Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:18, курсовая работа
Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  с налоговой системой теснейшим  образом связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому формирование эффективных инструментов налогового регулирования бюджета является необходимым условием социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.
     Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании го
Введение 
Актуальность данной работы обусловлена тем, что с налоговой системой теснейшим образом связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому формирование эффективных инструментов налогового регулирования бюджета является необходимым условием социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно на прибыльных, и социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета, в частности налоги, выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции – государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территории, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
В регулирование экономических процессов налоги играют двойную роль. С одной стороны, налоговая система обеспечивает бюджетную систему в целом и ее отдельные уровни требуемыми финансовыми ресурсами, с другой – она способствует реализации целей выбранной экономической программы.
Регулирование бюджета представляет собой систему особых мероприятий в области налоговых поступлений, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.
Однако до сих пор не определены: потенциал и особенности воздействия инструментов налогового регулирования на различные отрасли экономики и категории налогоплательщиков, не установлены критерии их оценки, что сказывается на эффективности налогового регулирования. Эффективность инструментов регулирования бюджета в целом зависят от целостности механизма налогового регулирования, в этой связи востребованными являются исследования в области повышения эффективности системы налогообложения, в качестве особого системного инструмента государственного регулирования.
     Таким 
образом, проблемы эффективности регулирования 
бюджета требуют своей дальнейшей разработки 
в современном периоде, что и определяет 
актуальность проблемы данной работы. 
 
 
 
 
 
Глава 1. Налоги
     1.1. 
Понятие и сущность 
налогов 
     Государство 
признано вносить в экономику 
стабилизирующее воздействие, обеспечивая 
наилучшие условия для 
Взгляды на сущность налогов менялись с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является У. Петти (1623–1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает “нейтральность” по отношению к разным по величине доходам. В XVII–XVIII вв. Ш. Монтескье, Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория “общественного договора”. Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности.
Позднее, в период с XVIII по XIX вв., на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась “теория обмена”, в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию (“теорию налогового нейтралитета”), считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства.
В XIX в. швейцарский экономист. Ж. Сисмонди разработал “теорию наслаждения”. Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Р. МакКуллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалась окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и др. рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. М. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист М. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения.
Н.И Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю.Витте, А. Гегемейстер, Е.Г.Осокин, В.А. Лебедев и др. рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.
Исходя из этих и подобных теорий налогообложения, на протяжении столетий строилось и определение самого понятия “налог”. Таким образом, налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция – изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция является основной функцией налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государств, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
     Контрольная 
функция налогообложения означает, 
что государство посредством налогов 
контролирует финансово-хозяйственную 
деятельность юридических лиц и граждан. 
Одновременно осуществляется контроль 
за источниками доходов и направлениями 
расходования средств. В конечном счете, 
контрольная функция позволяет обеспечивать 
минимум налоговых поступлений в бюджет, 
которые, тем не менее, достаточны для 
выполнения государством своих конституционных 
функций. 
1.3. 
Классификация налогов 
Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию.
Налоги в Российской Федерации по принадлежности к уровню власти подразделяются на:
Федеральные налоги обязательные к уплате на всей территории Р.Ф. Перечень региональных налогов установлен Н.К. Р.Ф. и законами субъекта Р.Ф. местные налоги определены Н.К. Р.Ф. и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основными классификационными признаками являются:
        
 
 
 
 
Глава 2. Налоги как инструмент регулирования бюджета
2.1. 
Регулирование бюджета 
налогами 
      Федеративный 
характер Российского государства, 
который включает в себя: национально-государственные 
и административно-
      Взаимодействие 
бюджетов всех уровней и единство бюджетной 
системы страны обеспечивается посредством 
налоговой политики. Часть федеральных 
налогов и один региональный (на имущество 
предприятий) имеют статус закрепленных 
доходных источников. Доходы по этим 
налогам полностью или в твердо фиксированной 
доле (в процентах) на постоянной либо 
долговременной основе поступают в соответствующий 
бюджет, за которым они закреплены. Другая 
группа федеральных налогов, например, 
НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий 
и организаций, подоходный налог с физических 
лиц — являются регулирующими доходными 
источниками. Доходы по этим налогам используются 
для регулирования поступлений в нижестоящие 
бюджеты в виде процентных отчислений 
от налогов либо по ставкам (нормативам), 
утвержденным в законодательном порядке. 
Отчисления по регулирующим доходам зачисляются 
непосредственно в региональные бюджеты, 
а ставки (нормативы) отчислений определяются 
при утверждении федерального бюджета. 
В свою очередь представительный орган 
субъекта РФ устанавливает ставки отчислений 
по регулирующим налоговым доходам в местные 
бюджеты при утверждении своего регионального 
бюджета. 
Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования