Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:04, курсовая работа
Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики.
Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребность в том, чтобы:
-во-первых, защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости;
-во-вторых, приостановить бегство капитала за границу;
-обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;
-стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.
В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного регулирования должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.
Введение......................................................................................................................4
1. Теоретические аспекты валютного регулирования.............................................6
1.1 Различные подходы к определению валютного регулирования......................6
1.2 Цели, задачи и принципы валютного регулирования РФ.................................8
1.3 Инструменты валютного регулирования...........................................................9
2 Анализ и оценка валютного регулирования в России.......................................12
2.1 Инструменты валютного регулирования с точки зрения мирового опыта...12
2.2 Этапы развития системы валютного регулирования в России.......................13
3 Проблемы валютного регулирования и пути решения.......................................23
3.1 Изменение режима валютного регулирования: за и против...........................23
Заключение................................................................................................................27
Список использованных источников......................................................................29
Регулирование движения капиталов в большей степени обеспечивается рыночным механизмом и инструментами денежно-кредитной политики. Но с развитием международных отношений всё большее значение сегодня приобретает информационная составляющая системы регулирования и контроля за участниками внешнеэкономической деятельности и движением денежных потоков.
Процесс осуществления валютного контроля государственными органами во многом обусловлен текущим состоянием экономики, её денежной сферы и перспективными интересами развития страны.
Валютное регулирование и валютный контроль осуществляется государством для стабилизации валютного положения страны. Однако, функционирование системы валютного регулирования вне зависимости от политических и внешнеэкономических факторов невозможно. При этом следует учитывать опыт развития мировой экономики. Мировой экономический кризис 1929–1933 годов показал, что породившие его свободные рыночные механизмы сами не в состоянии обеспечить скорейший выход из него, что повлекло возникновение системы государственного экономического регулирования.
В данной ситуации значительно возрастает роль государства в регулировании возникающих негативных тенденций. Степень участия государства в процессе стабилизации экономики в отдельные периоды значительно различается и зависит от сложности проблем, а также состояния экономики, что подтверждается этапами развития российской системы валютного регулирования. Исследуем этапы развития валютного регулирования и валютного контроля в условиях последовательной либерализации валютных отношений в РФ.
2.2 Этапы развития системы валютного регулирования и в условиях либерализации валютных отношений
Мировой опыт развития системы валютного регулирования и валютного контроля был положен в основу валютной системы России.
Развитие валютного регулирования и валютного контроля в России прошло несколько этапов, на каждом из которых проявлялись закономерности, присущие мировой валютной системе, а также особенности, обусловленные такими факторами как:
- частичная конвертируемость российского рубля, не позволяющая использовать его как полноценное средство в международных расчётах;
- значительная территориальная протяжённость, осложняющая процесс валютного регулирования и валютного контроля;
- неразвитость рыночных механизмов, обеспечивающих сбалансированное функционирование экономики;
- отсутствие соответствующей банковской инфраструктуры обслуживания валютных операций, низкий уровень экономической образованности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
- политическая нестабильность в стране, осложняющая процесс регулирования внутреннего валютного рынка и влияющая на динамику внешнеторговых операций.
Выделение этапов развития валютного регулирования в России осуществлялось на основании таких критериев, как:
- субъектный состав валютных отношений;
- правовая инфраструктура валютных операций;
- уровень развития банковской системы.
Первый этап «государственное планирование» (до 1986 года) характеризовался валютной монополией государства. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка, обслуживавшего все международные расчёты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее — Внешэкономбанк).
Основными особенностями данного этапа были:
- ограниченный доступ на валютный рынок (право совершать внешнеторговые сделки и проводить валютные операции имел узкий круг предприятий и организаций);
- государственное распределение валютных средств (использование доходов от экспорта, сумм привлечённых валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе плана, формируемого Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР в соответствии потребностями регионов и отраслей и утверждаемого в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР).
С переходом России к рыночным отношениям изменился характер валютного регулирования в стране, что позволяет говорить о новом этапе развития валютного регулирования - этап «децентрализация», - который начался с января 1986 года и продлился по февраль 1991 года.
Характерными особенностями второго этапа были:
- свободный доступ на валютный рынок всех субъектов хозяйственной деятельности, которым было предоставлено право заниматься внешней торговлей;
- становление и развитие двухуровневой банковской системы России (появилось большое число самостоятельных коммерческих банков, подотчётных Госбанку СССР, и получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчётов).
Недостатком этого периода развития страны являлось отсутствие специального государственного органа валютного регулирования. Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, требовали специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.
