Ациональная экономика как система. Основные макроэкономические показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
I Национальная экономика: макроэкономические цели и инструменты
1.1. Макроэкономические цели и инструменты
1.2. Основные макроэкономические показатели
II Национальная экономика
2.1. Сущность и признаки национальной экономики
2.2. Основные проблемы функционирования в условиях глобализации
2.3. Теневая экономика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

       План работы: 

        ВВЕДЕНИЕ

I  Национальная экономика: макроэкономические цели и инструменты

         1.1.    Макроэкономические цели и инструменты

         1.2.    Основные макроэкономические показатели

II  Национальная экономика

         2.1.    Сущность и признаки национальной экономики

    1. Основные  проблемы функционирования в условиях глобализации

          2.3.     Теневая экономика

           Заключение

          Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I  НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ

               1.1.    Макроэкономические цели и инструменты 

     Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана  внутренняя жизнь любого государства  и его деятельность на международной  арене. 

     В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. 

     Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А  совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений. 

     Финансовая  система включает три основных звена: государственные финансы, финансы  населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. 

     Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета  и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. 

     Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне  системы государственного бюджета  и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального  страхования и др. 

     Бюджет  состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. 

     Остальная часть поступает от использования  государственной собственности, внешнеэкономической  деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. 

     В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

     Соотношение доходной и расходной части бюджета  может быть сбалансированным, но может  быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП.

     Фискальная  политика государства влияет на объем  национального производства. Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п. 

     В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы. 

     Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского  ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта  теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса. 

     Совокупный  спрос включает потребительский  спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление  измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода. 

     Сбережения  и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают  в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения. 

     Но  сбережения и инвестиции зависят  от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетникам и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет. 

     Сбережения - это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода. 

     Рост  инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости. 

     На  макроуровне эффективность капитальных  вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при  установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения. 

     Рыночная  экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике  это функция государства, при  этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно. 

     
    1. Основные  макроэкономические показатели
 

     Система национального счетоводства (СНС)

     В макроэкономике используются агрегированные величины. СНС (система национального  счетоводства) – это статистические показатели, отражающие экономическое  благосостояние данной страны в данное время. К ним относятся:

     ВНП – весь объем конечной продукции, произведенной с помощью резидентов данной страны в течение года.

     ВВП - весь объем конечной продукции, произведенной на территории данной страны в течение года.

       Например, если Вы имеете предприятия за границей, поступившая прибыль включается в ВНП, но не включается в ВВП.

     Рассмотрим  методы подсчета на примере ВНП.

     Методы  подсчета.

  1. По расходам - как сумма расходов на покупку ВНП со стороны четырех агрегированных групп: фирм, индивидов, государства и заграницы.

     Это:

     C – личные потребительские расходы,

     G – государственные закупки товаров и услуг,

     I (g) – валовые частные инвестиции = чистые инвестиции + амортизация,

     X(n) – чистый экспорт = экспорт – импорт. 

     

 

     Валовые инвестиции включают:

  • Инвестиции на покупку основных фондов и новое строительство для будущего производства.
  • Инвестиции в жилищное строительство населением и фирмами для собственного производства или сдачи в аренду.
  • Инвестиции в товарные запасы.

     2. По доходам, как сумма доходов, получаемых владельцами ресурсов, которые используют для производства ВНП:

  1. зарплаты и все выплаты связанные с ней;
  2. процент;
  3. арендная плата;
  4. прибыль и доход от собственности;
  5. амортизация;
  6. косвенные налоги.

     3. По добавленной стоимости, как сумма добавленных стоимостей по отраслям ВНП = ВДС (валовая добавочная стоимость) + чистые налоги.

     При подсчете ВНП (ВВП) не учитываются:

  • работа на себя;
  • теневой сектор;
  • трансферты;
  • финансовые сделки;
  • процент от государственных ценных бумаг;
  • продажа подержанных товаров;
  • перепродажа товаров.

     Другими счетами являются:

       ЧНП (ЧВП) – чистый национальный (внутренний) продукт = ВНП (ВВП) – амортизация.

     НД – национальный доход = ЧНП (ЧВП) – косвенные налоги.

     ЛД  – личный доход = НД + трансферты – выплаты, связанные с зарплатой – (нераспределенная прибыль корпораций + корпоративный налог).

     Прибыль корпораций включает 3 компонента –  дивиденды, нераспределенная прибыль  корпораций и корпоративный налог. Доходом являются только дивиденды, поэтому при подсчете ЛД остальные части отнимаются.

Информация о работе Ациональная экономика как система. Основные макроэкономические показатели