Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:24, реферат
Целью исследования является анализ правоотношений, возникающих в связи с применением бюджетно-правовой ответственности.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение признаков нарушения бюджетного законодательства;
анализ отдельных мер государственного принуждения, применяемых в рамках бюджетно-правового регулирования
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ
Введение
Актуальность исследования. В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.
К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной сфере предусмотрена бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления правовых основ правопорядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отражена в четвертой части (ст.ст. 281-306) бюджетного кодекса. «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».
Теоретической основой проведенного исследования является работы таких отечественных ученых, как Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В, Кучеров И.И., Карасева М.В. и других. При написании работы использовались некоторые общенаучные и частнонаучные методы познания: системный, логический, аналитический, сравнительно-правовой, статистический и технико-юридический.
Целью исследования является анализ правоотношений, возникающих в связи с применением бюджетно-правовой ответственности.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение признаков нарушения бюджетного законодательства;
анализ отдельных мер государственного принуждения, применяемых в рамках бюджетно-правового регулирования
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с применением бюджетно-правовой ответственности.
Предметом исследования
являются: нормы финансового и других
отраслей права, регламентирующие применение
ответственности за нарушения бюджетного
законодательства.
Глава 1. Нарушение бюджетного законодательства как основание юридической ответственности
1.1 Понятие и признаки нарушения бюджетного законодательства
В Бюджетном
кодексе понятие «бюджетное правонарушение»
отсутствует. Вместо него используется
понятие «нарушение бюджетного законодательства»,
которым в соответствии со ст. 281
Бюджетного кодекса признается неисполнение
либо ненадлежащее исполнение установленного
данным Кодексом порядка составления
и рассмотрения проектов бюджетов,
утверждения бюджетов, исполнения и
контроля за исполнением бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Бюджетное правонарушение
(как разновидность
Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется определенными признаками[12].
Первым признаком бюджетного правонарушения является его противоправность – правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.
Вторым признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством. Вина может иметь форму умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым м косвенным.
Бюджетное правонарушение
признается совершенным с прямым
умыслом, если лицо осознавало общественную
опасность своих действий (бездействия),
предвидело возможность или неизбежность
общественно опасных
Бюджетное правонарушение
признается совершенным по неосторожности,
если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления
Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный данным деянием. Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости от характера правонарушения могут пострадать интересы государства и субъекта Российской Федерации (например, в случае нецелевого использования бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).
Четвертым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями.
Пятым признаком
бюджетного правонарушения выступает
наличие юридической
Каждое бюджетное
правонарушение имеет свой состав.
Состав бюджетного правонарушения –
это совокупность предусмотренных
нормами права элементов, при
наличии которых деяние признается
бюджетным правонарушением, являющимся
основанием для применения к виновному
мер юридической
Элементами бюджетное
правонарушения являются: 1) субъект
правонарушения; 2) объект правонарушения;
3) субъективная сторона правонарушения;
4) объективная сторона
Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .
Объектом бюджетного
правонарушения (то есть то, на что оно
посягает) является установленный правопорядок
в сфере бюджетной
В более конкретном
виде (то есть применительно к конкретным
видам бюджетных
Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.
Вина может
быть умышленной и неосторожной. Соответственно
этому бюджетное правонарушение
может быть совершено умышленно
или по неосторожности, о чем уже
было сказано выше при рассмотрении
признаков этого
Отсутствие вины
в деяниях лица, не выполнившую
бюджетную обязанность, свидетельствует
об отсутствии самого правонарушения,
что исключает юридическую
Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).
Каждый элемент
бюджетного правонарушения, предусмотренный
нормами права, является обязательным:
при отсутствии хотя бы одного из них
деяние не может быть признано бюджетным
правонарушением, что исключает
применение мер юридической
Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной сфере предусмотрена бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления правовых основ правопорядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отражена в четвертой части (ст.ст. 281-306) бюджетного кодекса. «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». [9]
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. (см.Приложение)
К числу таких оснований относится:
Нецелевое использование бюджетных средств (ст.289), выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.14),
изъятие в бесспорном
порядке бюджетных средств, используемых
не по целевому назначению, а также
при наличии состава
Невозврат либо
несвоевременный возврат
изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет[1].
Неперечисление
либо несвоевременное перечисление
процентов, (платы) за пользование бюджетными
средствами, предоставленными на возмездной
основе, влечет наложение штрафов
на руководителей получателей
Как видно из
норм Бюджетного кодекса Российской
Федерации, ответственность за бюджетные
правонарушения не ограничена рамками
собственно бюджетного законодательства.
Финансовые правонарушения, приведение
к тяжелым последствиям влекут за
собой меры административной, и иногда
даже и уголовной ответственности.
1.2 Понятие юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является юридической ответственностью и, поэтому, ей присущи все признаки юридической ответственности в общеправовом смысле.[10]
Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