Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:06, реферат
Актуальность темы исследования и ее основные направления обусловлены следующими факторами:
1. Выбором Республики Казахстан в июле 1990 года курса на создание независимого государства со свободной рыночной экономикой, национальной финансово-кредитной системой, самостоятельной бюджетной и налоговой политикой.
2. Общей финансово-экономической ситуацией, характеризующейся кризисом в социально-экономической сфере, дефицитом государственного бюджета, возрастанием внутренних и внешних государственных долговых обязательств и необходимостью их погашения.
Введение.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Принципы бюджетной системы
Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение.
Список использованной
литературы
Введение
Становление рыночных отношений в Республике Казахстан предполагает пересмотр ряда положений финансово-экономической теории, бюджетного процесса и практики межбюджетных взаимоотношений. Требуется более глубокое рассмотрение системы финансово-бюджетных отношений на примере конкретной территории, что, в свою очередь, является важной предпосылкой в оценке происходящих в стране и регионах экономических процессов.
Актуальность темы исследования и ее основные направления обусловлены следующими факторами:
1. Выбором Республики Казахстан в июле 1990 года курса на создание независимого государства со свободной рыночной экономикой, национальной финансово-кредитной системой, самостоятельной бюджетной и налоговой политикой.
2. Общей финансово-экономической ситуацией, характеризующейся кризисом в социально-экономической сфере, дефицитом государственного бюджета, возрастанием внутренних и внешних государственных долговых обязательств и необходимостью их погашения.
3. Проведением
в республике радикальных
4. Возрастанием
роли бюджетной системы в
5. Значительным
отставанием в период перехода
к рыночным отношениям
Актуальность данного исследования подтверждает и тот факт, что решение этих задач отнесено к разряду наиболее важных и первоочередных в новой Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года и в Программе действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, принятой 13 декабря 1995 года.
Финансово-бюджетные
реформы в Казахстане должны включать:
повышение эффективности
Процесс проведения реформ предполагает предоставление большей самостоятельности местным органам самоуправления, усиление их роли в решении социально-экономических задач и, следовательно, вызывает необходимость укрепления их финансовой базы, создания принципиально новых финансово-бюджетного и налогового механизмов, определения методики и принципов регулирования межбюджетных отношений.
Теоретические и практические аспекты становления и развития финансово-бюджетного механизма, бюджетного устройства и межбюджетных отношений, развития системы местных бюджетов исследовались в трудах видных ученых-экономистов: АИ.Александрова, Д.А.Аллахвердяна, А.М.Бирмана, Д.П. Бо-голепова, В.Г.Болдырева, М.В. Васильевой, Э.А.Вознесенского, Л.А.Дробозиной, А.Е.Есентугелова, АБ.Зейнельгабдина, Н.К.Кучуковой, Л.П.Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б.Поляка, Г.Л.Рабиновича, В.М.Родионовой, М.В .Романовского, Б.М. Са-банти, М.И.Ходоровича, Д.Г.Черника, Г.К.Шеховцова, Н.А.Ширкевич и других.
Вместе с тем,
становление финансово-
Бюджетное устройство и бюджетная система.
В государственных формированиях любого типа обязательным элементом является бюджетная система. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством.
Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.
Бюджетное
устройство находится в непосредственной
зависимости от государственного устройства
(федеративное или унитарное государство).
В унитарных государствах (Япония,
Италия, Франция, Англия, Украина, Польша),
как правило, имеются два уровня бюджетов:
государственный и местные. В федеративных
государствах (Россия, США, Германия, Канада
и др.) - три звена: федеративный бюджет,
бюджеты членов федерации (штатов, кантонов,
республик) и местные бюджеты. Разнообразием
отличается и система местных бюджетов,
отвечающая административно-
Главное
место в бюджетном устройстве
занимает бюджетная система, представляющая
собой основанную на экономических
отношениях и правовых нормах совокупность
бюджетов отдельных административно-
Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования.
Принципы бюджетной системы
Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК
Основной целью
диссертационного исследования является
комплексный анализ проблем бюджетного
устройства и межбюджетных отношений
в Республике Казахстан в условиях
перехода от административно-
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач: - теоретического переосмысления содержания, сущности, функций и основных вопросов, решаемых бюджетной системой Казахстана на различных этапах развития экономики;
- анализа изменения^ бюджетного законодательства в Республике Казахстан и внесения конструктивных предложений по его совершенствованию;
- систематизации
опыта функционирования
- рассмотрения
современного состояния
- обоснования предложений и рекомендаций по решению проблем межбюджетных отношений, по формированию бюджетных прав республиканских и местных органов власти, доходов и расходов всех уровней, обеспечивающих их самостоятельность в распоряжении бюджетными средствами;
- определения конкретных путей укрепления доходной базы местных бюджетов и разработки методологии образования Фонда финансовой поддержки регионов и распределения его средств.
Объектом исследования
явились бюджетная система
В основу экспериментальной базы положены материалы Парламента (Сената и Мажилиса) Республики Казахстан, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Национальной Академии Наук, Счётного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Государственного Бюджетного Банка, Национального Банка, Главной налоговой инспекции Министерства финансов, Казначейства Министерства финансов, Национального Государственного Комитета по статистике и анализу, Областных финансовых управлений Актюбинской и Алматинской областей, городского финансового управления г.Алматы и других министерств и ведомств и их региональных организаций.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, функционально-объективный, корреляционно-регрессионный, стати-стико-математический, структурный и сравнительный анализы, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики финансово-бюджетных отношений. Автором изучены законодательные акты, нормативно-правовые документы, материалы представительных и исполнительных органов власти Республики Казахстан, Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам экономического и социального развития, финансово-бюджетной и налоговой политики; проанализирована монографическая отечественная и зарубежная литература, материалы периодических изданий, научно-практическая информация по материалам конференций и семинаров по названным проблемам.
Научная новизна отражена в следующих результатах, выносимых на защиту:
- на основе
системного и критического
- проанализирован
и обобщен опыт некоторых
- обоснована необходимость изменения пропорций распределения бюджетных ресурсов между республиканским и местными бюджетами;
- аргументирован
переход на взаимоотношения
- дополнительно
аргументирована необходимость
сохранения за республиканским
уровнем ведущих позиций в
определении стратегических
- обоснована
целесообразность
- на основе
проведенного анализа развития
межбюджетных отношений
Информация о работе Цели и задачи исследования бюджетного устройства и межбюджетных отношений в РК