Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов — участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие бюджетного процесса и полномочия его участников 4
2. Стадии бюджетного процесса 10
3. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

финансовое право бюджетный процесс.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива  Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций  муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. При этом проект соответствующего бюджета составляется в порядке, установленном органом государственной власти или местной администрацией в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета  субъекта РФ и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В случае если проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета  муниципального района, проект бюджета  городского округа) составляется и  утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района, городского округа). Если же проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.

Под среднесрочным  финансовым планом понимается документ, содержащий основные параметры бюджета, при этом значения показателей среднесрочного финансового плана и основных показателей проекта бюджета должны соответствовать друг другу.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

В целях своевременного и качественного составления  проектов бюджетов соответствующие  финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Порядок и сроки  составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требований, установленных БК РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок и сроки  составления проектов бюджетов субъектов  РФ и проектов бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с соблюдением требований, устанавливаемых БК РФ и законами субъектов РФ.

Порядок и сроки  составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение бюджета.

Правительство РФ, правительства субъектов Федерации и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Комитеты и  комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета  и вынести по нему сводное заключение. В настоящее время порядок  рассмотрения бюджета в четырех чтениях закреплен в ст. 196 БК РФ2.

Бюджетным кодексом РФ предусматривается, что Государственная  Дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном  бюджете. К нему прилагается ряд документов и материалов.

При необходимости  внесения изменений и дополнений в законодательные акты по налогам  Правительство РФ представляет в  Государственную Думу проекты соответствующих  федеральных законов.

Расходы в проекте  федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной и ведомственной бюджетной классификации с расшифровкой целевых статей и видов расходов.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной  политики на следующий год.

До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете  в первом чтении комитеты и комиссии Госдумы представляют в Комитет  Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам заключения по данному  законопроекту, на основании которых  указанный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Госдумы.

При рассмотрении Госдумой проекта Закона РФ о федеральном  бюджете РФ в первом чтении Госдума  обсуждает его концепцию и  прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов Федерации; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов; принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Госдума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии правительству. В случае передачи проекта бюджета Российской Федерации в согласительную комиссию, которая состоит из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, ответственных за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Госдумы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о  федеральном бюджете принимается постановление Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При рассмотрении Госдумой проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Госдума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов  Федерации сведения о распределении  доходов от федеральных налогов  и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденные при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной год в  третьем чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету.

Затем Госдума  рассматривает проект закона о федеральном  бюджете в четвертом чтении в  течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект принимается в целом. Принятый Госдумой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия.

Следует обратить внимание на то, что после голосования  в четвертом чтении в Госдуме  проект закона о бюджете становится законом.

Если федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года, Госдума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В случае изменения  финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем  на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Госдуме снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и  дополнений не принимается в указанный  срок, Правительство РФ имеет право  на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

На территории каждого субъекта Федерации порядок  и условия образования, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются  соответствующими представительными  органами власти, Которые принимают законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Третья стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета.  

Исполнение  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета  обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, что закреплено ст. 215.1 БКРФ.

В Российской Федерации  существует казначейское исполнение бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной  власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового  обслуживания исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением.

Финансовый  орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений  в бюджет и кассовых выплат из бюджета  в текущем финансовом году.

Составление и  ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Исполнение  бюджетов по доходам (ст. 218 БК РФ) предусматривает:

• зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

Информация о работе Бюджетный процесс