Структура расходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава 1 Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства…………………….стр.4
Классификация расходов федерального бюджета………………….стр.4
Виды расходов федерального бюджета……………………………..стр.5
Резервные фонды расходов федерального бюджета……………….стр.8
Глава 2 Структура расходов федерального бюджета……………..стр.10
2.1. Бюджетная и ведомственная классификации расходов федерального бюджета………………………………………………………………...стр.102.2 Формирование расходов федерального бюджета………………..стр.18
2.3. Роль и значение бюджетных расходов…………………………стр.19
Глава 3. Основные направления бюджетной политики РФ в области бюджетных расходов на 2012-2014 гг……………………………………стр.23
Заключение…………………………………………………………..стр.27
Приложение. ……………………………………………………........стр.29
Список использованной литературы……………………………………стр.30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

     Ведомственная классификация расходов местных  бюджетов представляет собой группировку  расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств  местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

     Ведомственная структура расходов местного бюджета, устанавливающая расходы местного бюджета по главным распорядителям средств, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной классификации расходов утверждается решением о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

     Такая классификация расходов бюджета  показывает наиболее мобильные изменения  в структуре расходов, связанные  с изменением системы управления.

     Экономическая классификация расходов бюджета- это группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, которые осуществляются в секторе государственного управления. Данная классификация расходов (разряды18-20) включает четыре группы расходов, которые обеспечивают классификацию операций сектора государственного управления в зависимости от влияния на чистую стоимость активов:

     1) Расходы (200)

     2) Поступление нефинансовых активов  (300)

     3) Поступление финансовых активов  (500)

     4) Выбытие финансовых активов (600)

     Группы  расходов детализируют статьи и подстатьи  расходов. Группа "Расходы" включает 7 статей и 19 подстатей расходов. Вторая группа включает 3 расходов. Группа "Поступления  нефинансовых активов" включает 1 статью расходов, и последняя группа включает 2 статьи расходов.

     Как уже было сказано ранее, классификация  расходов бюджетных средств, строится по разделам, подразделам, видам расходов или статьям. Экономическая классификация  также включает три раздела:

     - текущие расходы (код 100 000);

     - капитальные расходы (код 200 000);

     - предоставление кредитов за вычетом  погашения (код 300 000).

     Раздел "Текущие расходы" имеет подразделы:

     - закупка товаров и оплата услуг  (код 110 000);

     - выплата процентов (код 120 000);

     - субсидии и текущие трансферты (код 130 000);

     - оплата услуг по признанию  прав собственности за рубежом  (код 140 000)

     Раздел "Капитальные расходы" имеет  подразделы:

     - капитальные вложения в основные  фонды (код 210 000);

     -создание  государственных запасов и резервов (код 220 000);

     - приобретение земли и нематериальных  активов(код 230 000);

     - капитальные трансферты (код 240 000);

     - представление бюджетных ссуд (код  250 000) и т. д.

     Раздел "Предоставление кредитов" имеет  подразделы:

     - предоставление кредитов (код 310 000);

     - предоставление государственных  кредитов правительствам иностранных  государств (код 320 000);

     - возврат государственных кредитов  правительствам иностранных государств (код 330 000) 

     2.2 Формирование расходов  федерального бюджета

     Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов  государственной власти.

     Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате:

  1. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;4
  2. заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:

     • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных  обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

     • субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. 

     2.3. Роль и значение  бюджетных расходов

     Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

     По  роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:

  1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  2. расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

     С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, достигать  прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

     В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

  1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  2. расходы на социально-культурные нужды;
  3. военные расходы;
  4. расходы на управление.

     Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в  нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

     Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

     Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

     Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

Глава 3. Основные направления бюджетной политики РФ в области бюджетных расходов на 2012-2014 гг.

     Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

  • 1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
  • 2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;
  • 3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:
  • – осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;
  • - передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
  • - передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;
  • - передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;
  • – индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6 % стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;
  • – индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
  • – компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 %), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %;
  • – индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • – проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • - увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
  • - формирования Федерального дорожного фонда;
  • - завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);
  • - реализации новых федеральных целевых программ.

Информация о работе Структура расходов федерального бюджета