Актив и пассив баланса. Группировка имущества и источников его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

Структура бухгалтерского баланса основана на одном балансовом уравнении: АКТИВ = ПАССИВ. Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей, сгруппированных в разделы. Обычно, актив представляется в виде двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы; пассив – в виде трех: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

Оглавление

Задача 1…………………………………………………………………………….3

Задача 2………………………………………………………………………….....7

Задача 3………………………………………………………………………..….21

Задача 10………………………………………………………………………….22

Тест вариант 3…………………………………………………………………....23

Список использованных источников………………………………………..….28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по бух. учету.docx

— 420.10 Кб (Скачать)

 

Решение задачи 2

В бухгалтерском балансе  отражается состояние хозяйственных  средств и их источников на определенный момент времени (отчетную дату). Однако для управления деятельностью предприятия  необходимы сведения не только о состоянии, но и о происходящих изменениях в  средствах и их источниках в течение  отчетного периода.

На практике совершается  большое количество операций, отражать изменения непосредственно в балансе технически неудобно. Поэтому для обобщения хозяйственных операций используют специальный прием – «бухгалтерский счет».

Счета бухгалтерского учета  представляют собой способ экономической  группировки и текущего учета  состояния и изменений, происходящих с хозяйственными средствами и их источниками формирования в результате хозяйственных операций. Счет считается квалификационным признаком, позволяющим ответить на вопрос: что? (какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете. Для каждой группы экономически однородных средств или их источников используются отдельные счета.

Бухгалтерский счет в своей  простейшей форме выглядит как буква  «Т». Наименование счета пишется  над буквой «Т». Каждый счет имеет  две части дебет и кредит, которые предназначаются для противоположного отражения изменений средств и их источников; дебетом называется левая, а кредитом – правая часть счета. Для наглядности счет изображается в виде таблицы, изображенной на рисунке 1, состоящей из двух частей, соответствующих дебету и кредиту. Данные о хозяйственном факте записываются по дебету либо кредиту счета.

Рисунок 1 – схема бухгалтерского счета

 

Оборот по данному счету – это сумма всех операций, произведенных по данному счету за отчетный период.

Сальдо (остаток по счету) – есть результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов (разность между ними). Сальдо обычно определяют на какую-либо дату. По отношению к обороту сальдо может быть начальным СН (как результат соизмерения оборотов в предыдущем месяце) или конечным СК (как результат, полученный за данный отрезок времени). При определении конечного сальдо к соответствующему обороту прибавляют начальное сальдо. Сальдо может быть дебетовым, кредитовым или нулевым.

Открыть счет – значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозяйственной операции. Счета открывают на основании статей баланса. Поэтому они в основном носят те же названия, что и статьи баланса, и их, так же как и статьи баланса, делят на активные и пассивные. Активные счета открываются на основании статей актива баланса и предназначаются для учета хозяйственных средств по видам и размещению. Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса и используются для учета источников формирования этих средств.

Закрыть счет – значит свести его сальдо к нулю. Счет не имеющий сальдо называется закрытым счетом. Связь счетов с бухгалтерским балансом проявляется и в том, что начальное состояние (размер) хозяйственных средств и их источников записывается на счетах из баланса. Затем на основании хозяйственных операций в течение отчетного периода на каждом счете отражают изменения средств и их источников. Конечное состояние средств и их источников записывают в новый баланс по данным бухгалтерских счетов.

При записи фактов хозяйственной  жизни на счетах бухгалтерского учета необходимо пользоваться следующим правилом: показатели, описывающие факты хозяйственной жизни, увеличивающие значение начального показателя, должны находится в той же стороне бухгалтерского счета, что и начальное сальдо, а показатели, отражающие уменьшение начальной величины, располагаются на противоположной стороне. Расположение начального сальдо для счетов бухгалтерского учета зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе. Активы располагаются на левой стороне баланса, следовательно, начальное сальдо на счетах активов, должно размещаться на левой стороне счета, т.е. по дебету. Для пассива налицо противоположная картина – правостороннее размещение в балансе таких объектов бухгалтерского наблюдения предполагает нахождение сальдо на этих счетах на правой стороне – т.е. по кредиту.

Таким образом, на активных счетах начальный и конечный остатки хозяйственных средств записываются в дебетовой части счета, увеличение средств отражается по дебету, а уменьшение по кредиту. Схему активного счета представим на рисунке 2.

Рисунок 2 – схема активного  счета

 

СК = СН + Об.Д – Об.К,

где СК – сальдо конечное; СН – сальдо начальное; Об.Д – оборот дебетовый;  

      Об.К – оборот кредитовый.

При записях хозяйственных  операций в активные счета могут  быть только две ситуации:

1. Сумма начального остатка и сумма оборота по Дт счета должна быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется сальдо (остаток) на конец проведения операции:

СН + Об.Д > Об.К => сальдо дебетовое

2. Сумма начального остатка  и сумма оборота по Дт счета равны сумме, показываемой по кредиту счета, в этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет:

СН + Об.Д = Об.К => сальдо = 0

На пассивных счетах делаются противоположные записи: начальный и конечный остатки источников средств записываются в кредитовой части счета, увеличение источников отражается по кредиту, а уменьшение по дебету (рисунок 3).

Рисунок 3 – схема пассивного счета

 

Используя ранее приведенные обозначения  для определения остатка по пассивному счету на конец отчетного периода, составим следующую формулу:

СК = СН + Об.К – Об.Д.

При записях  хозяйственных операций в пассивные  счета могут быть только две ситуации:

1. Сумма начального сальдо и сумма оборота по Кт должна быть больше суммы, показываемой по Дт счета. В этом случае имеем остаток на конец проведения хозяйственной операции:

СН + Об.К > Об.Дт => сальдо кредитовое

2. Сумма начального остатка  и сумма оборота по кредиту  счета равна сумме, показываемой  по дебету счета. В этом случае  сальдо на конец отчетного периода равно 0:

С1 + Об.Кт = Об.Дт => сальдо 0

Помимо счетов для учета хозяйственных средств (активных) и их источников (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета на которых отражаются одновременно и хозяйственные средства, и их источники – активно-пассивные счета.

Активно-пассивные  счета бывают двух видов:

1. Активно-пассивный счет с односторонним сальдо (или дебетовое, или кредитовое). Например, если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником средств и отражается в пассиве баланса); Если, наоборот, суммы доходов меньше суммы расходов,

то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету  будет дебетовым.

2. Активно-пассивный счет с двухсторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую. В активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет запись и по кредиту счета: или увеличение кредиторской, или уменьшение дебиторской задолженности (рисунок 4).

Рисунок 4 – схема активно-пассивного счета

Остатки по активным счетам, на которых отражается дебиторская  задолженность организации, и по пассивным счетам, на которых показывается кредиторская задолженность, затем увязываются и отражаются соответственно в активе и пассиве баланса.

Первичной единицей бухгалтерского наблюдения являются хозяйственные операции, предварительно отраженные в соответствующих документах. Для отражения хозяйственных операций на счетах применяется особый способ бухгалтерского учета – двойная запись.

Необходимость двойной записи обусловлена тем, что все экономические явления взаимосвязаны. Существует взаимосвязь и между объектами бухгалтерского учета: хозяйственными средствами, источниками их формирования, хозяйственными процессами. Каждая хозяйственная операция приводит к двум экономическим явлениям и вызывает изменения не менее чем в двух статьях баланса на одну и ту же сумму.

В самом деле, если организация  приобретает материалы, то, с одной стороны, увеличивается количество материалов на складе, а с другой – уменьшаются денежные средства, за счет которых они приобретены, т.е. обязательно указывается, за счет каких источников материалы поступили: за счет наличных денег из кассы, за счет безналичного перечисления с расчетного счета или возникшей задолженности перед поставщиком.

Двойственное отражение  хозяйственной операции заключается  в том, что она должна быть записана по Дт (дебету) одного счета и Кт (кредиту) другого в одинаковой сумме. Следовательно, при составлении корреспонденции счетов с использованием метода двойной записи обязательно действуют три составляющие:

1. содержание хозяйственной операции (ее описание);

2. дебетуемый счет;

3. кредитуемый счет.

Прежде чем составить  корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции и отразить ее методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо ответить на следующие вопросы:

- экономический смысл хозяйственной операции, т.е. возможна ли такая операция на предприятии?

- какие объекты учета в ней участвуют и какие счета затрагиваются?

- каким образом эти объекты учета связаны с балансом организации, т.е., что они характеризуют: имущество (актив баланса) или источники формирования этого имущества (пассив баланса)?

- как данная хозяйственная операция повлияет на валюту баланса: увеличит, уменьшит, оставит без изменения, о чем свидетельствует тип хозяйственной операции.

- какой из счетов бухгалтерского учета дебетуется, а какой кредитуется (т.е. какая будет бухгалтерская проводка)?

 

Таким образом, назначение двойной записи состоит в отражении на счетах взаимосвязанных изменений, происходящих с объектами бухгалтерского учета в результате хозяйственных операций.

Для решения поставленной задачи составим бухгалтерскую запись на каждую хозяйственную операцию и представим их в таблице 4.

Таблица 4 – журнал учета хозяйственных операций за декабрь 20__ г.

 

Содержание хозяйственной  операции

Бухгалтерские записи (сумма указана в тыс. руб.)

1

Начислена заработная плата  рабочим за изготовление продукции

Д20 

К70

712

2

Удержаны налоги из заработной платы рабочих

Д70

К68

22

3

Произведены отчисления на социальное страхование

Д20 

К69

205

4

Поступили деньги в кассу  с расчетного счета для выплаты  заработной платы работникам

Д50 

К51

690

5

Выдано из кассы под  отчет на хозяйственные расходы

Д71

К50

12

6

Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия

Д70 

К50

620

7

Поступили на склад от поставщиков  материалы

Д10 

К60

250

8

Зачислена на расчетный счет краткосрочная ссуда под сырье  и материалы

Д51 

К66

230

9

Внесена депонированная заработная плата на расчетный счет в банке

Д51

К50

70

10

Депонирована невостребованная в срок заработная плата

Д70

К76.4

70

11

Отпущены со склада в производство материалы

Д20 

К10

320

12

Передан безвозмездно другому  предприятию станок

Д91.2

К01

350

13

Возращены из цехов неиспользованные в производстве материалы

Д10

К20

40

14

Погашена задолженность:

       бюджету

       органам  социального страхования

 

Д68 

Д69 

 

К51

К51

 

400

650

15

Выпущена из производства готовая продукция

Д43

К20

1200

16

Списана себестоимость готовой  продукции (выпущенная из производства плюс остаток готовой продукции) на расходы

 

Д90.2

 

К43

 

? =1600

17

Отгружена готовая продукция  покупателям

Д62

К90.1

250

18

Зачислена на расчетный счет ссуда банка под товары отгруженные

Д51 

К66

200

19

Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности:

      по ссуде  банка

       поставщиками

 

 

Д66 

Д60 

 

 

К51

К51

 

 

230

250

20

Сформирован убыток от продаж

Д 99

К 90.9

?

=1350

21

Сформирован убыток от прочей деятельности

Д 99

К 91.9

?

=350

22

Установлена сумма непокрытого  убытка текущего года

Д84

К99

1700

ИТОГО

11771


Поскольку, выше в проводках  были задействованы счета 90 (Продажи) и 91 (Прочие доходы и расходы), то к  имеющимся хозяйственным операциям  необходимо дописать операции и проводки по определению финансовых результатов от продаж и прочей деятельности. Аналогичные действия необходимо произвести и по реформации баланса, т.е. по закрытию счета 99 (Прибыли и убытки), т.к. данный счет на конец года не дожжен иметь остатка. 

Тогда, исходя из таблицы 4, подсчитаем обороты и конечные остатки по счетам синтетического учета (на них отражаются данные экономических группировок имущества организации, источников его формирования и хозяйственные операции в обобщенном денежном выражении). В скобках от номера счета будем указывать его вид: А – активный, П – пассивный, А/П – активно-пассивный. Суммы укажем в тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные на счетах данные об оборотах и остатках хозяйственных средств и их источников используются для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Поэтому они должны быть достоверными и правильными. В течение отчетного периода в учетных записях могут быть допущены ошибки различного характера: указана неправильная сумма, сделана запись только на одном счете, одна и та же запись отражена дважды и т.д.

Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета, а  также для принятия управленческих решений необходимо иметь обобщенные данные. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим счетам.

Рассмотрим сначала порядок  составления оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости по синтетическим счетам. Она представляет собой таблицу, в первой графе которой записываются наименования всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии, а далее располагаются три пары колонок:

- остатки по счетам на начало отчетного периода;

- дебетовые и кредитовые обороты по счетам за отчетный период;

- остатки по счетам на конец отчетного периода или на начало следующего.

Далее составим ОСВ и представим ее в виде таблицы 5.

Таблица 5 – оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам

Наименование  счета

Сальдо начальное

на 01.12.20__ г., тыс. руб.

Оборот за декабрь 20__ г., тыс. руб.

Сальдо конечное

на 31.12.20__ г., тыс. руб.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Здания, машины, оборудование (01)

2500

0

0

350

2150

0

Сырье, материалы (10)

1800

0

290

320

1770

0

Незавершенное производство (20)

900

0

1237

1240

897

0

Готовая продукция (43)

400

0

1200

1600

0

0

Касса (50)

15

0

690

702

3

0

Расчетный счет (51)

2800

0

500

2220

1080

0

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)

0

0

250

250

0

0

Дебиторская задолженность покупателей (62)

750

0

250

0

1000

0

Краткосрочные кредиты (66)

0

2000

230

430

0

2200

Кредиторская задолженность перед бюджетом (68)

0

440

400

22

0

62

Кредиторская задолженность по страхованию (69)

0

500

650

205

0

55

Кредиторская задолженность по оплате труда (70)

0

1015

712

712

0

1015

Расчеты с подотчетными лицами (71)

0

0

12

0

12

0

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)

250

60

0

70

250

130

Уставный капитал (80)

0

3000

0

0

0

3000

Прибыль (84)

0

2400

1700

0

0

700

Продажи (90)

0

0

1600

1600

0

0

Прочие доходы и расходы (91)

0

0

350

350

0

0

Прибыль и убытки (99)

0

0

1700

1700

0

0

ИТОГО

9415

9415

11771

11771

7162

7162

Информация о работе Актив и пассив баланса. Группировка имущества и источников его формирования