Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:24, реферат
Целью исследования является анализ правоотношений, возникающих в связи с применением бюджетно-правовой ответственности.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение признаков нарушения бюджетного законодательства;
анализ отдельных мер государственного принуждения, применяемых в рамках бюджетно-правового регулирования
Под правонарушением
в юридической науке, как правило,
понимается противоправное (неправомерное),
общественно вредное, виновное деяние
(действие или бездействие) деликтоспособного
субъекта, в результате которого ненадлежащим
образом исполняются
Рассмотрение
вопросов финансовой и, в том числе,
бюджетной ответственности в
последнее десятилетие
Кроме того, нельзя
не согласиться с М.В. Карасевой,
когда она отмечает, что выделение
финансовой ответственности как
самостоятельного вида ответственности
как раз и связанно с бурным
развитием финансового
Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.
Кодекс устанавливает ответственность за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный кодекс содержит конкретные санкции, а в ряде случаев - отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству.
Любая юридическая
ответственность
а) государственным принуждением;
б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;
в) наступлением
для правонарушителя
Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
1) данная ответственность
установлена непосредственно
2) к ответственности
привлекается субъект
3) ответственность
предусматривает применение
4) в основании
ответственности лежит
5) ответственность
состоит в применении
6) привлечение
к бюджетно-правовой
7) привлечение
к ответственности
8) бюджетно-правовая
ответственность является
При привлечении
бюджетного правонарушителя к юридической
ответственности государство
обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.
наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
защита имущественных
интересов участников бюджетных
правоотношений. В рамках финансовой
ответственности
Бюджетно-правовая
ответственность – это
Характеризуя
правовой статус субъектов Российской
Федерации в системе
субъекты Российской Федерации не правомочны станавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти.
нарушение бюджетного
законодательства субъектов Российской
Федерации может выражать собой
объективную сторону бюджетно-
субъекты Российской
Федерации в лице органов, исполняющих
бюджеты субъектов Российской Федерации,
правомочны привлекать правонарушителей
к бюджетно-правовой ответственности
за совершение бюджетных правонарушений,
в порядке установленном
субъекты Российской
Федерации в лице органов, исполняющих
бюджеты субъектов Российской Федерации,
правомочны возбуждать дела о привлечении
правонарушителей к административно-
правовой ответственности за нарушения
бюджетного законодательства путем
составления протокола о
субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.[9]
Согласно ст. 282 Бюджетного кодекса РФ4 к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна. Так, Т.В. Конюхова считает, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (мера финансовой дисциплинарной ответственности);
блокировка расходов (мера финансовой дисциплинарной ответственности);
изъятие бюджетных средств (мера финансовой дисциплинарной ответственности);
приостановление операций по счетам в кредитных организациях (мера финансовой дисциплинарной ответственности);
наложение штрафа (мера административной ответственности);
начисление пени (мера гражданско-правовой ответственности за просрочку исполнения обязательств);
иные меры в
соответствии с Бюджетным кодексом
и другими федеральными законами.
Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.1 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в бюджетной сфере применяться не может, так как правонарушения носят публичный, а не частноправовой характер.[7]
Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, а материальная - в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях за нарушения в бюджетной сфере предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.
Говоря об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность.
Однако действующее
бюджетное законодательство дает нам
основания выделять финансовую ответственность
в самостоятельный вид
Согласно статье 282 Бюджетного кодекса РФ к таким мерам относятся:
1) предупреждение
о ненадлежащем исполнении
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление
операций по счетам в
5) наложение штрафа;
6) начисление
пени и иные меры в
В теории права,
а также в отраслевых правовых
науках выделяют следующие меры государственного
принуждения: меры пресечения, предупредительные
меры, правовосстановительные меры и
юридическую ответственность. То есть
меры государственного принуждения - это
более широкое понятие по сравнению
с юридической
К пресекательным мерам государственного принуждения относятся: блокировка расходов (ст. 231 БК РФ); приостановление операций по счетам в кредитных организациях; сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).
Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