Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что с налоговой системой теснейшим образом связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому формирование эффективных инструментов налогового регулирования бюджета является необходимым условием социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании го

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 900.50 Кб (Скачать)

2.2. Доходные источники бюджета 

      Доходы  бюджетов всех уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года. Большинство стран с рыночной экономикой к доходным источникам относит: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездную финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии и субвенции).

      Основу  доходной части бюджетов всех уровней  составляют налоговые поступления  от физических и юридических лиц. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

     К налоговым доходам  федерального бюджета  относятся:

        1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

    1. государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     К налоговым доходам  бюджетов субъектов  Российской Федерации относятся:

    1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
    2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

      К налоговым доходам  местных бюджетов относятся:

    1. собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;
    2. отчисления от федеральных и региональных регулирующих 
      налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в 
      порядке, установленном статьями Налогового кодекса;

      3) государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

     Наиболее  значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины).

      К неналоговым доходам  причисляют:

      а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

      б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

      в) доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

      г) доходы в виде финансовой помощи и  бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы, и иные неналоговые доходы.

      С точки зрения взаимодействия разных уровней власти выделяются следующие виды доходов:

      а) собственные доходы (налоговые и неналоговые) как закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации;

      б) закрепленные доходы (налоговые и  неналоговые) вышестоящих уровней власти, зачисляемые на долговременной основе в бюджеты нижестоящих уровней;

      в) регулирующие доходы. 

2.3. Инструменты налогового регулирования 

      Формирование  эффективных инструментов налогового регулирования является необходимым  условием социально-экономического развития страны. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них. Размеры налоговых поступлений в государственный бюджет определяются содержанием инструментов налогового регулирования таких как:  

    • подоходные налоги;
 
    • акцизы;
 
    • импортные пошлины;
 
    • инвестиционные  стимулы.
 

      Подоходные  налоги - обеспечивают налоговые поступления в бюджеты в большинстве государств.

      Практически во всех развитых странах источником более 85% всех налоговых поступлений  являются личный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налоги на потребление. Верхний размер ставок этого налога в разных странах варьирует от 30% до 60%.

      Акцизы - налоги на отдельные товары, которые не только выполняют роль ограничителя потребления некоторых изделий, но и является источником доходов под специальные расходы, например, для компенсации расходов на строительство и содержание дорог.

      Импортные пошлины выполняют функции по обеспечению запланированного краткосрочного регулирования платежного баланса. Это достигается путем введения низкого общего налога на импортные товары. Однако в случае решения правительства обеспечить особую защиту каких-либо конкретных национальных отраслей или секторов устанавливаются высокие ставки импортных пошлин.

      Инвестиционные  стимулы - инструмент налоговой политики, который оказывает влияние на содержание доходной части бюджета.

      Эти стимулы приобретают форму налоговых  скидок или кредитов, применяются  по всем видам фондов или дифференцируются по видам оборудования, деятельности, по регионам. Двумя очевидными эффектами таких стимулов является то, что инвестиции в капитал, особенно в машины и оборудование, в значительной мере субсидируются, а реальные налоговые ставки сильно отличаются друг от друга в зависимости от конкретного предприятия. В Российской Федерации чрезмерное количество льгот на одну четвертую сокращают суммарные поступления по налогам на прибыль предприятий.

      Эффективность таких налоговых стимулов основанных на низких налоговых ставках является отрицательной для доходной части бюджета. Поэтому многие страны отказываются от применения этого инструмента налогового регулирования. Однако Франция и Великобритания, напротив, предприняли ряд шагов, побуждающих к частным производительным инвестициям.

      Практически все страны предусматривают льготное налогообложение доходов от прироста капитала и дивидендных доходов для работников-владельцев акций своих предприятий с целью стимулирования участия работников в собственности.

      Налоговые ставки и порядок распределения средств от налогов между бюджетами разного уровня устанавливаются законодательными, а в отдельных случаях исполнительными органами власти Российской Федерации.

      Органы  государственной власти национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные льготы только о пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование бюджетного регулирования

3.1. Пути совершенствования бюджетного регулирования 

      Согласно  Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

      Следование  этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики – улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Были реализованы меры по следующим направлениям:

      1. Модернизация бюджетного  процесса

      В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. 

      Законодательно определён новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

      Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

      Сформированы: Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

      В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных  проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных  контрактов, формирования  среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.   

      В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования бюджетных проектировок на 2009–2011 годы в формате «скользящей трёхлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

      Дальнейшее  совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утверждённого  Правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

      2. Внедрение механизмов  бюджетирования по  результатам

      Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов. В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования