальных ресурсов состоят в оценке уровня эффективности использования их при выполнении плана выпуска продукции в выявлении внутрипроизводственных резервов экономии данных ресурсов и разработке конкретных мероприятий по их использованию[1, с.165].

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на предприятии транспорта