Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:04, курсовая работа
Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.
Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребность в том, чтобы:
-во-первых, защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости;
-во-вторых, приостановить бегство капитала за границу;
-обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;
-стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.
В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного регулирования должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.
Введение......................................................................................................................4
1. Теоретические аспекты валютного регулирования.............................................6
1.1 Различные подходы к определению валютного регулирования......................6
1.2 Цели, задачи и принципы валютного регулирования РФ.................................8
1.3 Инструменты валютного регулирования...........................................................9
2 Анализ и оценка валютного регулирования в России.......................................12
2.1 Инструменты валютного регулирования с точки зрения мирового опыта...12
2.2 Этапы развития системы валютного регулирования в России.......................13
3 Проблемы валютного регулирования и пути решения.......................................23
3.1 Изменение режима валютного регулирования: за и против...........................23
Заключение................................................................................................................27
Список использованных источников......................................................................29
Необходимо подчеркнуть, что в рамках указанной цели на либерализацию валютного законодательства ключевым принципом валютного регулирования теперь является «исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов». На этой основе базируется новая система валютных ограничений.
Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Необходимо отметить, что в настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены. Однако большинство развивающихся стран, страны с переходной экономикой активно используют возможности валютных ограничений в целях защиты финансовой самостоятельности, стабилизации денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
1.3 Инструменты валютного регулирования
Валютное регулирование реализуется посредством определенного набора инструментов, т.е. тех рычагов, посредством которых государство регулирует валютные отношения. Их можно классифицировать на две группы:
-административные инструменты;
-рыночные инструменты.
К первым в России относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортера, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений. ЦБ РФ периодически изменяет процент продажи валютной выручки экспортерами (80, 75, 50, 30 %%). Чем выше доля обязательной валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке.
Во вторую группу включаются инструменты прямого регулирования и косвенные инструменты.
Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К ним относят валютные интервенции и дисконтную политику.
Валютные интервенции представляю собой действия ЦБ, направленные на покупку или продажу иностранной валюты на национальную.
Промежуточной целью этого процесса является, как правило, поддержание курса национальной валюты, кроме того, валютные интервенции непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.
Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок, прежде всего ставки рефинансирования – ставки кредитования Банком России банков, в том числе учета и переучета векселей. В соответствии с эффектом Фишера повышение ставки рефинансирования (учетной ставки) на 1% ЦБ РФ должно приводить к 1%-му удорожанию национальной валюты вследствие мобильности капитала в поисках более выгодных сфер его приложения.
Что же касается косвенных инструментов, то они позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютные отношения. Сюда относятся:
а) денежно-кредитные инструменты:
1) изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют право использовать для своих операций. Через них осуществляется контроль за совокупной денежной массой в стране. Увеличение резервной нормы ведет к росту резервов коммерческих банков (КБ) и уменьшению возможностей КБ кредитовать экономику, что приводит к снижению предложения денег, снижению уровня инфляции в стране и росту валютного курса национальной денежной единице.
Соответственно, уменьшение резервной нормы приведет к увеличению совокупной денежной массы в стране и удешевлению национальной валюты.
2) операции ЦБ на открытом рынке - купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Покупателями ценных бумаг могут выступать физические и юридические лица. ЦБ продает ценные бумаги, увеличивая денежное предложение, спрос на государственные ценные бумаги (ГЦБ) падает, цены на них снижаются, в результате происходит возрастание процентных ставок по ценным бумагам государства. И наоборот. Конечным результатом таких операций является изменение курса национальной валюты.
б) налогово-бюджетные инструменты:
1) государственные расходы, которые осуществляются в двух формах. Первая форма - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги. Вторая - государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения. Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП.
2) налогообложение. Увеличение налогов приводит к сокращению расходов физических и юридических лиц, что приводит к снижению ВВП. Кроме того, налоги воздействуют на цены благ и факторов производства и, поэтому, влияют на стимулы и поведение хозяйствующих субъектов. Например, чем больше налоги на прибыль, тем больше фирм теряет стимулы к инвестированию в новые капитальные блага.
В целом, считается, что увеличение государственных расходов и уменьшение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономику. И наоборот.
в) инструменты внешнеторгового регулирования:
1) экономические инструменты – импортные тарифы (пошлины), импортные квоты (прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано, как правило, оно подкрепляется выдачей лицензий), экспортные субсидии (доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров).
2) административные инструменты (изменение процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли).
Таким образом, изучив данную главу, можно составить свою непростую, но более точную дефиницию термина «валютное регулирование» - «это система экономических отношений, связывающих субъектов этих отношений в процессе взаимоувязанного мониторинга, анализа и управления трансграничными валютными операциями с целью выработки осуществляемых государством административных и экономических мер по обеспечению устойчивости платёжного баланса страны».
Также можно узнать, что валютное регулирование необходимо для того, чтобы создать эффективную государственную политику, обеспечивающую экономическую безопасность бизнеса для отдельных хозяйствующих субъектов, так и в целом для устойчивости национальной валюты; для стабилизации внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и либерализации валютного регулирования. Достижение этих целей можно достичь путём использования различных административных и рыночных инструментов.
