Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов — участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие бюджетного процесса и полномочия его участников 4
2. Стадии бюджетного процесса 10
3. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

финансовое право бюджетный процесс.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Для осуществления  бюджетно-финансового контроля создан специальный орган государственного управления – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ст. 166.2, 268 БК РФ).

Очень широки и  важны в целом для бюджетной  деятельности государства контрольные  полномочия счетной палаты РФ. Это  конституционный орган, который  осуществляет бюджетный контроль на всей территории Российской Федерации. Она образуется на основании ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Председатель Счетной палаты и половины состава ее аудиторов назначаются Государственной Думой. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Совета Федерации.

Основы деятельности Счетной палаты закреплены в ст. 167.1 БК РФ, действует она на основании  Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и занимается постоянной проверкой, контролем и  мониторингом правильного расходования бюджетных средств. Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 195 БК РФ, проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период для внесения замечаний и предложений направляется Государственной Думой в Счетную палату РФ, а в соответствии сп. 2 ст. 264.4 БК РФ, внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета также осуществляется Счетной палатой РФ.

В соответствии с БК РФ финансовый контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269). Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, следят за правильным и целевым использованием субсидий и субвенций, С этой целью проводят проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

В ст. 270.1 БК РФ закреплены также понятие и функции внутреннего  финансового аудита. Органы исполнительной власти и местной администрации  вправе создавать подразделения  внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые должны следить за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетной отчетности, осуществлять меры по повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Следует заметить, что финансовый контроль не только обеспечивает успешную бюджетную деятельность в государстве, но и делает эту  деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с  коррупцией.

 

Заключение

Бюджетный процесс, как и любой юридический процесс, представляет собой деятельность, обеспечивающую реализацию соответствующих материально-правовых норм. Он выполняет служебную роль по отношению к материальному бюджетному праву. Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны. В связи с этим основы его регулирования заложены в Бюджетном кодексе РФ (часть третья), а особенности определяются в нормативных актах субъектов Федерации и муниципальных образований.

В бюджетный  процесс вовлечено значительное число участников. Их перечень дан в ст. 152 БК РФ, а полномочия закреплены в последующих статьях (ст. 153-163 БК РФ).

Бюджетный процесс  в Российской Федерации состоит  из четырех стадий: составление проекта  бюджета; рассмотрение и утверждение  бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Стадии бюджетного процесса – это совокупность действий органов государственной власти или органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса, характеризующаяся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого органа.

 

Список литературы

  1. Барциц, И.Н. Финансовое право: учеб. /  И.Н. Барциц, Г.В. Петрова. – М.: РАГС, 2010. – 424 с.
  2. Бюджетное право: учеб. пособие / под ред. М.В. Карасевой. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
  3. Крохина, Ю.А. Бюджетное право: учеб. / Ю.А. Крохина. – М.: Юрайт, 2011. – 460 с.
  4. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учеб. / Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
  5. Мальцев, В.А. Финансовое право: учеб. / В.А. Мальцев. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  6. Финансовое право: учеб. / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
  7. Финансовое право: учеб. / под ред. С.В. Запольского. – М.: Контракт: Волтерс Клувер, 2011. – 792 с.
  8. Финансовое право: учеб. / под ред. И.И. Кучерова. – М.: Эксмо, 2011. – 592 с.

1 Финансовое право: учеб. / под ред. И.И. Кучерова. – М.: Эксмо, 2011. – С. 180.

2 Финансовое право: учеб. / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2009. – С. 78.

 


Информация о работе Бюджетный процесс