Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования и ее основные направления обусловлены следующими факторами:
1. Выбором Республики Казахстан в июле 1990 года курса на создание независимого государства со свободной рыночной экономикой, национальной финансово-кредитной системой, самостоятельной бюджетной и налоговой политикой.
2. Общей финансово-экономической ситуацией, характеризующейся кризисом в социально-экономической сфере, дефицитом государственного бюджета, возрастанием внутренних и внешних государственных долговых обязательств и необходимостью их погашения.

Оглавление

Введение.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Принципы бюджетной системы
Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство и межбюд.отн в РК.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение.

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система
  2. Принципы бюджетной системы
  3. Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК
  4. Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Становление рыночных отношений в Республике Казахстан предполагает пересмотр ряда положений финансово-экономической теории, бюджетного процесса и практики межбюджетных взаимоотношений. Требуется более глубокое рассмотрение системы финансово-бюджетных отношений на примере конкретной территории, что, в свою очередь, является важной предпосылкой в оценке происходящих в стране и регионах экономических процессов.

Актуальность  темы исследования и ее основные направления  обусловлены следующими факторами:

1. Выбором Республики  Казахстан в июле 1990 года курса на создание независимого государства со свободной рыночной экономикой, национальной финансово-кредитной системой, самостоятельной бюджетной и налоговой политикой.

2. Общей финансово-экономической  ситуацией, характеризующейся кризисом в социально-экономической сфере, дефицитом государственного бюджета, возрастанием внутренних и внешних государственных долговых обязательств и необходимостью их погашения.

3. Проведением  в республике радикальных экономических  реформ и переходом к рыночным отношениям, что предполагает коренную перестройку финансово-бюджетной и налоговой политики государства, изменение роли бюджетной системы в воспроизводственном процессе.

4. Возрастанием  роли бюджетной системы в государственном  регулировании экономики и активизацией финансово-бюджетного механизма в условиях перехода к рынку при отсутствии достаточно научно обоснованных решений в области финансово-бюджетной и налоговой политики, бюджетного регулирования, финансовой самостоятельности и укрепления доходной базы бюджетов местных органов самоуправления.

5. Значительным  отставанием в период перехода  к рыночным отношениям теоретических  разработок и практических обоснований  в области бюджетного устройства, бюджетного процесса, межбюджетных  отношений и необходимостью выработки конкретных рекомендаций по решению указанных проблем.

Актуальность  данного исследования подтверждает и тот факт, что решение этих задач отнесено к разряду наиболее важных и первоочередных в новой  Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года и в Программе действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, принятой 13 декабря 1995 года.

Финансово-бюджетные  реформы в Казахстане должны включать: повышение эффективности использования  централизованных финансовых ресурсов государства, совершенствование бюджетного процесса и бюджетной классификации, укрепление доходной базы бюджетов всех уровней, в особенности, местных бюджетов, создание дееспособного механизма межбюджетных отношений. Рамки диссертационной работы не позволили подробно рассмотреть все направления, особое внимание автор уделяет двум последним из них, так как они являются самыми актуальными в условиях Казахстана.

Процесс проведения реформ предполагает предоставление большей  самостоятельности местным органам самоуправления, усиление их роли в решении социально-экономических задач и, следовательно, вызывает необходимость укрепления их финансовой базы, создания принципиально новых финансово-бюджетного и налогового механизмов, определения методики и принципов регулирования межбюджетных отношений.

Теоретические и практические аспекты становления  и развития финансово-бюджетного механизма, бюджетного устройства и межбюджетных отношений, развития системы местных  бюджетов исследовались в трудах видных ученых-экономистов: АИ.Александрова, Д.А.Аллахвердяна, А.М.Бирмана, Д.П. Бо-голепова, В.Г.Болдырева, М.В. Васильевой, Э.А.Вознесенского, Л.А.Дробозиной, А.Е.Есентугелова, АБ.Зейнельгабдина, Н.К.Кучуковой, Л.П.Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б.Поляка, Г.Л.Рабиновича, В.М.Родионовой, М.В .Романовского, Б.М. Са-банти, М.И.Ходоровича, Д.Г.Черника, Г.К.Шеховцова, Н.А.Ширкевич и других.

Вместе с тем, становление финансово-бюджетных  отношений на современном этапе  требует дополнительного анализа  и изучения.  
 
 
 
 

Бюджетное устройство и бюджетная  система.

В государственных  формированиях любого типа обязательным элементом является бюджетная система. Структура бюджетной системы  определяется бюджетным устройством.

Бюджетное устройство - это организация и  принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) - три звена: федеративный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства.

Составными  элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и  организация функционирования.

Принципы  бюджетной системы

  1. принцип единства бюджетной системы— единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  2. принцип сбалансированности — полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
  3. принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые согласно нормативно - правовым актам органов государственной власти, органов власти, органов местного самоуправления;
  4. принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых согласно утвержденным методикам и правилам;
  5. принцип эффективности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
  6. принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;
  7. принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
  8. принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК

Основной целью  диссертационного исследования является комплексный анализ проблем бюджетного устройства и межбюджетных отношений  в Республике Казахстан в условиях перехода от административно-распределительной системы к рыночным условиям, теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного механизма и укреплению доходной базы местных бюджетов.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих  задач: - теоретического переосмысления содержания, сущности, функций и  основных вопросов, решаемых бюджетной  системой Казахстана на различных этапах развития экономики;

- анализа изменения^  бюджетного законодательства в Республике Казахстан и внесения конструктивных предложений по его совершенствованию;

- систематизации  опыта функционирования современных  бюджетных систем и организации  межбюджетных отношений и оценки  возможностей его применения  в Республике Казахстан;

- рассмотрения  современного состояния местных  бюджетов и бюджетных взаимоотношений  в Казахстане, выявления основных  тенденций и противоречий в  их развитии;

- обоснования  предложений и рекомендаций по  решению проблем межбюджетных  отношений, по формированию бюджетных прав республиканских и местных органов власти, доходов и расходов всех уровней, обеспечивающих их самостоятельность в распоряжении бюджетными средствами;

- определения  конкретных путей укрепления  доходной базы местных бюджетов и разработки методологии образования Фонда финансовой поддержки регионов и распределения его средств.

Объектом исследования явились бюджетная система Республики Казахстан, проблемы межбюджетных отношений, складывающиеся в ходе формирования и использования бюджетных ресурсов на республиканском и местном уровнях. В соответствии с этим исследовались бюджетное устройство, бюджетное регулирование и правовое обеспечение бюджетного процесса. По данным проблемам исследовалась и зарубежная практика.

В основу экспериментальной базы положены материалы Парламента (Сената и Мажилиса) Республики Казахстан, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Национальной Академии Наук, Счётного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Государственного Бюджетного Банка, Национального Банка, Главной налоговой инспекции Министерства финансов, Казначейства Министерства финансов, Национального Государственного Комитета по статистике и анализу, Областных финансовых управлений Актюбинской и Алматинской областей, городского финансового управления г.Алматы и других министерств и ведомств и их региональных организаций.

Методологическую  основу составили диалектический метод  познания, функционально-объективный, корреляционно-регрессионный, стати-стико-математический, структурный и сравнительный анализы, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики финансово-бюджетных отношений. Автором изучены законодательные акты, нормативно-правовые документы, материалы представительных и исполнительных органов власти Республики Казахстан, Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам экономического и социального развития, финансово-бюджетной и налоговой политики; проанализирована монографическая отечественная и зарубежная литература, материалы периодических изданий, научно-практическая информация по материалам конференций и семинаров по названным проблемам.

Научная новизна  отражена в следующих результатах, выносимых на защиту:

- на основе  системного и критического анализа  теоретических достижений в области проблем бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Казахстан в условиях формирования рыночной экономики, уточнены понятия "бюджет", "местные бюджеты" и "бюджетный механизм", показаны их новое содержание и приоритеты развития;

- проанализирован  и обобщен опыт некоторых зарубежных  стран в решении проблем бюджетных  отношений между уровнями власти, на основании чего аргументированы  выводы в отношении возможности  его применения в Казахстане;

- обоснована  необходимость изменения пропорций распределения бюджетных ресурсов между республиканским и местными бюджетами;

- аргументирован  переход на взаимоотношения республиканского  бюджета с бюджетами территорий  на основе единой методологии  дифференцированных нормативов (с  учетом социально-экономических особенностей территорий, численности населения и финансово-ресурсного потенциала территорий);

- дополнительно  аргументирована необходимость  сохранения за республиканским  уровнем ведущих позиций в  определении стратегических направлений единой бюджетной политики и развития бюджетной системы;

- обоснована  целесообразность законодательного  разграничения расходов республиканского  бюджета и бюджетов территорий;

- на основе  проведенного анализа развития  межбюджетных отношений обоснована необходимость сочетания практики закрепляющего и долевого методов регулирования бюджетных взаимоотношений в Республике Казахстан с рациональным, на взгляд автора, методом местных надбавок к базовым ставкам общегосударственных налогов;

Информация о работе Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК