Амортизация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших составных частей имущества предприятия являются его основные средства. Это одна из основ функционирования организации. Основные средства представляют собой средства труда, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного периода времени (более года), сохраняющие свою натуральную форму.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Мелкова Наталья, ФК-021.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Линейный метод. Сумма начисленной за месяц амортизации определяется как произведение первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, установленной для данного объекта исходя из срока его полезного использования, по формуле:

К = (1/N) х 100%,

где, К – норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости;

N – срок полезного использования объекта в месяцах.

Норма амортизационных отчислений устанавливается организацией исходя из срока полезного использования объекта основных средств в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Нелинейный метод. Месячная норма амортизации для объектов основных средств исчисляется по формуле:

К = (2/N) х100%

где, К – норма амортизации в процентах к остаточной стоимости;

N – срок полезного использования объекта в месяцах.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется следующим образом: (первоначальная стоимость объекта основных средств - общая сумма начисленной амортизации) + норма амортизации. Амортизация основного средства начисляется до тех пор, пока его остаточная стоимость не достигнет 20% первоначальной стоимости. После этого остаточная стоимость объекта основных средств фиксируется, и амортизация по нему начисляется линейным методом. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений в дальнейшем определяется путем деления его базовой (остаточной) стоимости на количество месяцев, оставшихся до окончания срока эксплуатации объекта.

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование учета амортизации имущества

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы  целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

Основными нормативными документами по учету амортизации имущества являются:

ПБУ 6/01 “Учет основных средств” (гл III. Амортизация основных средств, п.п. 17-28);

НК РФ (Ст. 256 -  Амортизируемое имущество).

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА В

ООО “А.ТРИ”

 

2.1 Документальное оформление учета амортизации имущества

 

Список первичных документов по учету амортизации основных средств в ООО “А.ТРИ”:

1.      Счет-фактура

2.      Товарно-транспортная накладная

3.      Акт приема-передачи

4.      Документ: “Начисление амортизации и погашение стоимости”

5.      Акт о списании объекта основных средств

6.      Инвентарная карточка учета объекта ОС

Счёт-фактура — налоговый документ, строго установленного образца, оформляемый продавцом товаров (работ, услуг), на которого в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплаты в бюджет НДС. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях.

Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

- транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений). (Форма №ОС-1).

Формы №ОС-1, Акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:

по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

В формах №ОС-1 раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.

В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется.

В показателях граф “Сумма начисленной амортизации (износа)” указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.

Документ: “Начисление амортизации и погашение стоимости”.

Документ может использоваться для отражения в учете расходов по начисленной амортизации имущества, использованного в процессе приобретения, строительства или монтажа объектов внеоборотных активов.

При проведении документа выполняется расчет и начисление амортизации для всех объектов амортизируемого имущества как для целей налогового, так и для целей бухгалтерского учета.

Порядок отнесения затрат по начисленной амортизации того или иного объекта амортизируемого имущества определяется значениями соответствующих реквизитов этого объекта.

Акт о списании объекта основных средств (Форма № ОС-4).

Применяется для оформления и учета списания пришедшего в негодность объекта основных средств. Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Инвентарная карточка учета объекта ОС (форма №ОС-6).

Применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведется в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект.

Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (форма №ОС-1) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

 

2.2 Синтетический учет амортизации имущества

 

Счет 02 “Амортизация основных средств” предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 “Амортизация основных средств” в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 “Амортизация основных средств” и дебету счета 91 “Прочие доходы и расходы” (если арендная плата формирует операционные доходы).

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 “Амортизация основных средств” в кредит счета 01 “Основные средства” (субсчет “Выбытие основных средств”). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

Счет 02 - пассивный, в балансе отдельно не отражается, сальдо счета 02 вычитается из сальдо по счету 01 и разница заносится в баланс в строку “Основные средства”.

 

 

 

Таблица 1

Журнал хозяйственных операций по учету амортизации основных средств

п/п

Наименование хозяйственной операции

 

Сумма,

руб

Корреспонденция счетов

Основание для бухгалтерской записи

Дебет

Кредит

1

Произведена оплата поступивших ОС поставщику

 

120000

 

60

 

 

51

Платежное поручение

2

Отражены затраты по приобретению ОС

 

101694,92

 

08

 

60

Товарно-транспортная накладная

3

Отражен уплаченный НДС по приобретению ОС

 

18305,08

 

19

 

60

Счет-фактура

4

Принята к вычету сумма НДС

 

18305,08

 

68

 

19

Счет-фактура

5

Введен в эксплуатацию объект ОС

 

101694,92

 

01

 

08

Акт о приеме-передаче (форма №ОС-1)

6

Начислена амортизация основного средства

 

4500

 

20

 

02

Документ о начислении амортизации и погашении стоимости

7

Закрытие счета

4500

90.2

20

Расчет бухгалтера

8

 

Отражена уценка ОС

 

4000

 

84

 

01

Инвентарная карточка учета объекта ОС (форма №ОС-6)

9

Уменьшена амортизация уцененного объекта

 

1000

 

02

 

84

Инвентарная карточка учета объекта ОС (форма №ОС-6)

10

Списание амортизации при выбытии ОС

 

4500

 

 

02

 

01

Акт о списании основных средств (форма №ОС-4)

11

Списана остаточная стоимость ОС

 

97194,92

 

90

 

01

 

Расчет бухгалтера

12

Учтен доход от продажи ОС (в том числе НДС 18%)

 

135640

 

 

62

 

90

Договор купли-продажи

13

Получена оплата за проданный объект ОС

135640

51

62

Платежное поручение

14

Начислен НДС

24415,2

90

68

Счет-фактура

15

Определен финансовый результат (прибыль) от продажи ОС

 

9529,88

 

90

 

99

Расчет бухгалтера

16

Начислен налог на прибыль

1906

99

68

Налоговая декларация по налогу на прибыль

17

Перечислен налог на прибыль

1906

68

51

Налоговая декларация по налогу на прибыль

18

Списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года

 

7623,88

 

99

 

84

Расчет бухгалтера

Информация о работе Амортизация основных средств