Третий этап развития валютного регулирования в стране - «методологическое становление» - начался с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» и длился по октябрь 1992 года. Характерными особенностями третьего этапа были:
- развитие теоретических основ валютного регулирования (формирование терминологии, определение целей и задач, внедрение из мирового опыта инструментов валютного регулирования);
- создание институтов органов и агентов валютного регулирования (основным органом валютного регулирования был определён Госбанк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств);
- становление системы учёта и отчётности по валютным операциям.
С начала 1991 года стал активно развиваться внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка РФ в области валютного регулирования. В течение двух лет (январь 1991 года - январь 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Позднее были открыты ещё две валютные биржи - Нижегородская и Самарская.
В процессе развития валютного регулирования и либерализации операций на внутреннем валютном рынке были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки.
Для интенсивного развития валютного рынка Центральный банк РФ использовал такой метод валютного регулирования как введение обязательной продажи части валютной выручки предприятий.
Метод валютных ограничений, используемый Центральным банком на этом этапе развития валютного регулирования, предусматривал обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг), если иное не было разрешено Банком России, а также определял ответственность за нарушение указанного порядка. Кроме того, юридическим лицам, имеющим валютные счета за границей без соответствующего разрешения ЦБ РФ, предписывалось перечислить указанные средства на свои счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Средства, не перечисленные в течение трёх месяцев, становились собственностью государства и подлежали изъятию в Республиканский валютный резерв России. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Российскую Федерацию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям возлагался на органы Государственной налоговой службы при проведении проверок деятельности предприятий.
В конце 1992 года Банк России разработал порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, предусматривающий получение юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.
Указанным порядком был существенно ограничен и чётко определён круг товаров (работ, услуг), которые в Российской Федерации разрешались к продаже гражданам за иностранную валюту.
Впоследствии, в связи с ограничением расчётов в наличной иностранной валюте на территории России данный порядок был отменён. Право реализовывать товары за наличную иностранную валюту сохранилось только у магазинов беспошлинной торговли.
Распад Советского Союза и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной и валютной, как составляющей последней. Учитывая, что многие положения Закона СССР «О валютном регулировании» фактически перестали действовать, актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона РФ.
Новый этап валютного регулирования в России («жёсткое администрирование валютных операций») открыл Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года; он продлился более десяти лет до июня 2004 года.
Основными особенностями
- введение института органов и агентов валютного контроля (органами валютного контроля были названы ЦБ РФ и Правительство РФ, агентами валютного контроля были названы уполномоченные банки, а также иные организации, которые могут осуществлять функции валютного контроля);
- формирование основных направлений валютного контроля (лицензирование валютных операций, проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации);
- нормативное закрепление прав и обязанностей резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, а также должностных лиц органов и агентов валютного контроля (Центральный банк РФ стал преемником Госбанка СССР как органа валютного контроля);
- определение мер ответственности резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства.
Сформированные в этот период времени правила проведения валютных операций базировались на принципе «запрещено всё, кроме разрешённого».
Для данного этапа развития валютного регулирования и валютного контроля были также характерны ранее перечисленные методы:
- регулирование валютных курсов осуществлялось посредством введения «валютного коридора», который впоследствии был заменён на режим так называемого «ползучего курса» и систематических интервенций на торгах межбанковских валютных бирж со стороны Банка России с целью поддержания курса российского рубля;
- использование инструмента обязательной продажи Центральному банку РФ части экспортной валютной выручки;
- ограничение ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из неё иностранной валюты и ценных бумаг в инвалюте уполномоченными банками, а также установление порядка ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
- наделение кредитных организаций функциями валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров и обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Недостатком данного этапа являлась отсутствие в основополагающем документе - Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» - проработанного механизма регулирования валютных операций. С развитием рыночной экономики в России и международного экономического сотрудничества возникла необходимость разработки нового подхода к организации валютного регулирования, который мог обеспечить проведение последовательной либерализации валютных отношений, а также обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.
Для устранения негативных последствий международного движения капитала, поддержания равновесия внешнеторгового платёжного баланса государства и устойчивости валюты РФ, были предусмотрены не столько экономические, сколько административные меры валютного регулирования, что предполагало не только возможность введения дискриминационных мер при совершении отдельных видов валютных операций как резидентами, так и нерезидентами, но и возможность предоставления индивидуальных разрешений на совершение отдельных видов валютных операций, что противоречило принципу равенства прав всех участников валютных отношений.
Последний этап развития, отражающий текущую ситуацию в валютно-кредитных отношениях хозяйствующих субъектов, - этап «валютной либерализации» - начался со вступлением в силу нового Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».