2 Анализ и оценка валютного регулирования в России
2.1 Инструменты валютного регулирования в РФ с точки зрения мирового опыта
На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают воздействие практически все макроэкономические параметры. Поэтому целесообразно определить, какие из них должны выступать в качестве целей, а какие - в качестве инструментов валютного регулирования (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура целей и инструментов валютного регулирования
Необходимость использования государством валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе развития мировой экономики подтверждается результатами исследований специалистов МВФ, согласно которым в настоящее время к различным мерам валютного регулирования и валютного контроля прибегает большинство стран-членов МВФ.
Опыт стран, которые применяли различные инструменты валютного регулирования и валютные ограничения, свидетельствует о том, что все финансовые проблемы уникальны. В то же время любая мера по предотвращению экономических проблем основывается на анализе уже имеющегося опыта. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть систему существующих в российском валютном законодательстве инструментов валютного регулирования и валютных ограничений с точки зрения мирового опыта. Международный опыт использования инструментов валютного регулирования и валютного контроля представлен в обобщённом виде в таблице 2 (Приложение А).
Анализ данных таблицы 2 свидетельствуют о том, что валютное регулирование используется значительным числом стран. Бурное развитие международных финансовых рынков капитала и опыт финансовых кризисов второй половины ХХ века потребовали от правительств развитых стран более внимательного отношения к сфере валютных отношений, разработке новых инструментов регулирования валютных операций.
К настоящему времени накоплен значительный мировой опыт по применению мер валютного регулирования и их воздействию на различные параметры экономик разных стран. Проблема в том, что на большинство параметров экономики в значительно меньшей степени воздействуют инструменты валютного регулирования, чем факторы макроэкономической ситуации и политика государства, ибо в условиях рыночных отношений существующими в мировой практике инструментами воздействия на валютные операции невозможно добиться политической стабильности в стране и преодолеть стагнацию в экономике.
Применение мирового опыта валютного регулирования ограничено, поскольку оно является административно-властным способом воздействия на изменения конкретной макроэкономической ситуации.
При этом не существует универсальных методов, применимых к любой стране и ситуации, что вызывает необходимость анализа каждой отдельной ситуации, учёта всевозможных факторов, согласования различных целей и интересов, прогнозирования возможных негативных последствий.
Репатриация экспортной валютной выручки в целях обеспечения ликвидности внутреннего валютного рынка используется во многих странах. Так, в Великобритании установлено правило по обеспечению своевременного возвращения выручки за экспорт английских товаров из стран, не входящих в перечень отдельно перечисленных территорий. При этом существует максимально разрешённый срок для репатриации. Превысить этот срок можно, если получено специальное разрешение или в случае поставок под экспортные кредиты, гарантированные государством.
Обязательная продажа валютной выручки как инструмент валютного регулирования используется государством в основном для регулирования курса национальной валюты и формирования резерва страны.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что правильная организация обязательной продажи валютной выручки позволяет своевременно решать задачи экономической политики.
Требование об обязательной продаже установлено в 79 странах-членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортёры обязаны продавать 100 процентов валютной выручки. В 33 государствах-членах МВФ действует требование частичной продажи экспортной валютной выручки в размере от 80 до 25 процентов. При этом, ряд государств подходит дифференцированно к продаже выручки, учитывая особенности структуры национального экспорта[7, с.25].
В валютном законодательстве Российской Федерации данный инструмент валютного регулирования постепенно снижал свой процентный порог с 75 до 50, 35, 10 и был окончательно упразднён с 1 января 2007 г. в силу значительного превосходства притока иностранной валюты на внутренний валютный рынок над спросом на неё, что исключает необходимость введения обязанности продажи иностранной валюты в принудительном порядке[8].
Введение в российское законодательство такого инструмента валютного регулирования, как резервные требования также было заимствовано из международной практики.
Требование о резервировании при осуществлении валютных операций использовалось как промышленно развитыми странами (в ФРГ и Японии в 1970-х годах, в Испании — в 1992 г. в условиях кризиса валютного механизма), так и развивающимися странами (Бразилией, Колумбией, Чили, Малайзией, Таиландом — в 1990-х годах).
Целью данного инструмента является создание невыгодных условий для размещения краткосрочных спекулятивных инвестиций путём изъятия части средств на определённый срок и тем самым повышения затратности данных операций. По мнению как резидентов перечисленных стран, так и иностранных инвесторов положительный эффект воздействия данного инструмента был непродолжительным, поскольку законодательные требования успешно обходились, что являлось характерным и для России. В целях уклонения от существовавшей обязанности зачисления на резервные счета части валютных средств по внешнеторговым сделкам, условия которых попадали под требование о резервировании (краткосрочное кредитование), контрагенты формально меняли условия сделок (предоставление кредитов и займов на срок свыше трёх лет), а расчёты фактически осуществлялись в нужные им сроки.
Что касается специальных счетов при проведении ряда операций, то данная мера носит в большей степени учётную функцию и используется многими странами для мониторинга валютных операций, которым уделяется повышенное внимание.
Такой инструмент валютного регулирования как запрет на проведение ряда валютных операций, необходим для быстрого реагирования на изменения ситуации в экономике страны.
В России запрещены расчёты в иностранной валюте между резидентами, за исключением ряда случаев, прописанных в Законе № 173-ФЗ. Данное ограничение существует в большинстве стран мира и является разумным, прежде всего для поддержания суверенитета национальной экономики.
Отказ от жёсткой системы валютного регулирования и либерализация внешнеэкономической деятельности во многих странах осуществлялись постепенно с учётом изменений макроэкономической ситуации страны и её места в международном сообществе.