Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:04, курсовая работа
Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.
Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребность в том, чтобы:
-во-первых, защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости;
-во-вторых, приостановить бегство капитала за границу;
-обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;
-стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.
В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного регулирования должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.
Введение......................................................................................................................4
1. Теоретические аспекты валютного регулирования.............................................6
1.1 Различные подходы к определению валютного регулирования......................6
1.2 Цели, задачи и принципы валютного регулирования РФ.................................8
1.3 Инструменты валютного регулирования...........................................................9
2 Анализ и оценка валютного регулирования в России.......................................12
2.1 Инструменты валютного регулирования с точки зрения мирового опыта...12
2.2 Этапы развития системы валютного регулирования в России.......................13
3 Проблемы валютного регулирования и пути решения.......................................23
3.1 Изменение режима валютного регулирования: за и против...........................23
Заключение................................................................................................................27
Список использованных источников......................................................................29
Среди доводов в пользу изменения режима валютного регулирования можно выделить четыре важнейших.
Первый состоит в том, что существующий валютный режим недостаточно эффективен. Действительно, продолжается масштабное бегство капитала, а обязательная продажа валютной выручки значительно ниже нормативной. Второй относится к повышенным трансакционным издержкам экспортеров при валютнообменных операциях, что не может подвергаться сомнению, поскольку подтверждается бухгалтерскими документами. Третий связан с тем, что валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен. Четвертый основывается на том, что произошло качественное улучшение экономической ситуации в России.
На эти доводы можно ответить следующее.
Бегство капитала из России связано в первую очередь с плохим инвестиционным климатом, чрезмерным распространением воровства и коррупции, низкой эффективностью инвестиционных проектов, неурегулированностью отношений собственности, недоверием к российским государственным финансовым органам и коммерческим банкам и лишь в минимальной степени - с режимом валютного регулирования.
Достижение установленного норматива обязательной продажи валютной выручки зависит от решения целого комплекса проблем, среди которых и бегство капитала из страны, и неопытность многих российских экспортеров, и недоверие к российским банкам, наконец, недостаточная эффективность администрирования.
Органы валютного регулирования могут и должны принимать участие (и нести ответственность) в решении этой задачи только в части качества администрирования установленных правил внешнеэкономических и валютных операций. Действительно, в отношении качества администрирования имеются большие резервы, однако это не может служить причиной отмены самих правил.
Дополнительные трансакционные издержки экспортеров в силу их крайней незначительности в общей величине издержек вряд ли могут создавать значимую проблему даже на микроуровне. Более того, при сложившейся тенденции постепенного укрепления реального курса рубля эффективное управление свободными рублевыми остатками позволяет более чем компенсировать дополнительные издержки, связанные с обязательной продажей валютной выручки.
Действующий норматив обязательной продажи валютной выручки в условиях огромного положительного сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных резервов, а с другой – к образованию избыточной рублевой ликвидности, безусловно, представляющей угрозу для макроэкономической стабильности, прежде всего, в смысле потери контроля за инфляцией.
Как с ней бороться? Существуют, по меньшей мере, три способа.
Первый состоит в проведении политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Учитывая высокую стоимость обслуживания внешнего долга РФ, такой способ достаточно эффективен, но имеет жесткое ограничение со стороны доходов федерального бюджета. Соответственно этот способ не может решить проблему избыточной ликвидности в коммерческом секторе экономики, если одновременно не предпринимать масштабных внутренних заимствований с целью рефинансирования внешнего долга.
Второй, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. Если же капиталы будут направлены на реальный импорт или конвертацию в рубли, то проблема избыточной ликвидности останется столь же острой. Заметим, что действующая система валютного регулирования никоим образом не препятствует экспортерам конвертировать рубли, полученные от обязательной продажи валютной выручки, в валюту для целей импорта.
И наконец, третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный (в действующих условиях) капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.
Таким образом, в данной главе описывается, что при принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.
В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.
Заключение
Для того, чтобы защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости; приостановить бегство капитала за границу; обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам; стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений, государству необходимо создание эффективного правового механизма валютного регулирования. Т.е. необходимо разработать систему экономических отношений, связывающих субъектов этих отношений в процессе взаимоувязанного мониторинга, анализа и управления трансграничными валютными операциями с целью выработки осуществляемых государством административных и экономических мер по обеспечению устойчивости платёжного баланса страны.
Достижение эффективного механизма валютного регулирования можно достичь путём использования различных административных и рыночных инструментов, на которые опираются многие страны . Но так как валютное регулирование и валютный контроль, оказывают весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, то их развитие должно отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере могут привести к негативным последствиям.
На последнем этапе развития валютного регулирования Правительством РФ и Банком России в сжатые сроки был реализован комплекс мер, позволяющих плавно перейти от запрета на проведение валютных операций к режиму учёта и мониторинга внешнеторговой и инвестиционной деятельности российских участников ВЭД, но тут также существуют как свои плюсы, так и минусы.
Влияние государства на состояние и динамику валютного сегмента экономики через механизм валютного регулирования и валютного контроля должно базироваться на следующих основных принципах:
- экономико-ориентированный подход к регулированию трансграничных валютных операций;
- всесторонняя регламентация прав и обязанностей всех субъектов валютных отношений;
- приоритетность экономических сдержек и противовесов при формировании системы учёта и контроля за операциями движения капитала;
- исключение конфликта интересов между органами (агентами) валютного контроля и участниками ВЭД.
В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Но одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. Однако проблема валютного регулирования, требует доводов, почему необходимо изменить существующий режим валютного регулирования.
При принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.
В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.
Изменение режима валютного регулирования может привести к возникновению инфляции, но ее можно контролировать посредством проведения политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Второй способ, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. И третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.
Таким образом, нашему государству необходимо создать комплексную систему валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивающую гибкий подход к решению проблем, возникающих в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции, как на внутреннем валютном рынке, так и во внешнеэкономической сфере.
Список использованной литературы
Приложение А
(справочное)
Таблица 2 — Отдельные показатели, характеризующие валютное регулирование в странах-членах МВФ (по состоянию на 01.01.2003 г.)
Показатели |
Количество стран |
Режим валютного курса: | |
Жёсткая привязка к иностранной валюте и корзине валют. |
42 |
Привязка к иностранной валюте или корзине валют с возможностью отклонения в установленных пределах. |
5 |
Корректируемая фиксация |
5 |
Валютный коридор |
5 |
Управляемое плавание без установления границ колебания курса |
46 |
Независимое плавание |
36 |
Структура валютного курса: | |
Двойной валютный курс |
11 |
Множественность валютных курсов |
3 |
Регулирование текущих валютных операций: | |
Требование к репатриации экспортной валютной выручки |
101 |
Требование обязательной продажи части поступлений инвалюты |
79 |
Регулирование операций движения капитала: | |
Регулирование коммерческих кредитов |
104 |
Регулирование финансовых кредитов |
112 |
Регулирование прямых инвестиций |
149 |
Регулирование частных капитальных транзакций |
97 |
Регулирование вложений в недвижимость |
137 |